СТАТЬЯ

Популяризация через искусство: проект Аиды Мулуне для WaterAid

A woman in a red dress and holding a blue umbrella walks through shallow water dragging a chain of jerry cans behind her.
Фотограф из Эфиопии Аида Мулуне получила задание создать фотосюжет о нехватке воды. Эта фотография под названием «Оковы ограничений» (The Shackles of Limitations) отражает жестокую иронию жизни — в Эфиопии огромные запасы грунтовых вод, однако из-за нехватки оросительных систем жители имеют ограниченный доступ к чистой питьевой воде. Снято на камеру Canon EOS 5D Mark III (в продаже доступно новое поколение: Canon EOS 5D Mark IV) с объективом Canon EF 70-200mm f/2.8L IS II USM (в продаже доступно новое поколение: Canon EF 70-200mm f/2.8L IS III USM) и следующими параметрами: 102 мм, 1/125 сек., f/14 и ISO 100. © Аида Мулуне

В 2018 году организация WaterAid совместно с H&M Foundation попросила Аиду Мулуне, фотографа и художника из Эфиопии, создать фотопроект на тему нехватки воды в Африке и влияния этой проблемы на жизнь местных женщин. Аида также занимается фотожурналистикой, однако в рамках этого проекта амбассадор Canon решила использовать необычные образы, чтобы привлечь внимание более широкой аудитории.

«Думаю, что WaterAid были заинтересованы в работе со мной, поскольку я организую выставки и смогу продемонстрировать свои работы в разных городах и странах, — говорит она. — Я не хотела создавать историю в стиле фотожурналистики, поскольку считаю, что большинство людей уже не реагирует на подобные изображения».

На изображениях Аиды — театральный реквизит, краска на теле, синие и красные платья, а их содержание делает проект инновационным в отношении демонстрации экологической проблемы, ведь здесь отсутствуют шаблонные изображения, которые мы регулярно видим в сюжетах гуманитарных организаций и СМИ об Африке.

A woman sits on a black-and-white striped carpet with a red sheet billowing around her shoulders. The moon is partially visible in the sky behind her.
Эту фотографию под названием «Сияние звезды, свечение Луны» (Star Shine, Moon Glow) Аида сделала последней в рамках проекта. «Она повествует о том, что определенные составляющие естественной жизни женщин стали барьером на пути к самоопределению, — говорит она. — Луна символизирует менструальный цикл, а крылья окрашены в красный цвет, что создает аллюзию на жизнь и кровь. Одно из крыльев и луна были добавлены при постобработке». Снято на камеру Canon EOS 5D Mark III с объективом Canon EF 70-200mm f/2.8L IS II USM и следующими параметрами: 88 мм, 1/125 сек., f/16 и ISO 100. © Аида Мулуне
Canon Professional Services

Есть ли у вас оборудование Canon?

Зарегистрируйте свое оборудование и получите доступ к бесплатным консультациям экспертов, обслуживанию оборудования, интересным мероприятиям и специальным предложениям — участвуйте в программе Canon Professional Services

Как велась работа над проектом для WaterAid?

«Я редко работаю по заданию организаций и тщательно выбираю из предлагаемых проектов, однако WaterAid предложили мне работу на условиях свободного творчества, и я была очень рада получить такой опыт. Я попросила предоставить мне информацию, связанную с проблемой доступа к воде, в частности в Эфиопии. Люди в странах Запада зачастую даже не представляют себе, как вода влияет на все аспекты их жизни. Я поняла, что нехватка воды ограничивает женщин и негативно влияет как на их здоровье, так и на уровень образования. Во время менструации, к примеру, девочки предпочитают не ходить в школу из-за отсутствия надлежащих средств гигиены. Я решила организовать изображения таким образом, чтобы каждое из них олицетворяло собой отдельную тему».
Two women in red dresses and wearing blue headscarves stand either side of a set of blue steps with a black-and-white striped structure on it.
Сооружение на снимке, названном «Лестница» (Steps), символизирует туалет, а красная дверь над уровнем земли — невозможность попасть в него. Аида и ее помощники привезли часть лестницы на место съемок, а затем на этапе постобработки воссоздали все остальное. Снято на камеру Canon EOS 5D Mark III с объективом Canon EF 70-200mm f/2.8L IS II USM и следующими параметрами: 125 мм, 1/125 сек., f/14 и ISO 100. © Аида Мулуне
A woman in a long blue dress stands on a rock with a chain of jerry cans behind her. Another woman in a red dress sits on the side of the rock.
Эта фотография получила название «Зная дорогу в завтрашний день» (Knowing the Way to Tomorrow) и посвящена женщинам, в частности жительницам деревень и сел, которые занимаются тяжелым физическим трудом, доставляя воду всей своей семье. «Женщина в левой части изображения тащит за собой несколько канистр, а женщина справа несет инсеру — традиционный глиняный сосуд для транспортировки воды», — рассказывает Аида. Снято на камеру Canon EOS 5D Mark III с объективом Canon EF 70-200mm f/2.8L IS II USM и следующими параметрами: 105 мм, 1/125 сек., f/10 и ISO 100. © Аида Мулуне

В чем заключается важность выбранной цветовой гаммы, костюмов и реквизита?

