БИЗНЕС

Борьба с творческим выгоранием: советы по поиску вдохновения

Как заново полюбить фотографию? Два профессионала на своем примере рассказывают о творческом выгорании и делятся советами, которые помогут вновь разжечь творческую искру.
Кудрявый пеликан взлетает с темной воды в болотистом устье Дуная; фото сделано Йонасом Классоном.

«Я понял, что для меня фотография — это любимое занятие, а не способ порадовать других людей, поэтому я и дальше будут заниматься ей так, как давно привык», — говорит фотограф птиц Йонас Классон. Снято на камеру Canon EOS R3 с объективом Canon RF 400mm F2.8L IS USM, экстендером Canon RF 1.4x и следующими параметрами: 560 мм, 1/2000 сек., f/4 и ISO 3200. © Йонас Классон

Творческая искра — это источник жизненной силы в работе фотографа. Скорее всего, если вы чувствуете, что создаете нечто принципиально новое, то привлекаете больше заказчиков и реализуете проекты, которые вам нравятся и приносят свои плоды. Но что происходит, когда вами овладевает творческое выгорание?

Этому эффекту сложно дать определение, однако выгорание может приобретать форму физического недомогания, апатии и творческого изнеможения в отношении работы. Это полное отсутствие идей и боязнь негативных последствий — на полное восстановление после такого состояния может уйти довольно много времени. Люди, работающие в любой творческой индустрии, могут на себе ощутить эффект выгорания или уже знают, насколько трудно в таком состоянии продолжать работу в студии или на локации, когда зависишь от стабильного источника дохода.

Все больше фотографов сталкиваются с дополнительными источниками стресса — требованиями к регулярному созданию нового контента, работой на протяжении всего дня, столкновением с реалиями жизни в неблагоприятных условиях съемки, поддержанием бизнеса на плаву в индустрии с высокой конкуренцией, а также общением с требовательными клиентами. Кроме того, теперь к этому добавляются и ожидания к контенту, который вы выгружаете в социальных сетях. Может показаться, что поддержание рабочего творческого ритма — это слишком сложно, и в первую очередь необходимо всегда сохранять в себе любовь к выбранному ремеслу.

Профессиональные фотографы с многолетним опытом также подвержены творческому выгоранию, и мы попросили двух амбассадоров Canon поделиться своими историями. Ванда Мартин, венгерский портретный и фэшн-фотограф из Лондона, работает с клиентами уровня Dior, Atlantic Records и Burberry. Шведский фотограф-натуралист Йонас Классон увлеченно снимает птиц, и его удостоенные наград изображения можно увидеть на выставках по всему миру.

В этой статье они обсуждают признаки творческого застоя, а также дают советы по восстановлению и рекомендации по профилактике этого явления.

Автопортрет фэшн- и портретного фотографа Ванды Мартин в черной куртке, надевшей розовое ожерелье и длинную жемчужную серьгу и обернувшей голову в полотенце.

«Постоянная работа не оставляет сил и времени для экспериментов, анализа собственных работ или новых возможностей — через некоторое время такая тенденция становится абсолютно нездоровой, — говорит Ванда, которая оттачивала навыки фотографа, делая автопортреты. — Нужно находить время на свои увлечения, чтобы к вам пришло вдохновение, — вы сразу же заметите результат в новых работах». Снято на камеру Canon EOS-1D X Mark III с объективом Canon EF 24-70mm f/2.8L II USM и следующими параметрами: 24 мм, 1/80 сек., f/8 и ISO 2500. © Ванда Мартин

Фотограф Йонас Классон стоит в выставочном зале рядом со своим изображением Night Hunter — удостоенной наград фотографией бородатой неясыти.

Йонас столкнулся с симптомами творческого выгорания после того, как его фотография Night Hunter (на фото во время выставки его работ Beyond Dreams) принесла ему победу в конкурсе, и им заинтересовались разные СМИ. «Если одно изображение становится чрезвычайно популярным, это очень классно, но вместе с тем и опасно, — говорит он. — Не стоит каждый раз пытаться преодолеть эту планку, поскольку вы лишь потратите лишние силы».

Определите явные признаки выгорания

Классический симптом выгорания, на который следует обратить внимание, — это повторяемость фотографий и творческая стагнация. Ванда тоже обнаружила, что начала повторяться, — непреднамеренно стала делать практически одинаковые фотографии для разных заказчиков — что стало для нее сигналом о выгорании после периода интенсивной работы.

