3D-фотограмметрия — это процесс воссоздания физического объекта для изготовления точной 3D-модели. Этот метод можно использовать для съемки любых объектов — от людей и исторических артефактов до самолетов, построек и объектов даже большего размера.
«Это отличный способ изучить объект и сделать его уменьшенную копию, чтобы осмотреть его и оценить текстуру, — говорит Джон Морис, менеджер по маркетингу продукции в Canon Europe. — Схожего результата можно достичь с помощью компьютерной графики, однако с ней вы никогда не сохраните нюансы и детали, которые позволяет воссоздать фотограмметрия».
Возможности цифровой фотограмметрии и 3D-моделирования безграничны — эта техника применяется в промышленном производстве, инженерных проектах, а также сферах дизайна, развлечений и здравоохранения. «Создание 3D-модели человека может помочь в диагностике и отслеживании хода лечения, — поясняет Джон. — А в промышленной отрасли возможность создать 3D-модель позволяет избежать лишних затрат на изготовление прототипа».
3D-фотограмметрия: превращая фотографии в 3D-модели
3D-фотограмметрия — это крайне специализированная область, которая характеризуется процессом, требующим тщательного подхода. «Нужно сделать много фотографий объекта, включая общую область в 2/3 смежных изображений, для создания 3D-карты, — говорит Джон. — Так что при съемке на одну камеру ее необходимо понемногу и крайне точно перемещать для корректного наложения».
По этой причине для 3D-фотограмметрии обычно используют специальные конструкции со множеством камер. Камеры расположены таким образом, чтобы объект можно было запечатлеть со всех ракурсов за один подход. Затем все изображения выгружают в специальную программу, которая проверяет наложение и генерирует 3D-геометрию.
Компания Sample & Hold, ведущий поставщик услуг 3D-сканирования, использует две такие конфигурации: одну для сканирования в полный рост и одну для сканирования головы. «В конфигурации для сканирования в полный рост задействовано 154 камеры, — говорит Сэм Джексон, один из основателей компании. — Это относительно компактное крепление, однако на нем установлено значительное количество камер. Они обеспечивают съемку человека со всех сторон и срабатывают одновременно, что позволяет получить целый ряд изображений без сдвига по времени, которые затем можно выгрузить в ПО Reality Capture. Эта программа использует все данные изображений и находит одинаковые области, после чего создает из них сферическое изображение 360°».
Есть ли у вас оборудование Canon?
Какая камера лучше всего подходит для 3D-фотограмметрии?
При создании конфигурации на основе крепления с более чем 100 камерами стоит обратить внимание на более недорогие варианты. «Для таких задач отлично подходят цифровые зеркальные камеры начального уровня, — говорит Джон. — И объективы примерно того же уровня. Популярны 50-мм объективы, поскольку они достаточно недорогие и обеспечивают необходимый уровень качества».
Одним из преимуществ выбора камер Canon EOS для 3D-фотограмметрии — это широкий ряд решений, поддерживающих эту систему. «Существует целый ассортимент продуктов с разной ценовой политикой, — говорит Джон. — Если вам потребуются адаптеры переменного тока, вы сможете заказать их у нас. Мы также предлагаем Canon SDK [Комплект средств разработки], который позволяет сторонним разработчикам создавать специализированные рабочие процессы с учетом особенностей аппаратного обеспечения Canon. А при замене камер на новые можно просто обновить SDK, чтобы добавить поддержку новых устройств — так рабочий процесс останется прежним».
Сэм говорит, что 3D-фотограмметрия не требует особых возможностей, которые доступны только на камерах профессионального уровня. «Сейчас мы используем Canon EOS 2000D и Canon EOS M6 Mark II, то есть камеры начального уровня, — говорит он. — EOS 2000D оснащена 24-МП датчиком изображения, который обеспечивает достойный уровень качества. То же можно сказать и о EOS M6 Mark II, хотя ее датчик имеет разрешение 32,5 МП. Мы приобрели эту камеру в качестве эксперимента, поскольку раньше никогда не работали с беззеркальными камерами. Теперь мы задумываемся о съемке исключительно на EOS M6 Mark II, поскольку это действительно хорошая камера.
Описание работы Canon EOS Digital SDK
Мы не стали переходить на полнокадровый формат отчасти потому, что камеры APS-C обеспечивают большую глубину резкости, что крайне важно при обработке данных».
В конфигурации для сканирования в полный рост Sample & Hold используют объективы 100 мм, 85 мм и 50 мм, такие как Canon EF 85mm f/1.8 USM и Canon EF 50mm f/1.8 STM, где разные фокусные расстояния применяются для акцента на важных участках, например стопах и руках. В конфигурации для головы используются объективы 40 мм и 50 мм, такие как Canon EF 40mm f/2.8 STM.
«Мы всегда работаем с фикс-объективами, — говорит Сэм, — поскольку они обеспечивают стабильный результат даже при транспортировке крепления.
Камеры начального уровня не предназначены для такой эксплуатации, поэтому бывает, что их затворы срабатывают не одновременно, а с некоторой задержкой. Чтобы избежать этой проблемы, мы используем вспышки для управления экспозицией. Мы снимаем в темной студии и запускаем камеры с выдержкой 1/3 или 1/5 сек., после чего одновременно активируем все вспышки для экспонирования. Мы управляем камерами с помощью ПО Smart Shooter и синхронизируем устройства с помощью Esper TriggerBox».
Фотограмметрия с конфигурацией из нескольких камер
Esper предоставляет многокамерные конфигурации и решения для 3D-сканирования разработчикам видеоигр и компаниям из сферы визуальных развлечений, а также поставщикам услуг рекламы, исследовательским центрам, мгновенным фотокиоскам и другим компаниям. Директор компании Ник Футс говорит, что при настройке системы для 3D-фотограмметрии важнее всего учитывать использование получившихся файлов.
«Во время консультации я сразу же спрашиваю, в чем заключается цель использования. Это будет определять разрешение и формат. На основании этого будет сформирован основной рабочий процесс, — рассказывает он. — Так что если файлы будут применяться в интернет-магазине, и заказчику не требуется сверхвысокое разрешение, я считаю, что нет смысла использовать конфигурацию даже из 60 камер, направленных на объект».
«Если вы собираетесь создать видеоигру в 4K, вам может потребоваться до 160 камер, однако для создания небольших 3D-моделей людей на FDM-принтере, для этого хватит 30–50 камер. 3D-принтер банально не сможет воссоздать разрешение, которое вы получите с конфигурацией с большим числом устройств».
«Если это довольно небольшой статичный объект, можно найти экономичное решение с 3–4 камерами, расположенными полукругом, дополнительным освещением и столом с поворотной столешницей, — продолжает Ник. — Более того, можно сделать качественные изображения для фотограмметрии даже с помощью всего одной камеры, однако нужно понимать масштаб работ и то, как съемка впишется в общий рабочий процесс».
Сэм из Sample & Hold также рекомендует начинать свой путь в этой сфере с конфигурации с одиночной камерой. «Любой может заняться фотограмметрией на локации, используя дневной свет и всего одну камеру, — говорит он. — Если выбран неподвижный объект, например дом, вам не нужно работать с множеством камер, ведь можно просто запечатлеть его на одну камеру, меняя ее положение.
Даже на YouTube есть целый ряд видеоуроков, которые помогут достичь нужного результата. А затем эти изображения можно обработать в бесплатной программе для 3D-моделирования с открытым исходным кодом вроде Meshroom. Таким образом можно создать ряд прекрасных моделей».