В отношении дизайна продукции Стив Джобс, покойный исполнительный директор Apple, однажды сказал: «Он не только о том, как выглядят вещи или какие эмоции они вызывают, но и о том, как они работают». Функции и элементы управления, интерфейс и даже стоящие за этим технологии — все это тоже решения дизайна, так же как эстетика и внешний вид. Лучшую продукцию отличает неразрывная связь формы и функциональности.
Canon — признанный лидер в сфере инновационного дизайна камер. Проектировщики и инженеры Canon постоянно используют новые возможности в области оптики, электроники и механики, а также переосмысливают концепции создания камер и предлагают грандиозные технологические нововведения. В этой статье мы рассмотрим принципы, определяющие дизайн и технологичность нового оборудования Canon, и поделимся интересной информацией о командах проектировщиков и разработчиков Canon — от грандиозных идей по созданию флагманских камер до незаметных, но важных деталей дизайна объективов.
СТАТЬЯ
Разработка новейших технологий Canon
1. Система EOS R важна оптической конструкцией, а не тем, что является беззеркальной
Полнокадровая беззеркальная система EOS R является инновационной, однако инженеры Canon ставили перед собой цель создать не просто новую линейку беззеркальных камер. Они стремились разработать объективы с улучшенными характеристиками и открыть новую страницу в истории оптического качества. Эта цель породила кодовое название «Проект R», который затем превратился в название EOS R. С инженерной точки зрения выбор беззеркальной системы имеет смысл, поскольку позволяет проектировщикам сосредоточиться на совершенствовании оптической конструкции, не думая об ограничениях, которые накладывает на работу камеры система зеркал между объективом и датчиком изображения — зеркальные камеры требуют более сложного оптического проектирования для фокусировки проходящего сквозь объектив света в нужной точке. Устранив лишние препятствия, проектировщики смогли создать революционные объективы с расположением на оптимальном расстоянии от датчика изображения.
2. Дело не в компактности
Некоторые могут сказать, что основное преимущество беззеркальных камер — это их компактность и малый вес по сравнению с цифровыми зеркальными камерами. По словам Хиронори Оиси, главного проектировщика Canon Inc., это определенно одно из преимуществ, однако форм-фактор не был основной причиной создания системы EOS R, как это было, к примеру, в 2013 году при создании камеры EOS 100D. Ключевым решением стало создание байонета RF с широким диаметром (54 мм) — он схож с байонетом EF, однако имеет значительно более короткий задний отрезок, то есть расстояние от крепления до датчика изображения (20 мм — вдвое меньше, чем у полнокадровых цифровых камер EOS).
Байонет RF не только является сердцем оптической конструкции — вся система строится вокруг него, и проектировщики назвали это «Дизайн на основе крепления». По словам господина Оиси, это значит, что размеры байонета RF, к примеру, определяют размеры основания каждого из объективов RF, однако проектировщики провели большую работу, чтобы обеспечить наличие пространства для пальцев вне зависимости от того, какой объектив будет установлен на камеру. Более того, компактный размер стал источником дополнительных трудностей для проектировщиков. «Для более компактной камеры было сложно обеспечить тот же уровень удобства пользования, что и для традиционных моделей. Мы тщательно продумали расположение, размер и форму каждого из компонентов».
3. Не только расширяя границы
Даже фокусируясь на инновациях и внедрении новых технологий, проектировщики Canon уделили особое внимание потребностям и ожиданиям текущих пользователей. «Мы всегда смотрим в будущее, однако его нельзя создавать отдельно от истории и традиций, — говорит господин Оиси. — Крайне важно, чтобы пользователи могли наслаждаться эволюцией без лишнего дискомфорта». Поэтому процесс проектирования начинается не с новых технологий, а с анализа потребностей пользователя, а новые дизайнерские концепции тестируются на удобство применения. Даже в столь инновационной камере, как EOS R5, за основу взяты знакомые пользователям элементы управления и меню EOS, чтобы они могли применять имеющиеся знания при работе с новым устройством.
