ПОРТРЕТНАЯ ФОТОГРАФИЯ

Время творчества: как создавать абстрактные портреты

Станьте мастером портретной съемки и экспериментируйте с мультиэкспозицией, светографикой, игрой света и тени, а также другими приемами съемки для создания замечательных абстрактных фотографий.
Несколько ярких световых полос окутывают силуэт модели, которая положила руки на бедра и позирует на черном фоне.

В истории искусства человека успели выразить через множество абстрактных образов — от кубизма Пикассо до скульптур Генри Мура. В фотографии абстрактный портрет может стать окном в альтернативную реальность, чтобы зрители могли абстрагироваться от стандартных образов людей, которые мы видим каждый день. Здесь нет правил и необходимости в точном техническом исполнении. Вместо точного воссоздания выбранного для съемки объекта в этом жанре важнее показать посыл и наполнить изображения искренними эмоциями. Это также отличная возможность оценить свои навыки работы с камерой и найти вдохновение для экспериментов и творчества.

1. Играйте с тенями

На этом черно-белом изображении голова модели запечатлена крупным планом на черном фоне, а тень от трафарета мандала падает на ее лоб и лицо.

Черно-белый портрет идеально подчеркивает игру света и тени. Снято на камеру Canon EOS R6 с объективом Canon RF 50mm F1.8 STM и следующими параметрами: 1/500 сек., f/4 и ISO 100.

Модель сидит в лучах солнца на черном фоне, перед ней на штативе расположен трафарет мандала, который отбрасывает тени на ее кожу.

Круглый трафарет мандала, расположенный между яркими лучами солнца и объектом съемки, образует интересные тени. Объектив Canon RF 85mm F2 Macro IS STM обеспечивает идеальное фокусное расстояние для создания подобных портретов крупным планом.

Почему бы вам не создать интересный баланс света и тени на теле модели? Для этого понадобится лишь трафарет, то есть объект необычной формы с отверстиями или прорезями, через которые будет проникать свет. Такие объекты для ограничения света называются гобо. Даже осмотревшись у себя дома, вы найдете множество предметов, которые справятся с ролью гобо. Плед крупной вязки, решетка радиатора, жалюзи, дуршлаг и даже ветви деревьев или садовая мебель — все это можно эффективно применить. Мы выбрали круглый трафарет с узором мандала. Конечно, вы также можете изготовить собственные уникальные гобо из картона, вырезав нужную форму с помощью канцелярского ножа.

Ключом к созданию теней идеальной формы с помощью гобо станет выбор источника света с направленным лучом. Прямые солнечные лучи станут прекрасным вариантом, однако вы также можете воспользоваться фонарем, лампой накаливания или вспышкой Speedlite. Чем меньше источник света, тем более четкую форму будут иметь тени. Поднесите гобо как можно ближе к лицу, а если работаете с искусственным освещением, то разместите источник света как можно дальше от объекта и сделайте так, чтобы он был единственным. Главное в абстрактных портретах — это отсутствие необходимости в наличии профессионального оборудования для создания качественных изображений. Вам идеально подойдет цифровая зеркальная камера для новичков, такая как Canon EOS 850D, со стандартным или портретным объективом. Для настройки камеры выберите режим приоритета диафрагмы (Av) и попробуйте применить 1–2 ступени отрицательной экспокоррекции, чтобы тени получились эффектными и глубокими.

2. Сюрреалистичные отражения

Фотограф держит камеру прямо над землей, нацелив объектив на несколько осколков зеркала.

Несколько осколков разбитого зеркала можно использовать для создания атмосферных портретов. ЖК-экран с переменным углом наклона на камере Canon EOS R6 очень удобен при съемке с нижнего ракурса.

Несколько осколков зеркала лежат на земле, а в большом осколке отражается голова и верхняя часть тела мужчины, который смотрит в другую сторону.

Расскажите историю о личных переживаниях с помощью разбитого зеркала. Снято на камеру Canon EOS R6 с объективом Canon RF 50mm F1.8 STM и следующими параметрами: 1/60 сек., f/22 и ISO 640.

