СТАТЬЯ

«Они не пригласят вас в свой дом»: Бике Депоортер рассказывает о преодолении границ

A family of four sit in a car with a creamy-coloured leather-upholstered interior, looking at Christmas lights, some of which are reflected in the windscreen of the car.
Семья смотрит на рождественские огни, кажется, забыв о фотографе, которого они только что встретили. «Для меня ночь — это особенное время суток», — говорит Бике. Фотография из проекта I Am About to Call It a Day, снято в декабре 2010 года на камеру Canon EOS 5D Mark II с объективом Canon EF 17-40mm f/4L USM. © Бике Депоортер / Magnum Photos

Некоторые фотографы постепенно развивают взаимоотношения с фотографируемыми людьми в течение нескольких лет или даже десятилетий. Но бельгийский фотограф Бике Депоортер в своей работе над личными проектами использует совершенно другой подход. Амбассадор Canon путешествовала по России, США и Египту, проводя каждую ночь дома у незнакомых ей людей и фотографируя происходящее.

За это время ей довелось запечатлеть людей, кутающихся в одеяло, обнаженных, отдыхающих в бане, хаос подростковой спальни и те семьи, где каждый день все собираются вместе и смотрят телевизор. На ее изображениях показана личная жизнь этих людей, снимки рассказывают об этих домах то, что могло бы скрыться от глаз фотографа с более традиционным подходом. В необычных условиях съемки эти люди стесняются меньше и становятся более открытыми.

Семья смотрит на рождественские огни, кажется, забыв о фотографе, которого они только что встретили. «Для меня ночь — это особенное время суток», — говорит Бике. Фотография из проекта I Am About to Call It a Day, снято в декабре 2010 года на камеру Canon EOS 5D Mark II с объективом Canon EF 17-40mm f/4L USM. © Бике Депоортер / Magnum Photos
Christian Ziegler’s

Подпишитесь на рассылку

Нажмите здесь, чтобы получать вдохновляющие истории и интересные новости от Canon Europe Pro

«Все знают, что на утро я уйду, поэтому мы проведем вместе всего несколько часов, — объясняет Бике. — С незнакомцем легче поделиться секретом, чем с близким другом, которого ты видишь каждый день — незнакомца ты видишь первый и последний раз в своей жизни. Для меня ночь — это особенное время суток, а люди в своих домах — это совершенно другие люди. Когда становится темно, меняется атмосфера. В некотором смысле люди становятся более настоящими. На улице вы пытаетесь наделить себя определенными качествами. Я и сама так делаю. Но когда вы возвращаетесь домой, вы снимаете маску».

Изначально Бике применила этот метод путешествий и документальной фотографии из необходимости, еще во время обучения в магистратуре в области фотографии в Королевской академии изящных искусств в Генте, Бельгия. В рамках дипломного проекта она поехала в Россию с запиской, написанной для нее русской девушкой, с которой Бике общалась в сети. В записке говорилось: «Я ищу место, где могу провести ночь. Мне не хотелось бы ночевать в отеле, потому что у меня не так много денег, и мне хотелось бы увидеть, как живут люди в России. Возможно, я могла бы переночевать у вас? Спасибо большое за вашу помощь!»

Проект под названием Ou Menya («У меня») приковал к Бике внимание общественности и принес ей премию Magnum Expression Award в 2009 году. Она устроилась на работу в это агентство в качестве стажера в 2012 году, в возрасте всего 25 лет, а теперь является полноправным членом команды.

canon-pro-bieke-depoorter-magnum-image3
Бике отличается нестандартным подходом к съемке незнакомых людей. Она говорит так: «С незнакомцем легче поделиться секретом, чем с близким другом, которого ты видишь каждый день — незнакомца ты видишь первый и последний раз в своей жизни». Фотография из проекта I Am About to Call It a Day, снято в ноябре 2011 года на камеру Canon EOS 5D Mark II с объективом Canon EF 17-40mm f/4L USM. © Бике Депоортер / Magnum Photos

Применение такого же подхода в США для проекта 2010 года под названием I Am About to Call It a Day («Мне уже пора отдохнуть») было совершенно другим опытом. Бике поняла, что в Америке ей будет сложнее, чем в России, поскольку знание языка означало, что с ней, вероятно, захотят пообщаться.