Рассказывая о дизайне корпуса EOS R5, господин Оиси говорит: «Мы ценим удобство управления камерами серии EOS 5D и хотели создать систему, которая будет казаться пользователям привычной. Конечно, технические характеристики говорят обратное, однако владельцы камер 5 серии уделяют особое внимание именно удобству пользования».
«Более того, камера с цифрой 5 в наименовании всегда значит для Canon нечто особенное. При создании EOS R5 мы ориентировались на особый стиль, который будет указывать на принадлежность камеры к 5 серии. Мы пытались создать уникальную новую форму, которая в то же время будет наследовать плавные контуры корпуса EOS и объединять их с резкими формами, символизирующими эволюцию».
Однако он добавляет, что баланс между инновациями и традициями не всегда одинаков. «EOS R (RF) — это система с большим потенциалом, и мы будем пробовать различные подходы, включая новые и нестандартные решения».
Есть ли у вас оборудование Canon?
4. Камеры и объектив с новым, современным языком дизайна
Несмотря на опору в виде 30-летнего опыта инноваций Canon EOS, система EOS R дала проектировщикам Canon возможность разработать новый дизайн для всего семейства устройств — от камер до объективов RF.
Что касается объективов RF, их корпус, внешний вид и маркировки отличаются от моделей EF. «Философия дизайна объективов EF была основана на линиях и обозначениях на оправе, — говорит Сейсиро Такано, глава центра дизайна Canon Inc. — И наоборот, объективы RF демонстрируют мощь и удобство использования отсутствием ненужных элементов». Технические сведения стало проще читать благодаря отсутствию обозначения «mm» для фокусных расстояний на корпусе объектива.
Этот упрощенный язык дизайна также применяется и в камерах, к примеру дизайн видоискателя от его передней части до окуляра отличается минимализмом, который символизирует световой поток, то есть попадание света напрямую на глаз фотографа без его прохождения через зеркало или пентапризму.
«Более того, — говорит господин Оиси, — мы хотели, чтобы в дизайне серии EOS R чувствовалось нечто уникальное, поэтому нанесли на корпус специальную краску с перламутровыми частицами, которые имеют отражающие свойства. Это усиливает тени и делает форму корпуса EOS R еще более привлекательной».
5. Быстрое взаимодействие для расширения функциональности объективов
В 1987 году компания Canon выпустила систему EOS, чем поразила всю индустрию фотографии. Революционный байонет EF в сердце системы был полностью электронным, без механических соединителей, что позволяло управлять диафрагмой и приводами автофокусировки объектива с помощью электромагнитных сигналов — это позволило создать самую быструю и точную в истории систему автофокусировки и управления экспозицией. Теперь байонет RF — наряду со значительным приростом мощности у процессора объектива — выводит производительность на новый уровень, значительно повышая скорость и объем передачи данных между камерой и объективом. Насколько все изменилось? Майк Бернхилл, специалист по профессиональному оборудованию Canon, сравнивает технологии следующим образом: «В 1987 году, когда мы впервые представили байонет EF, скорость взаимодействия можно было сравнить со скоростью пешехода на расстояние между камерой и объективом. Если взять камеру Canon EOS-1D X Mark III и один из новых объективов EF, то это уже похоже на езду на мопеде. С байонетом RF вы будто едете на высокоскоростном поезде».