Зеркала могут пробудить у зрителя сильные эмоции в отношении собственной личности, поэтому являются идеальным атрибутом для создания абстрактных портретов. При работе с зеркалами бывает трудно запечатлеть объект под нужным углом и правильно расположить его в отражении. Также необходимо выбрать фокус на фигуре в отражении или непосредственно зеркале, поскольку эти два объекта будут находиться на разных плоскостях фокусировки. Если вы хотите, чтобы оба объекта были четкими, попробуйте выбрать узкую диафрагму, например f/16, поскольку так вы получите достаточно большую глубину резкости.

Используя зеркало, можно создать целый ряд абстрактных изображений, экспериментировать с автопортретами и ракурсами. Если у вас есть небольшое ручное зеркало, вы можете попросить модель держать его возле лица, чтобы создать сюрреалистичный портрет, однако также можно использовать несколько больших зеркал и создать эффект бесконечной рекурсии.

3. Рисуем светом

Несколько ярких световых полос окутывают голову и верхнюю часть тела модели, которая позирует на черном фоне.

Яркие световые следы могут создать атмосферный, драматичный эффект. Снято на камеру Canon EOS R6 с объективом Canon RF 24-105mm F4-7.1 IS STM и следующими параметрами: 44 мм, 8 сек., f/16 и ISO 100.

Модель стоит перед установленной на штатив камерой, положив одну руку себе на бедро. Стоящий за ней мужчина держит мерцающий разноцветный светодиодный источник света.

Фонарик или мерцающий светодиод (такой можно изготовить дома или купить на ярмарке) можно использовать для создания переливающихся световых полос вокруг объекта при съемке с длительной выдержкой.

Хотя мы видим реальность линейно, камера может запечатлеть несколько моментов сразу и объединить их на одной фотографии. Длительная выдержка позволяет создавать разнообразные абстрактные эффекты, среди которых одним из наиболее привлекательных является светографика.

Перемещая источник света, например цветной фонарик, в кадре в течение нескольких секунд, можно создать невероятные рисунки светом. Чтобы сделать портреты с эффектом светографики, необходимо снимать в темной комнате (не нужно, чтобы в ней было абсолютно темно), после чего попросить модель занять максимально статичное положение и установить камеру на штатив. Правильные настройки экспозиции будут зависеть от мощности фонарей и освещенности сцены, однако начать стоит с ручного режима (M) с выдержкой 13 секунд, диафрагмой f/16 и ISO 100. Нажмите кнопку спуска затвора, после чего начните водить фонарем или другим источником света плавными движениями, чтобы рисовать светом. Попробуйте рисовать как перед объектом, так и за ним, чтобы добавить эффекту глубины, а также посветить на лицо модели, чтобы оно также оказалось в центре внимания зрителя — не забудьте, что это необходимо сделать сбоку, чтобы вы сами не попали в кадр.

4. Съемка через стекло

Мужчина смотрит в видоискатель камеры, снимая модель через покрытую каплями воды стеклянную дверь.

Съемка через стекло позволит создать эффект размытия объекта, а капли воды на стекле помогут сделать кадр более атмосферным.

Женщина закрыла глаза и повернула лицо в сторону. Ее силуэт размыт и запечатлен через стекло, по которому стекают капли воды.

Широкая диафрагма f/2.8 в сочетании с четкостью объектива Canon RF 50mm F1.8 STM позволяет нанести на стекло на переднем плане немного воды, вместе с тем обеспечив размытие лица на заднем плане. Снято на камеру Canon EOS R6 со следующими параметрами: 1/200 сек., f/2.8 и ISO 320.

Прозрачные поверхности идеально подходят для создания абстрактных портретов. Если разместить между объектом съемки и камерой матовое стекло, тонкий слой шелковой ткани или любой другой объект с полупрозрачной структурой, объект получится размытым, однако лицо модели будет казаться чем-то сюрреалистичным и красивым. Попробуйте разместить объект съемки в стороне от окна и попросите его посмотреть в сторону источника света, затем запечатлейте его с другой стороны стекла. Поэкспериментируйте с точкой фокусировки — возможно, стоит сфокусировать камеру на поверхности между вами и человеком, чтобы его силуэт получился размытым. Брызги воды на стекле помогут создать меланхоличное настроение, особенно если вы снимаете в пасмурный день.