«Зрители всегда отмечают в моих работах именно яркие цвета, однако все не так просто: культурные отсылки, которые жители Эфиопии распознают моментально, могут вызвать совершенно иные чувства у людей из других стран. Я начала работать с основными цветами, поскольку мне нравится их интенсивность, но также поскольку это цвета православных церквей Эфиопии, возле которых я росла — можно сказать, что это подсознательное стремление».

«Желтая канистра является символом транспортировки воды по всей Африке. Вы можете ехать по пустыне и все равно встречать женщин — и только женщин — несущих эти желтые канистры. Живопись на теле также является неотъемлемой частью моего творчества. Мне очень нравится, как она используется в различных культурах мира, не имеющих между собой никакой исторической связи. Что касается костюмов, мне нравится стиль одежды, который можно увидеть на архивных портретах 30-х и 40-х годов: идеальные прически в стиле афро и свободные накидки — тогда люди выглядели невероятно эффектно».

A woman in a blue dress sits on a red bench in the desert wearing a mask made from a jerry can. Another woman stands in the background.
Эта фотография под названием «Тяготы, которые мы терпим» (The Sorrows We Bear) наполнена символами, связанными с влиянием грязной воды на здоровье людей. «Красная кровать олицетворяет носилки, которые используются для переноски больных в сельской местности, — говорит Аида. — Маска, изготовленная из канистры, символизирует болезни, причиной которых становится грязная питьевая вода». Снято на камеру Canon EOS 5D Mark III с объективом Canon EF 70-200mm f/2.8L IS II USM и следующими параметрами: 70 мм, 1/125 сек., f/10 и ISO 100. © Аида Мулуне
Two women in blue dresses with flowing trains stand in a desert landscape.
Фотография «Далекие эхо снов» (Distant Echos of Dreams) — это попытка Аиды представить себе скуку, с которой справляются женщины при переноске воды на огромные расстояния, а также их мечты о светлом будущем для себя и своих детей. Снято на камеру Canon EOS 5D Mark III с объективом Canon EF 70-200mm f/2.8L IS II USM и следующими параметрами: 120 мм, 1/125 сек., f/11 и ISO 100. © Аида Мулуне

С какими сложностями была связана съемка в такой локации?

«Я хотела снимать в Эфиопии, поскольку у нас много замечательных мест для съемки. Я решила отправиться в регион Афар, где уже снимала музыкальный клип для Фатуматы Диавара, певицы из Мали. Однако я не знала, справится ли с такими условиями мое оборудование, — там очень жарко, до 45–48 °C, поэтому нам приходилось начинать работу в 4:30 утра. Место съемок также находилось довольно далеко от города, и от нас требовалась слаженная работа. Палящее солнце и горячий ветер пустыни, возможно, и делают съемку сложнее, однако с визуальной точки зрения это настоящая мечта фотографа».

Two elderly Chinese cormorant fishermen sit in their boats in near darkness. One has a cormorant sitting on his shoulder.

Съемка угасающей традиции на камеру EOS 5D Mark IV

Амбассадор Canon Джоэл Сантос фотографирует последних китайских рыбаков с бакланами в сложных условиях освещения.

Почему вы решили сделать выбор в пользу Canon EOS 5D Mark III и Mark IV?

«Первую серию фотографий для WaterAid я создала еще в июне 2018 года с камерой Canon EOS 5D Mark III, а затем вернулась к проекту, чтобы сделать больше фотографий с помощью нового поколения этой модели — Canon EOS 5D Mark IV. Обе камеры здорово проявили себя — я ни разу не столкнулась с техническими неисправностями. Я рада, что Canon EOS 5D Mark IV теперь поддерживает съемку с соотношением сторон 1:1 — на первой фотосессии мы заклеивали часть экрана на задней панели камеры, чтобы точно формировать композиции».

«Я стараюсь выполнять 90% работы на съемочной локации — я обращаюсь к постобработке, только когда мне нужно добавить творческие эффекты, например создать копию человека в кадре, или убрать небольшие нюансы, связанные с макияжем. Для меня очень важно, чтобы камера точно и без каких-либо искажений воссоздавала мои композиции. Модель Canon EOS 5D Mark IV максимально точно передает цвета и сохраняет цветовой баланс. В прошлом я использовала ряд других камер, но ни одна из них не обеспечивала столь высокое качество, как камеры Canon. Эти устройства также позволяют снимать длительное время. Они имеют мощный аккумулятор, надежную конструкцию и достойные объективы, что позволяет мне решать любые задачи съемки. Это также важно для путешествий, будь то ради моих художественных проектов или фотожурналистики».