Тем не менее, ей удалось запечатлеть американцев, у которых она оставалась на ночь, не мешая им, что позволило сделать много кадров личных моментов. Изображения из этой серии — на грани вуайеризма, пример тому — фотография женщины, которая купается в выточенной из камня ванной (см. выше), и портреты обнимающихся парочек. Этот проект также освещает отношения внутри семьи, обычаи и традиции. К таким изображениям можно отнести фотографию, на которой семья смотрит на рождественские огни (см. выше) и несколько фотографий, на которых братья и сестры отдыхают в своих спальнях.

In a room with bare walls and worn woodwork, a bed is piled with patterned bedding. A child sits in the bed, looking at the window as a pigeon flies towards it. Six other pigeons have settled on the bed and door frame.
Чтобы преодолеть языковой барьер и обеспечить свою безопасность, Бике путешествовала по Египту с переводчицей, которая договаривалась о пребывании фотографа в домах незнакомых людей. Взаимопонимание между двумя сторонами было необходимой составляющей. Фото из книги As It May Be. Снято в марте 2012 года в Каире на камеру Canon EOS 5D Mark II с объективом Canon EF 17-40mm f/4L USM. © Бике Депоортер / Magnum Photos

В рамках нового проекта она побывала в Египте восемь раз (с 2011 года по 2017), и результатом стала книга под названием As It May Be («Как бы то ни было»), опубликованная на английском языке в феврале 2018 года издательством Aperture. Изначально Бике поехала в Египет по заданию, но после его выполнения она решила остаться там еще на некоторое время. Она была заинтересована настороженным отношением к людям, в частности к иностранным журналистам, в свете революции января 2011 года.

Я хотела найти доверие в том месте, где его нет.

«Я хотела найти доверие в том месте, где его нет, — объясняет она. — Это выглядело, будто бы люди защищают свою личную жизнь. Они очень приветливы на улице, но они не пригласят вас в свой дом». Чтобы решить эту проблему, она попросила помощи у женщины из Бельгии, которая жила в Египте и свободно говорила по-арабски. «Мы вместе ездили по маленьким и большим городам, целый день гуляли, пока не находили того, кто доверял нам и кому мы могли доверять. Затем мы договаривались о том, что я проведу ночь в этом доме, и моя спутница оставляла меня одну».

In a room lit by warm sunlight, three women and three children relax after a meal. A tray with empty plates and cutlery is on the carpeted floor and the back of a TV faces the camera. A small child sits on the lap of woman having her hair brushed, while the other children sit and the other women sip drinks.
Бике убеждена, что дом — это особенное место. Ее увлекает то, насколько по-другому люди выглядят, когда им не нужно поддерживать свой публичный образ. Фото из книги As It May Be. Снято в сентябре 2013 года в Каире на камеру Canon EOS 5D Mark II с объективом Canon EF 24-70mm f/2.8L II USM. © Бике Депоортер / Magnum Photos

В определенный момент Бике поняла, что сделала достаточно фотографий, и создала пробную версию книги. Но ее стали одолевать мысли о том, что этого недостаточно. «Было неправильно публиковать такое, ведь эта книга не отражала всех аспектов страны, — вспоминает она. — Многим в Египте просто не нравится фотография либо они не хотят показывать, как выглядит их личная жизнь. Я много думала о том, как решить эти проблемы».

«Я решила вернуться в Египет с пробником книги и показать ее людям на улицах. Не тем же людям, которых я фотографировала, а другим. Я показывала ее сотрудникам банка, фермерам и людям, не умеющим читать или писать. Я показывала ее открытым людям и тем, кто был очень консервативен. Я давала им время полистать книгу и написать свои комментарии прямо на фотографиях».

