ВСПЫШКА

Фиксация и компенсация экспозиции вспышки

Узнайте больше о том, как настроить вспышку Speedlite в соответствии с выбранным объектом, используя фиксацию и компенсацию экспозиции вспышки.

Раньше правильный выбор экспозиции при съемке со вспышкой означал кропотливые вычисления на основании ведущего числа, расстояния между вспышкой и объектом, а также значения диафрагмы. К счастью, замер вспышки через объектив (E-TTL и E-TTL II) изменил этот процесс, и фотографировать со вспышкой Speedlite можно одним нажатием кнопки. Но даже так в некоторых случаях можно немного помочь вспышке с замером, чтобы получить снимки более высокого качества.

Система оценочного замера на камерах Canon EOS используется для замера экспозиции при естественном освещении и работает вместе с системой E-TTL для вспышек. Перед экспонированием вспышка срабатывает на небольшой мощности, после чего камера замеряет свет этой вспышки. После этого камера выставляет значение основной вспышки, чтобы обеспечить правильную экспозицию с выбранным значением диафрагмы.

В некоторых случаях при съемке с естественным светом также требуется корректировка экспозиции — обычно она необходима при съемке чрезвычайно светлых или темных объектов. Это происходит потому, что камера откалибрована для съемки сцен со средней тональностью. Пользователь может считать показания с области со средней тональностью и воспользоваться функцией фиксации экспозиции для удержания этого значения для основной сцены либо настроить на камере функцию компенсации экспозиции.

Поскольку вспышки E-TTL и E-TTL II используют одинаковую систему замера, показания замера вспышки также могут быть некорректными для светлых или темных объектов. В этом случае необходимо исправить их с помощью функций фиксации экспозиции вспышки (FEL) или компенсации экспозиции вспышки (FEC).

Фиксация экспозиции вспышки

Фиксация экспозиции вспышки (FEL) позволяет камере запоминать экспозицию для любой выбранной области объекта, пока вы продолжаете искать композицию с помощью видоискателя. Чтобы считать показания FEL, необходимо поместить область объекта со средней тональностью в центральную часть видоискателя и нажать кнопку фиксации экспозиции / фиксации экспозиции вспышки (если на вашей камере это разные кнопки). Сработает вспышка, и камера запомнит показания без экспонирования. Эти показания хранятся в течение 16 секунд, чтобы вы могли повторно выбрать композицию и сделать снимок.

Функция FEL предлагает полный контроль над экспозицией вспышки. Пользователь выбирает область для считывания показаний.

FEL особенно полезна при съемке поверхностей с сильными отражающими свойствами, такими как зеркала. Из-за них в кадре нередко возникают яркие пятна света, вызванные отражением света вспышки непосредственно в камеру. Обычное считывание вспышки обнаружит этот яркий свет и уменьшит мощность вспышки, чтобы компенсировать его. В итоге вы получите недодержку вспышки. Этой проблемы можно избежать, если считать показания FEL для области сцены со средней тональностью и без отражающих поверхностей.

Если объект не имеет среднего тона, вы можете выбрать для FEL более светлую или темную область, после чего применить компенсацию экспозиции вспышки для регулировки параметров (больше об этом ниже).

Функция FEL не ограничивается работой лишь с установленной на камеру вспышкой Speedlite. Ее также можно применять при работе со вспышкой на выносной колодке или подключенной через систему беспроводного управления Canon вспышкой.

Предупреждающие сигналы

Фиксация экспозиции вспышки также обеспечивает удобную проверку охвата вспышки. При нажатии кнопки фиксации экспозиции или FEL справа от значка молнии/вспышки в видоискателе появится зеленая звезда. Это напомнит вам о фиксации экспозиции вспышки. Однако если значок молнии/вспышки начнет мигать, это означает, что мощности вспышки недостаточно для правильной экспозиции при текущих параметрах. Необходимо выбрать более широкую диафрагму или приблизиться к объекту и снять новые показания.

