Фотограф-натуралист и амбассадор Canon Кристиан Циглер, квалифицированный тропический эколог, более 25 лет работает в дождевых лесах. Четырехкратный лауреат премии World Press Photo и член-учредитель Международной лиги фотографов-борцов за защиту дикой природы говорит: «Мою работу наполняет смыслом именно охрана природы: не красивая картинка, а послание, которое помогает защитить вид или территорию».
Во второй части серии под названием «Честный разговор», где авторитетные фотографы беседуют с восходящими звездами фотоиндустрии, Кристиан беседует с амбассадором Canon Марком Альбиаком. Помимо того, что Марк был победителем конкурса Young Wildlife Photographer of the Year в 2014 году, он также изучает биологию в университете и разделяет интерес к охране природы. Они беседуют, находясь у себя дома: Марк — в Барселоне, а Кристиан — в южной Германии, недалеко от Боденского озера, куда он недавно переехал после 15 лет жизни в Панаме.
Статья
Честный разговор: Кристиан Циглер и Марк Альбиак
Марк: Можно узнать, как и когда вы начали заниматься фотографией?
Кристиан: Поздно! Мне было 20 лет. Я пошел на курсы рисования и понял, что у меня нет таланта. Тогда я переключился на фотографию, подумав, что здесь я, возможно, добьюсь большего успеха. Я купил старую фотокамеру. И отправился в Таиланд на год. Тогда мало кто фотографировал тропические леса, и я хотел поделиться впечатлениями с друзьями. С этого момента я всерьез задумался о том, как создавать действительно хорошие фотографии. Я вернулся домой и начал изучать биологию, а потом все документировал, чтобы показать, чем я занимаюсь. Сначала это носило сугубо научный характер. С тех пор прошло 27 лет. Я такой старый!
Марк: Вы обычно фотографируете недалеко от дома?
Кристиан: В последнее время — да, потому что теперь я работаю с Институтом поведения животных имени Макса Планка в Констанце. Там проводятся потрясающие исследования, поэтому я оставался здесь и по возможности сопровождал ученых. Но обычно я занимаюсь международными поездками Института. Через три недели я лечу в Конго, чтобы запечатлеть всю экосистему бассейна реки Конго.
Марк: Ничего себе. Сколько времени вы проведете в Конго?
Кристиан: Всего месяц, но в ближайшие три года мне предстоит съездить туда как минимум шесть раз. Необходимо срочно задокументировать все, что происходит в этой местности, поскольку сейчас есть договоренность с жителями деревень о том, что там не ведется охота. Это большая территория, 120 квадратных километров, и на мой взгляд бассейн реки Конго уникален. Это такой райский уголок в Африке: там нет охоты и сохраняется нормальная популяция обезьян, свиней и бонобо. Мне предстоит задокументировать всю экосистему, от растений и насекомых до млекопитающих, и выяснить, каким был бассейн Конго 200 лет назад.
Есть ли у вас оборудование Canon?
Марк: Мне не терпится увидеть результаты поездки. Какие камеры и объективы вы возьмете с собой?
Кристиан: Это будут камеры Canon EOS R5. Они меньше по размеру! Я пользуюсь ими уже полгода, и качество превосходное. Для меня важно, чтобы камера была бесшумной.
Марк: Да, ведь при съемке с близкого расстояния нельзя шуметь.
Кристиан: Именно! Так как в лесу влажно, я стараюсь реже менять объективы. Я использую Canon RF 100-500mm F4.5-7.1 L IS USM, широкоугольный Canon RF 15-35mm F2.8L IS USM, Canon RF 100mm F2.8L Macro IS USM и Canon RF 24-105mm F4L IS USM для создания кадров с общим планом. Также я использую пять вспышек. Я предпочитаю снимать мелкие объекты со вспышкой. Вы, по-моему, тоже довольно часто пользуетесь вспышкой?
Марк: Это зависит от ситуации. Мне нравится фотографировать змей, лягушек и подобных животных, поэтому я обычно использую вспышку, только если свет отсутствует или я хочу получить какой-то особенный кадр. По возможности, чтобы не терять времени, я фотографирую при естественном освещении.