A page from Bieke's book, As It May Be, shows some of the comments written on a photo of a girl standing against a wall in a corridor, with her parents on the other side of the wall, in the living room. Her father sits on a sofa, touching his head, while her mother lies on the floor, her head on a pillow.
Когда Бике показала свою книгу As It May Be жителям Египта, они стали писать на фотографиях комментарии, а затем другие люди стали комментировать комментарии других, что вылилось в настоящее обсуждение изображений на страницах книги. Снято на камеру Canon EOS 5D Mark II с объективом Canon EF 17-40mm f/4L USM. © Бике Депоортер / Magnum Photos
English typed words sit on top of the Egyptian Arabic words that were written in Bieke's book, As It May Be. The comments include "My dad's always sitting like this," "Where there are conflicts between the mother and father, it affects the children," and "How did he agree to let his wife be photographed like this?"
Комментарии в книге Бике As It May Be — это сочетание поучений, критики и юмора. Они дополняют богатую палитру историй, представленных в этих изображениях. Это можно понять по добавленному в книгу переводу комментариев на английский. © Бике Депоортер / Magnum Photos

Некоторые люди оставляли комментарии к изображениям, а другие комментировали эти комментарии. «Там начались целые дискуссии о религии, культуре, фотографии и иногда даже о политике, — говорит Бике. — Люди, которые никогда друг с другом не разговаривали, обменялись мыслями через изображения». Чем больше писали люди, тем менее различимыми становились детали изображения. К примеру, портрет женщины начал исчезать под жаркой дискуссией относительно того, нужно ли ей было прикрывать руки одеждой.

Следующий шаг

Проект As It May Be является лишь шагом Бике на ее творческом пути, ведь она не хочет ограничиваться фотографиями. В 2017 году она в сотрудничестве с музыкантом Маттиасом де Крэне создала свой первый короткометражный фильм под названием Dvalemodus. Он был снят в норвежской деревне Скаланд на камеру Canon C100 Mark II, поэтому на съемках она смогла использовать свои объективы Canon. «Выполнить такой переход было очень легко», — говорит она.

Идея фильма возникла у нее, когда зимой она жила в Норвегии. «Скаланд — это очень интересное место. Суровая природа и постоянная темнота действительно вдохновили меня. Я пыталась фотографировать людей и запечатлеть атмосферу этого места, но ощутила, что фотографий будет недостаточно».

В девятиминутной картине сочетается правда и вымысел; в фильме присутствуют как постановочные сцены, так и живые сюжеты, на создание которых Бике вдохновила обыденная жизнь жителей Скаланда. Этот фильм, рассказывающий историю деревни, которая поглощена вечной тьмой, был показан в Музее современного искусства в Нью-Йорке.

Несмотря на успехи на режиссерском поприще, она не планирует совсем уходить из фотографии. Одна-единственная встреча в Египте демонстрирует, какой силой обладает фотография. Она никогда больше не увидит большинство людей, которых фотографировала в Египте, США и России, но Валла, девочка, которую она сфотографировала в Каире в 2012 году, стала исключением.

Когда в прошлом году Бике вернулась в Каир, она решила разыскать семью Валлы и была поражена тому, какое впечатление ее изображение произвело на этих людей. «Я не помнила их имен, потеряла их номер телефона и адрес, — вспоминает она. — Я только примерно помнила, где они живут. Я вставила в рамку этот снимок, вернулась в тот район и нашла их. Я всегда буду помнить эту встречу. Они были счастливы получить эту фотографию и тут же повесили ее на стену. Это был вдохновляющий момент».

Автор Rachel Segal Hamilton


Оборудование Бике Депоортер

Оборудование, которое профессионалы используют для создания фотографий

canon-pro-kitbag-eos-5d-mark-iv-kitbag

Камера

Canon EOS 5D Mark IV

Эта полнокадровая цифровая зеркальная камера 30,4 МП обеспечивает невероятный уровень детализации даже при высокой контрастности. Непрерывная съемка 7 кадров/сек. позволит не упустить важный момент, а видео 4K обеспечит изображение невероятно высокого разрешения.

Объектив

Canon EF 24-70mm f/2.8L II USM

Этот профессиональный стандартный зум-объектив отличается исключительной резкостью изображения и надежной конструкцией, присущей моделям L-серии. Постоянная диафрагма f/2.8 позволяет делать отменные фотографии даже при слабом освещении и легко контролировать глубину резкости.

Видеокамера

Canon EOS C200

Универсальная и простая в использовании профессиональная камера с возможностью съемки 4K/UHD/50P из линейки Cinema EOS, которая подойдет для операторов, работающих в одиночку, и обеспечит высокое качество изображения и звука.

Похожие статьи

Смотреть все

Подпишитесь на рассылку

Нажмите здесь, чтобы получать вдохновляющие истории и интересные новости от Canon Europe Pro

Зарегистрируйтесь сейчас