Стоит отметить, что зеленый индикатор подтверждения работы вспышки на задней панели Speedlite необходимо использовать осторожнее, если вы работаете в режиме FEL. Этот индикатор обычно загорается примерно на три секунды после экспонирования, если вам удалось достичь корректной экспозиции вспышки. Однако в режиме FEL и при отсутствии предупреждения о недостаточном охвате в видоискателе индикатор подтверждения будет всегда гореть зеленым светом, даже если вы находитесь вне диапазона охвата после повторного выбора композиции. Индикатор подтверждения использует информацию с предварительной вспышки FEL, а не с экспозиции для основной вспышки.

Проблема второй шторки

Экспозиция вспышек E-TTL и E-TTL II измеряется до начала экспонирования. Это может стать проблемой при синхронизации вспышки по второй шторке и изменении расстояния от камера до объекта во время экспонирования. Основой экспозиции станет изначальное расстояние до объекта, однако вспышка сработает в момент конца экспонирования, когда расстояние будет иным. В итоге на изображении будет заметна недодержка или передержка — это будет зависеть от того, в каком направлении двигался объект во время экспонирования. Если вы можете управлять ситуацией, то воспользуйтесь считыванием FEL для объектов в их конечной позиции, после чего попросите их занять исходное положение перед началом экспонирования.

Фотография ярко освещенной сцены, сделанная через окно. Запечатленные при контровом свете страницы с нотами и другие объекты на переднем плане кажутся переэкспонированными.

Вспышка замерила свет яркой сцены за окном, в результате чего было добавлено слишком много света, а объекты на переднем плане получились размытыми.

Та же фотография ярко освещенной сцены, сделанная через окно. Страницы с нотами и другие объекты на переднем плане были запечатлены при контровом свете, но с правильной экспозицией.

Благодаря функции фиксации экспозиции вспышки фотограф подобрал оптимальную мощность ее срабатывания, чтобы выделить детали объектов на переднем плане в условиях яркого контрового света, но не допустить передержку.

Компенсация экспозиции

Датчики замера в камере EOS откалиброваны под объекты со средней тональностью (также известные как 18% серого). Во время предварительного срабатывания вспышки Speedlite ее свет отражается от объекта и попадает в камеру. Если основная область объекта не имеет среднего тона, экспозиция вспышки будет неверной.

Несмотря на то, что фиксации экспозиции вспышки является крайне эффективным решением проблемы, стоит помнить о следующих нюансах. В первую очередь, показания FEL хранятся в камере всего 16 секунд. Это время можно продлить путем несильного нажатия кнопки спуска затвора, однако это не всегда удобно. Во-вторых, для каждой экспозиции необходимо сохранять новые показания FEL, поскольку оперативные данные не сохраняются в камере после срабатывания затвора. Более того, объект может попросту не располагать областью со средней тональностью, необходимой для считывания FEL.

Альтернативный вариант — использовать компенсацию экспозиции вспышки (FEC). С этой функцией можно просто ввести уровень компенсации, после чего он будет применяться ко всем экспозициям вспышки, пока вы не вернете его к нулевому значению. Компенсацию экспозиции вспышки также можно настраивать на некоторых вспышках Speedlite — в таком случае это значение будет иметь приоритет перед значением FEC, установленным на камере.

Конечно, FEC предназначена для пользователей, которые знают, какой уровень компенсации необходим при съемке различных объектов. Как и во многих других аспектах фотографии, это умение приходит с опытом. Однако объекты с очень светлой тональностью требуют повышения уровня экспозиции от +0,5 до +1,5 ступени, а темные объекты требуют компенсации на −1 или −2 ступени.

Если вы хотите добавить деталей в темных областях или создать блики в глазах человека или животного при съемке с дневным светом и работе со вспышкой, итоговый результат может выглядеть несколько неестественным в случаях, когда камера самостоятельно рассчитывает диафрагму и мощность вспышки. Если вы хотите, чтобы эффект был более мягким, попробуйте выбрать значение компенсации от −1 до −2,5 ступени.

Три сделанные с разными уровнями вспышки версии одной фотографии человека, который сидит на мотороллере Vespa недалеко от берега реки, упираясь одной ногой в землю.