Кристиан: Понятно. Я часто использую вспышку, но с настройкой компенсации экспозиции «-1» или «-1.2», чтобы она была не такой яркой и просто добавила немного света. Кажется, такие животные, как лягушки, по большей части не реагируют на вспышку?
Марк: Да, не реагируют. Я ездил в Коста-Рику в феврале, и большую часть кадров я снимал ночью.
Кристиан: Я видел эти работы. Очень хорошее кадрирование. Я очень люблю Коста-Рику. Куда именно вы ездили?
Марк: Спасибо. Это было потрясающе. Мы побывали в центральной части Коста-Рики, в лесах, и затем отправились на Корковадо. Я много фотографировал по ночам, используя вспышку, но я был там впервые, и поэтому поиски животных были не слишком успешными. Возможно, стоило использовать фотоловушки.
Кристиан: Я использую фотоловушки 25 лет. В 2004 году я изобрел первую цифровую фотоловушку для National Geographic. Я использую новую систему из камеры Canon EOS 6D Mark II с объективом Canon EF 17-40mm f/4L USM. Это хорошая система, и я опробую ее в Конго, ведь фотоловушки устанавливаются на два-три года. За освещение у меня отвечает изготовленная на заказ фотоловушка с тремя вспышками и коммерческий Wi-Fi-монитор. Все беспроводное и абсолютно герметичное. Надеюсь, эта система выдержит первый год!
Марк: Вы установите эти камеры на три года? Они будут постоянно работать?
Кристиан: Да. У меня есть помощник, который раз в месяц их обслуживает, меняет карту памяти, ну и заряда аккумулятора хватает на пять-шесть недель. Как я понял по Instagram, вы используете фотоловушки.
Марк: Да, но только в ночное время, четыре-пять часов подряд. У меня мало опыта их использования, потому что все мои попытки не увенчались особым успехом.
Кристиан: Это нормально. Мне кажется, 99% снимков оказываются неудачными. С этим все сталкиваются, однако удачные кадры всегда просто потрясающие. Поэтому я их и использую. Мне нужно фотографировать неизвестных существ, и, допустим, в год мне удается сделать всего одну-две фотографии, но если они качественные, то обладают уникальной ценностью, ведь до этого эти животные никогда не попадали в кадр.
Честный разговор: съемка вдали от эпицентра событий
Марк: Четыре года назад я хотел сфотографировать американскую куницу в лесу в 150 км от моего дома. Отец возил меня туда шесть раз, прежде чем мне удалось поймать ее в кадре. Кажется, тогда был декабрь, и я наконец ее увидел — мне удалось сделать всего две фотографии.
Кристиан: Потрясающе. Таков неизбежный компромисс — если вложить в снимок чуть больше усилий, возможно, результат будет лучше.
Марк: У вас были случаи, когда не удавался ни один кадр?
Кристиан: Я полтора года пытался сфотографировать тигра в Бутане, и у меня получилась неплохая фотография, но по-моему она могла быть и лучше — тигр находится слегка не по центру.
Марк: А есть животное, которое вы еще не сфотографировали?
Кристиан: Их много. Рыжие свиньи в бассейне Конго, которые живут стаями по 20–50 животных. Множество мелких зверьков, похожих на ласок, — шести или семи разных размеров. Циветты, ласка, виверры, золотая кошка. В естественной среде обитания этих животных еще никто не сфотографировал. Надеюсь, мне удастся сфотографировать гигантского панголина.
Марк: На ваши снимки, сделанные фотоловушками, попадали животные, которых вы не ожидали увидеть?
Кристиан: Да. Фазан, который прилетел и танцевал перед ловушкой, предназначенной для рыжей панды. А однажды в самой чаще леса в кадр попала обычная собака! До ближайшей деревни был день пути, так что не знаю, как она там оказалась. В целом, очень много ложных срабатываний — то листья падают, то, допустим, травинка качнулась. Чаще всего в кадрах никого нет. Часто фотоловушка срабатывает из-за мотылька или летучей мыши.