5. Работа с мультиэкспозицией

Контуры лица и плеч женщины будто покрыты смесью красной и синей краски.

Съемка портрета на ярком фоне позволяет использовать двойную экспозицию для наложения второго слоя исключительно на контур. Снято на камеру Canon EOS R6 с объективом Canon RF 50mm F1.8 STM и следующими параметрами: 1/250 сек., f/5 и ISO 100.

На ЖК-экране камеры видно изображение головы и плеч женщины на фоне яркого неба, с наложенными на это изображение брызгами красной и синей краски.

Режим мультиэкспозиции на камере Canon EOS R6 позволяет накладывать на портреты любые изображения. Мы запечатлели яркие брызги краски для создания яркой композиции.

Режим мультиэкспозиции на камере Canon позволяет объединять две или больше фотографий в одно изображение для реализации концептуальных идей и создания абстрактных эффектов. Этот эффект появился еще на пленочных камерах, когда один кадр пленки экспонировался дважды. Однако камера Canon, например EOS R6, позволяет вывести эту технику съемки на новый уровень. После выбора нескольких экспозиций в меню камеры нужно сделать первый снимок, после чего при выборе композиции для следующего снимка на экране, поверх отображения Live View, будет демонстрироваться предыдущее изображение, что позволит оптимально подобрать новую композицию. Такого эффекта также можно добиться при постобработке в программе Canon Digital Photo Professional (DPP).

При съемке портретов с двойной экспозицией попробуйте запечатлеть объект в профиль на светлом фоне, например на фоне окна или неба. Затем, при создании второго кадра, он поможет создать интересный эффект по контуру головы. Что касается наполнения второго (или любого последующего) кадра, оно может быть совершенно любым. Вы можете выбрать городской пейзаж или пейзаж на природе, выбрать любимый объект человека с первого кадра, запечатлеть животное или даже другого человека.

Когда будете заниматься портретной съемкой в следующий раз, иначе взгляните на ситуацию и попробуйте выразить свое творческое видение любым из представленных здесь методов.


Автор: Джеймс Патерсон

Вам также могут быть интересны...

  • Беззеркальные камеры

    EOS R6

    Что и как бы вы ни снимали, EOS R6 позволит вам раскрыть свой творческий потенциал по-новому.
  • Цифровые зеркальные фотокамеры

    EOS 850D

    Новый уровень управления творческими возможностями: создавайте фотографии с высокой детализацией и потрясающие видео в формате 4K с помощью легкой цифровой зеркальной камеры с возможностями подключения, которая вдохновляет и впечатляет возможностями.
  • Стандартный объектив

    RF 50mm F1.8 STM

    Компактный, тихий и легкий 50-мм фикс-объектив RF с широкой диафрагмой f/1.8, который идеально подойдет для реализации ваших творческих идей.
  • Объективы RF

    RF 24-105mm F4-7.1 IS STM

    Идеальный объектив для повседневной съемки на полнокадровые зеркальные камеры. RF 24-105mm F4-7.1 IS STM — это простой в использовании, легкий и компактный объектив, который поможет вам вывести свою фотографию на новый уровень.
  • Объективы RF

    RF 85mm F2 MACRO IS STM

    Объектив RF 85mm F2 MACRO IS STM обеспечивает универсальность съемки на малом расстоянии благодаря небольшому сжатию перспективы, характерному для телеобъективов, и стабилизации изображения, эквивалентной 5 ступеням экспозиции, в компактном и легком корпусе.

Статьи по теме

  • ПОРТРЕТНАЯ ФОТОСЪЕМКА

    Сказочные портреты

    Десять экспертных советов по созданию магических изображений от Рози Харди.

  • ПОРТРЕТНАЯ ФОТОСЪЕМКА

    Высокий и низкий ключ в портретном освещении

    Научитесь создавать классические конфигурации освещения для качественных атмосферных портретов.

  • ПОРТРЕТ

    Квир-фотографии, полные чувств

    Небинарный фотограф Луис Пейнтер рассказывает о фотосъемке квир-сообщества.

  • ДОМАШНИЕ ПРОЕКТЫ

    Обустройте собственную домашнюю студию

    Познакомьтесь с креативными способами использования вспышки и снимайте потрясающие портреты без лишних затрат.