«Я перестала искать разнообразие в сюжетах, позах, ракурсах и освещении; и это было не в той степени, когда можно просто заявить, что это ваш фирменный стиль или визуальная эстетика, — отмечает она. — Между наличием особого стиля и скучным, повторяющимся результатом лежит очень тонкая грань».

Йонас, в свою очередь, столкнулся с выгоранием, когда внезапно приобрел известность после выхода своей второй книги и фотографии с бородатой неясытью Night Hunter, которая принесла ему победу в категории «Природа — Животные» конкурса Siena International Photo Awards 2020.

«Я очень сильно устал и не мог заниматься творчеством; это можно сравнить с обмороком, — говорит он. — Я просто не был готов к такому обильному вниманию, ведь когда я запустил в продажу вторую книгу, я находился в центре творческого пути — создавал книги, организовывал выставки, проводил лекции — и все казалось мне занимательным и комфортным. А затем я внезапно вынужден был познать совершенно иные масштабы».

«Я побывал на 10 разных телешоу в Швеции, давал интервью по всему миру и получал запросы на проведение выставок и лекций в разных уголках планеты. Я не ожидал такого эффекта; меня продолжали спрашивать: "Что у вас в дальнейших планах?", и я не знал, что ответить. Я решил не пытаться превзойти то изображение, поскольку когда происходит такое, важно не менять свою стратегию и оставаться на том пути, что выбрал изначально».

Логотип Canon Redline Challenge.

Redline Challenge

Узнайте больше о теме конкурса этого года «Ничего лишнего» и о процедуре приема заявок на участие.
Золотистая щурка охотится на насекомых поздним вечером; фото сделано в Румынии Йонасом Классоном.

«Я все еще работаю над этим, — говорит Йонас о восстановлении после творческого выгорания. — Я полгода просто сидел в офисе и пытался придумать хоть одну идею или сделать пару фотографий для одного из проектов. В итоге я смог выйти из этого состояния, выключив компьютер и отправившись на природу, что помогло мне прислушаться к собственным мыслям. В марте 2024 года я выпускаю свою третью книгу». Снято на камеру Canon EOS R3 с объективом Canon RF 400mm F2.8L IS USM и следующими параметрами: 1/3200 сек, f/4 и ISO 400. © Йонас Классон

Повторный поиск творческого пути после выгорания

Йонас справился с давлением и восстановился, погрузившись в спокойствие природы — среды, которая и была причиной его любви к фотографии.

«Чтобы справиться с этим, я стал чаще выбираться на природу и искать внутренний баланс, стараясь прислушаться к собственным мыслям, — говорит он. — Мне просто потребовалось некоторое время, чтобы осмыслить произошедшее и текущее положение дел — именно так я вновь вышел на правильный путь. Я не прикасался к камере в течение шести месяцев. Просто не мог. Это было слишком, я сразу чувствовал паническую атаку. Я навоображал себе целый замок ожиданий, которым должен был соответствовать».

«После шести месяцев, что я провел в размышлениях на природе, я понял, что не буду ничего менять, и просто буду делать то же самое, что делал на протяжении последних 10 лет. Мое решение — выключить компьютер, оставить камеру дома и отправиться на природу».

Автопортрет Ванды Мартин в пышном наряде, созданный с помощью объектива «рыбий глаз», к которому она протягивает руку.

Ванда вновь открыла для себя любовь к фотографии, занимаясь личным проектом во время самоизоляции, и предлагает всем тем, кто испытывает выгорание, также вернуться к тому, что стало для них источником любви к фотографии. Снято на камеру Canon EOS-1D X Mark II (в продаже доступно новое поколение: Canon EOS-1D X Mark III) с объективом Canon EF 8-15mm f/4L Fisheye USM и следующими параметрами: 8 мм, 1/640 сек., f/8 и ISO 640. © Ванда Мартин

Снова начните фотографировать для себя

Самоизоляция во время Covid-19 внезапно стала для Ванды возможностью вернуться к личному проекту, который вернул ей творческую искру. «Творчество на самоизоляции помогло мне понять, что раньше я слишком сильно фокусировалась на коммерческих заказах, что в итоге и стало причиной повторяемости снимков, — говорит она. — На тот момент я работала профессиональным фотографом уже 14 лет, и во время самоизоляции смогла вернуться к истокам и поработать над личным концептуальным проектом под названием Songs of Innocence and Experience. Я была сама по себе и обнаружила в своем распоряжении много свободного времени».