В результате столь значимого прироста в скорости и объемах передачи данных качество автофокусировки и отслеживания объектов стало значительно выше. Гибридные системы стабилизации (Dual Sensing) обеспечивают отправку информации как с объектива, так и с датчика изображения, а встроенная стабилизация камер EOS R5 и EOS R6 работает совместно со стабилизатором объектива, обеспечивая превосходное качество стабилизации. Кольцо управления на объективах RF можно использовать для быстрой настройки выдержки, диафрагмы, компенсации экспозиции и других параметров. Экспозамер и управление диафрагмой стали более точными — корректировать их значения можно с точностью до 1/8 ступени. Данные об аберрациях и искажениях объектива могут храниться в объективе и обрабатываться в режиме реального времени, что обеспечивает мгновенное срабатывание цифрового оптимизатора объектива (DLO) и коррекций — в отличие от потребности выполнять эти действия на стадии постобработки, как раньше — и впервые в истории дает доступ к коррекции искажений и DLO для видео.
По словам проектировщиков оптических систем, это лишь начало, ведь эта система имеет огромный потенциал для будущего развития. Преимущества байонета RF реализуются в гибридных камерах, таких как EOS R5 с возможностью съемки видео 8K, и революционной кинокамере EOS C70.
12 ответов на часто задаваемые вопросы о системе Canon EOS R
6. Электронные видеоискатели от отраслевых экспертов
Canon стремится создавать максимально технологичные электронные видоискатели для камер EOS R — это обеспечит точный предварительный просмотр эффектов экспозиции, баланса белого и других настроек — а также возможность наблюдать за происходящим в условиях слабого освещения, ранее считавшихся невозможными для съемки. Электронные видоискатели разрабатывались тем же центром разработки оптических технологий, где проектировались объективы RF. Проектировщики оптических систем смогли создать электронные видоискатели достаточно высокого разрешения и большого формата для точного и естественного отображения кадра с минимальной задержкой. Они также сделали акцент на высокой четкости изображения, в частности смогли свести к минимуму размытие и искажение при движении глаза в сторону от оптической оси или просмотре периферийной части изображения в видоискателе. В итоге пользователи могут оценить изображение высочайшей четкости по всей области видоискателя, которое стало возможным благодаря превосходной конструкции с асферической линзой — изображение и важная информация о настройках камеры будут максимально четкими по всей площади видоискателя.
7. Создана для интуитивного управления
Это правда, что в случае с цифровой зеркальной камерой пользователь напрямую взаимодействует со сценой посредством оптического видоискателя. Однако для настройки большинства параметров необходимо смотреть на ЖК-экран или кнопки на корпусе камеры. Что касается камер системы EOS R, все операции управления можно легко выполнять без необходимости отрывать взгляд от видоискателя — от подготовки к съемке, подтверждения экспозиции и баланса белого на электронном видоискателе до непосредственно съемки и даже просмотра. Эти превосходные электронные видоискатели позволяют полностью погрузиться в процесс съемки, а дизайн камеры поддерживает такой рабочий процесс.
По словам Ясуаки Мацууры, сотрудника отдела проектирования, верхняя часть камеры обычно считается местом для размещения и демонстрации элементов управления, однако проектировщикам системы EOS R удалось применить «различные геометрические техники», чтобы позволить пользователям работать с камерой, смотря исключительно в видоискатель. Поэтому верхняя панель камеры получилась практически плоской, со встроенными в закругленные угловые части кнопками и дисками управления, однако текстура и форма элементов управления позволяет легко распознавать их с помощью пальцев.
Тот же принцип применяется и в отношении объективов RF. Даже большой объектив, такой как RF 28-70mm F2L USM, позволяет легко распознавать, какое именно кольцо вы поворачиваете — зумирования, фокусировки или назначаемое, — поскольку они различаются текстурой и диаметром, что помогает настраивать параметры, не отрываясь от видоискателя.
8. Новые методы управления
Чтобы обеспечить полноценную работу с видоискателем и погружение в съемочный процесс, команде необходимо было разработать новые функции и элементы управления, такие как настраиваемая универсальная сенсорная панель на EOS R, которая предназначена для быстрой настройки различных параметров простыми движениями пальцев. «Это был эксперимент, позволяющий владельцам камеры легко настраивать параметры при работе с электронным видоискателем, — говорит господин Оиси. — Контроллер EOS R5 также оптимально подходит для работы с электронным видоискателем, позволяя управлять всеми возможностями камеры».