A woman in a red dress and holding a blue umbrella stands in shallow water holding a white jug. Another woman crouches behind her, filling her water jug.
Основой изображения «Тяготы сегодняшнего дня» (Burden of the Day) стали встречи женщин возле колодцев, где они помогают друг другу и завязывают дружеские отношения. Снято на камеру Canon EOS 5D Mark III с объективом Canon EF 70-200mm f/2.8L IS II USM и следующими параметрами: 155 мм, 1/125 сек., f/14 и ISO 100. © Аида Мулуне

Каким образом вы выбирали объективы для съемки в таких условиях?

«Я выбрала модель Canon EF 70-200mm f/2.8L IS II USM за высокое оптическое качество и отличные характеристики. На большинстве моих фотографий отсутствуют тени, а еще мне нравится максимально сжимать перспективу — этот объектив позволяет создавать в таком режиме четкие изображения. Обычно я фотографирую при естественном освещении; лишь несколько лет назад я приобрела первые вспышки, что тоже отражает высокое качество этого объектива. Также я часто печатаю свои фотографии и поэтому действительно ценю точную цветопередачу, которую обеспечивает эта модель. Я хочу получить нужные оттенки красного и синего, когда печатаю изображения для демонстрации на выставке».

Ваше творчество спонтанно? Или вы продумываете каждый аспект?

«Я отправляюсь на съемки, будто я режиссер — с персонажами, костюмами и раскадровкой. Однако магию творчества нельзя просчитать заранее — это как проявление духовной составляющей. Иногда я создаю зарисовки, затем пытаюсь реализовать задумку, но ничего не получается, и в итоге нам приходится адаптироваться уже на месте съемок. Невозможно просчитать взгляд модели; я стремлюсь фотографировать моделей, когда они смотрят на меня особым пронзительным взглядом. Все участники процесса действительно рады, когда нам удается создать такой кадр».

A woman wearing face paint and a red dress sits in front of a complex pattern of water pipes and disconnected taps.
На этом изображении под названием «Доступ» (Access) трубы символизируют городской водопровод, а символы крана — отсутствие подключения к нему. «В некоторых районах Аддис-Абебы бывает так, что люди неделями живут без доступа к чистой воде», — говорит Аида. Снято на камеру Canon EOS 5D Mark III с объективом Canon EF 70-200mm f/2.8L IS II USM и следующими параметрами: 70 мм, 1/125 сек., f/14 и ISO 100. © Аида Мулуне

Какого эффекта вы рассчитываете добиться от этого проекта и других своих работ?

«Я нахожусь на том этапе карьеры, когда мне хочется привлечь внимание более широкой аудитории. Я понимаю, что искусство можно использовать для защиты тех или иных концепций. Считаю интересным, что люди по-разному реагируют на мои работы в зависимости от собственного опыта. Иногда в Эфиопии парикмахеры или туристические компании используют мои изображения для оформления витрин. Мы обращаемся к ним и говорим, что это не этично, однако я считаю занятным то, что они нашли красоту в моих работах и решили использовать их вместо обычного портрета известной личности».

«Я счастлива, потому что мои проекты видит все больше людей. Думаю, что искусство должно быть универсальной формой общения независимо от того, где живет тот или иной человек. Я не пытаюсь спасти мир, а лишь хочу внести вклад в развитие своей страны и континента. Я знаю, насколько однотипны фотографии Африки, которые выбирают СМИ — они вообще не затрагивают сложные исторические моменты и не обращаются к настоящей жизни местных жителей. Я предлагаю людям другую перспективу, и людям нужно увидеть как можно больше разных взглядов».

Автор Rachel Segal Hamilton


Оборудование Аиды Мулуне

Оборудование, которое профессионалы используют для создания фотографий

Canon Ambassador Aïda Muluneh looks through the lens of a Canon EOS 5D Mark IV on a tripod.

Камера

Canon EOS 5D Mark IV

При любых условиях съемки вы можете положиться на надежную конструкцию и универсальные возможности этой камеры. «Она максимально точно передает цвета и сохраняет цветовой баланс; это настоящая "рабочая лошадка", — говорит Аида. Она имеет мощный аккумулятор, надежную конструкцию и достойные объективы, что позволяет мне решать любые задачи съемки».

Объектив

Canon EF 70-200mm f/2.8L IS III USM

Новое поколение объектива Canon EF 70-200mm f/2.8L IS II, который так нравится Аиде. «Я часто печатаю свои фотографии и поэтому действительно ценю точную цветопередачу, которую обеспечивает этот объектив», — говорит она.

Аксессуары

Canon Speedlite 430EX III-RT

Оцените новые возможности освещения с мощной, удобной и компактной вспышкой Speedlite. Радиочастотное управление позволяет легко управлять внешней вспышкой, что откроет для вас новые способы создания креативных фотографий. «Я настоящий фанат этой компактной вспышки, — говорит Аида. — Она располагает отличным функционалом и может по-разному использоваться для творчества, поскольку поддерживает дистанционное управление».

Похожие статьи

Смотреть все

Подпишитесь на рассылку

Нажмите здесь, чтобы получать вдохновляющие истории и интересные новости от Canon Europe Pro

Зарегистрируйтесь сейчас