Тот проект Ванды — это пронизывающий время коллаж из автопортретов, который она сама описывает как «отражение постмодернистской любви», — именно он помог ей проанализировать и ярко выразить свое мнение о любви в формате необычной арт-терапии. По ее словам, как только вы возьмете камеру, чтобы поснимать для себя без какого-либо давления, то начнете экспериментировать с техническими приемами, которые раньше могли не замечать.

«Я смогла попробовать ряд новых приемов съемки — для некоторых из них даже требовались подручные средства — и поэкспериментировать без какой-либо ответственности перед клиентом. Я творила исключительно ради того, чтобы творить, — говорит Ванда. — Иронично, что именно во время самоизоляции это дало мне ощущение свободы, и фотография вновь стала для меня способом уйти от реальности. Я чувствовала настоящую свободу — совсем как когда в 17 лет впервые влюбилась в фотографию».

Снег падает на человека, стоящего на Великой Китайской стене с ярким розовым зонтом в руках. Снято Джоэлом Сантос.

Минимализм в фотографии

Наличие свободного пространства в кадре может помочь в создании наиболее выразительных изображений. Профессиональные фотографы Джоэл Сантос и Владимир Рыс делятся советами по созданию минималистичных фотографий.
Большие белые цапли охотятся за рыбой в болотах Бхаратпура, Индия, на этой фотографии, сделанной Йонасом Классоном.

«Для меня столь внезапная известность, когда я вдруг оказался на самых популярных телеканалах Швеции, стала большим стрессом, и таким образом в моей карьере настал момент, где я смог проанализировать свое положение и найти смысл в том, чем я занимаюсь, и причину моей любви к этому делу, — говорит Йонас. — Я делаю это, поскольку люблю природу. Природа дает мне чувство свободы». Снято на камеру Canon EOS R5 с объективом Canon RF 400mm F2.8L IS USM и следующими параметрами: 1/2000 сек., f/5.6 и ISO 1250. © Йонас Классон

Листья плавают в ванне, украшенной свечами, на этой фотографии, сделанной Вандой Мартин.

«Настоящая свобода — это когда на вас не давит необходимость демонстрировать проект клиенту или кому-либо еще, пока вы не будете полностью удовлетворены результатом, — говорит Ванда. — Просто экспериментируйте, учитесь новому и развлекайтесь. Очень важно, чтобы эта увлеченность не угасла». Снято на камеру Canon EOS-1D X Mark II (в продаже доступно новое поколение: Canon EOS-1D X Mark III) с объективом Canon EF 24-70mm f/2.8L II USM и следующими параметрами: 24 мм, 1/200 сек., f/6.3 и ISO 3200. © Ванда Мартин

Не бойтесь выгорания

Оба фотографа считают, что для поддержания свежего визуального стиля необходимо находить время на хобби. Йонас обнаружил, что рыбалка позволяет ему выкинуть из головы фотографию и в следующий раз вернуться к камере с новыми идеями.

«Отправляясь рыбачить на лодке на весь день, начинаешь думать о самых разных вещах, а не только о создании фотографий и работе. Разум словно освобождается от всего лишнего, и в голове появляется место для идей, — говорит он. — Мне оказалось полезно выделять на себя время и ездить в такие места — именно тогда лучшие идеи и приходят в голову. Найдите себе увлечение, выполните творческую перезагрузку и просто найдите внутренний баланс без лишних мыслей в голове».

Ванда согласна с ним, однако она предпочитает выбираться в город и встречаться с другими людьми. «Я считаю, что очень полезно бывает на несколько часов, дней или даже на пару недель отложить работу в сторону, чтобы сходить на концерт, посмотреть пару фильмов или постановок, посетить выставку или отправиться в путешествие, а также побольше общаться с людьми, — говорит она. — Это совсем не связано с работой, однако это позволяет найти новые источники вдохновения, и такой подход можно считать как подзарядкой, так и поиском новых идей».

«Я думаю, что выгорание может произойти, если вы теряете свою любовь к тому, что раньше нравилось вам больше всего. Когда фотография перестает быть вашим хобби и превращается в работу, наступает самый сложный период — то есть момент, когда она становится источником дохода, и вам приходится работать над заказами без творческой составляющей, чтобы оплатить счета. Думаю, что важнее всего снимать проекты для себя, чтобы оставаться счастливыми и полными ярких идей».

Lorna Dockerill

Related articles

Подпишитесь на рассылку

Нажмите здесь, чтобы получать вдохновляющие истории и интересные новости от Canon Europe Pro