Марк: У меня такое тоже случается. Но когда удается получить заветный кадр, на контрасте со всеми трудностями радость только сильнее. Еще я надеялся побеседовать с вами о защите природы.
Кристиан: Об этом крайне важно говорить. Все, что я делаю, — только ради защиты природы.
Марк: Для вас этот аспект всегда был самым важным?
Кристиан: В самом начале это было не так. Но затем я побывал на Борнео, в Таиланде и Африке, где леса находятся под реальной угрозой. На Мадагаскаре сохранилось только 7% лесов. Сейчас я выбираю проекты, которые освещают вопросы защиты природы, — я посвятил много усилий работе с казуарами, бонобо и хамелеонами, ведь все эти животные находятся под угрозой исчезновения. Я показываю их в естественной среде обитания, которая стремительно уничтожается, и мы должны активнее говорить об этом. Сейчас Борнео на 27% состоит из лесов, но через 20 лет их будет менее 10%. В Африке дела обстоят хуже, а на Мадагаскаре вообще плачевно. Я лечу в Конго именно потому, что это последний район, где пока не ведется охота, но в ближайшие 10 лет это может измениться.
Марк: Как, по вашему мнению, фотография может способствовать охране природы?
Кристиан: Когда мои работы публикуют в GEO или National Geographic, об этой удивительной местности узнают люди. Я объясняю авторам статей, насколько она потрясающая, и что ей угрожает. Оценивая проект, я размышляю, помогает ли он защитить дикую природу. Если нет, я в нем не участвую.
Марк: Каким образом фотография влияет на мнение людей?
Кристиан: Все зависит от информации, сопровождающей фотографию. Тигр, которого я сфотографировал в Бутане, жив лишь потому, что в этой стране его полностью защитили от браконьеров, но в Бутане осталось всего 80 тигров. Очень важно рассказать, что их очень мало, и стоит им перейти границу с Индией, они попадают в лапы браконьеров. Мы об этом говорим прямым текстом, чтобы поддержать Бутан.
Марк: Мне кажется, действительно известные фотографы могут заниматься защитой дикой природы. Но если ваши работы не печатают в журналах, то это очень сложно.
Кристиан: Этим и хороши конкурсы: ваши работы видит множество людей, они знакомятся с вашими работами и осознают их смысл. Участие в конкурсах также полезно тем, что позволяет познакомиться с другими фотографами, почерпнуть новые идеи, пообщаться и, возможно, поучиться друг у друга, потому что в полевых условиях мы работаем в одиночку. Фотография — это действительно тяжелая работа, и дружба с коллегами, которые могут выслушать, помогает чувствовать, что вы не одиноки.
Марк: Я мечтаю заниматься защитой дикой природы как фотограф.
Кристиан: Думаю, нужно мыслить в долгосрочной перспективе. Я надеюсь, что многие люди так и поступают. Мой совет — нужно быть специалистом, действительно хорошо разбираться в чем-то, в идеале — в нескольких областях. Допустим, быть специалистом по фотоловушкам, по макросъемке или по пейзажной съемке. Чтобы люди о вас помнили.
Похожие статьи
-
СТАТЬЯ
Брент Стиртон: фотографии в поддержку сохранения видов
Удостоенный множества наград фотожурналист рассказывает о своей мотивации к созданию историй о дикой природе, о своем оборудовании и важности освещения истории в мельчайших подробностях.
-
СТАТЬЯ
Съемка тропических летучих мышей со вспышками Speedlite
Вы когда-нибудь использовали вспышки в тропическом лесу? Кристиан Циглер рассказывает о создании фотографий летучих мышей с высокой детализацией с помощью вспышек Speedlite 430EX III-RT.
-
СТАТЬЯ
Съемка дикой природы с помощью макрообъектива Canon
Биолог и фотограф Кристиан Циглер рассказывает о том, как он фотографирует удивительных обитателей тропических лесов с помощью макрообъектива.
-
СЪЕМКА ДИКОЙ ПРИРОДЫ
Из лауреатов в профессионалы
Два победителя премии Young Wildlife Photographer of the Year рассказывают, как сложился их путь после столь ранней победы.