Пример брекетинга экспозиции вспышки (слева направо): стандартная, недодержка (-1) и передержка (+1).

Брекетинг экспозиции вспышки

Брекетинг экспозиции вспышки (FEB) — это удобная функция, доступная на моделях Speedlite EL-1, Speedlite 600EX-RT, 600EX II-RT, Macro Ring Lite MR-14EX II и Macro Twin Lite MT-26EX-RT. Она позволяет без труда создавать серии из трех изображений с разным уровнем экспозиции вспышки. Шаг экспозиции можно изменять с 0,3 ступени до 3 ступеней. Необходимо экспонировать изображения в режиме покадровой съемки и ожидать восстановления вспышки после каждого срабатывания.

Обычно используется следующая последовательность брекетинга — стандартная, недодержка и передержка, однако ее можно изменить на иную (недодержка, стандартная, передержка) с помощью функции пользовательской настройки на вспышке Speedlite.

Функция брекетинга полезна, если вы не уверены в том, какое значение компенсации экспозиции требуется. Однако обычно можно понять, в какую сторону компенсировать экспозицию. Посредством настройки компенсации экспозиции и FEC на камере можно обеспечить сдвиг стандартной настройки для брекетинга экспозиции вспышки. К примеру, при установке значения компенсации экспозиции +0,3 ступени серия со значениями −0,3, 0,0 и +0,3 ступени превратится в 0,0, +0,3 и +0,6 ступени.

Не стоит волноваться, если на вашей вспышке Speedlite отсутствует брекетинг экспозиции вспышки или если вы не поняли принцип расчета. Брекетинг можно выполнить вручную, просто меняя значение компенсации экспозиции вспышки между созданием изображений. Просматривайте каждое изображение на ЖК-дисплее камеры сразу же после его создания и меняйте значение компенсации в зависимости от предыдущих результатов.

Баланс E-TTL

Камеры EOS-1D X Mark III, EOS R5 и EOS R6 предлагают функцию баланса E-TTL в меню управления внешней вспышкой Speedlite. Здесь можно регулировать баланс яркости для объекта и фона посредством выбора значений «Стандартный», «Приоритет дневного света» или «Приоритет вспышки». В стандартном режиме приоритет не отдается ни дневному свету, ни свету вспышки. Приоритет дневного света станет хорошим решением, если вы хотите создать максимально естественные изображения, поскольку в нем объем света вспышки уменьшается по сравнению с объемом дневного света. Это особенно полезно при съемке темных сцен, поскольку предотвращает чрезмерно яркую подсветку объекта съемки.

Приоритет вспышки необходимо выбирать, если вы решили, что вспышка Speedlite будет основным источником света. Этот режим полезен, если вы хотите нивелировать тени на объекте или заднем плане.

Если вы создаете портреты, также будет полезно воспользоваться этими элементами управления камерой и переключить замер E-TTL II на оценочный (с приоритетом лица). Таким образом камера во время замера экспозиции вспышки будет выбирать в качестве приоритетного объекта лицо модели.

Angela Nicholson

Похожие статьи

  • ВСПЫШКА

    Основы работы со вспышками Speedlite

    Научитесь рассчитывать мощность вспышки для идеальных экспозиций, а также работать с автоматическим управлением, доступным на вспышках Speedlite.

  • ВСПЫШКА

    Использование зума на вспышках Speedlite

    Откройте для себя зум вспышек Canon Speedlite и узнайте, как функция автозумирования обеспечивает оптимальное соответствие охвата вспышки фокусному расстоянию используемого объектива.

  • ВСПЫШКА

    Беспроводное управление вспышкой

    Узнайте, как использовать вспышку Speedlite отдельно от камеры, и научитесь управлять ей в беспроводном режиме для создания творческих эффектов при фотосъемке.

  • ВСПЫШКА

    Использование заполняющей вспышки

    Как встроенная вспышка камеры, так и Speedlite помогают раскрыть детали в тенях и преобразить портретные изображения.

  • Подпишитесь на рассылку

    Нажмите здесь, чтобы получать вдохновляющие истории и интересные новости от Canon Europe Pro