Другие возможности также обеспечивают более быструю и плавную работу камеры. На EOS R5 и EOS R6 запись видео можно начать даже из режима фотосъемки, просто нажав кнопку Rec (Запись) на верхней панели камеры — это гораздо быстрее, чем на цифровых зеркальных камерах, где необходимо переключаться в видеорежим с помощью диска управления.
«Мне больше всего нравится кольцо управления на объективах RF и второй, вспомогательный электронный диск на верхней панели камеры», — делится впечатлениями господин Оиси. — Посредством таких функций мы пытались создать ощущение прямого и удобного управления камерой. На мой взгляд, мы стали на шаг ближе к идеальному взаимодействию камеры и пользователя»
Люди настолько привыкли к сенсорному управлению смартфонами и смарт-меню, что может быть однажды настанет момент, когда все управление камерой будет осуществляться с помощью ее экрана. «Есть вероятность того, что меню станут более интеллектуальными, в результате чего дизайн элементов управления изменится, — заключает господин Оиси. — Однако в случае с камерами мы считаем, что физические элементы управления также имеют ряд значимых преимуществ, поэтому будем рассматривать разные задумки и идеи».
9. Рукоять — не только для хвата
Традиционно рукоятка зеркальной камеры была предназначена для надежного хвата. Однако в Canon считают, что это не основное ее предназначение. Помимо удерживания камеры пользователю также необходимо выполнять разнообразные действия пальцами. Поэтому на камерах EOS R рукоять стала компактной и удобной для пальцев. По словам господина Мацууры, скругление рукояти по переднему краю определяет положение пальцев, однако не мешает пользователю свободно пользоваться элементами на задней панели камеры. Чтобы добиться идеального баланса между надежностью хвата и удобством работы, проектировщики несколько десятков раз адаптировали конструкцию.
Схожий подход применялся и в отношении механического дизайна. Вместо выбора формы рукоятки в зависимости от формы аккумулятора держатель теперь расположен по диагонали, чтобы аккумулятор располагался внутри, не нарушая оптимальную форму рукояти.
10. Дизайн, ориентированный на пользователя
Разработчики настолько сильно прониклись принципом построения дизайна «под пользователя», что в Canon собрали уникальные данные о форме рук людей со всего мира, чтобы обеспечить максимальное удобство работы с элементами управления, такими как многофункциональная панель на EOS R. Этот подход также повлиял на решение включить возможность настройки конфигураций для фото- и видеосъемки, что позволяет владельцам камер сосредоточиться на нужной информации. Переключатель питания и диск быстрого управления имеют трапецеидальную форму, более узкую в верхней части, чтобы ими было легко управлять пальцем. Все здесь было создано, чтобы процесс пользования камерой был максимально простым.
Уделяя основное внимание удобству использования, проектировщики Canon не забывают и о пожеланиях пользователей. По словам господина Оиси, кнопки видеозаписи на верхней панели камер EOS R были созданы на основании пользовательских запросов. «Мы придумали умный контроллер для EOS-1D X Mark III, поскольку многие пользователи говорили нам, что в камерах серии 1D будет полезно иметь возможность сенсорной автофокусировки, а также систему, где кнопку AF ON можно нажать сразу после выбора точки фокусировки».
11. Новые технологии делают объективы легче
Canon разрабатывает и применяет инновационные технологии, чтобы сделать объективы легче и удобнее в работе, а также повысить их оптические характеристики. Новейшие миниатюрные моторы Nano USM не менее мощны, чем их предшественники, что позволяет создавать новые объективы с теми же показателями при значительной экономии пространства. Объектив RF 70-200mm F2.8L IS USM, выпущенный в октябре 2019 года, стал первой моделью с технологией Dual Nano USM. Он оснащен двумя моторами Nano USM, каждый из которых приводит в движение свою группу линз, — вместе они обеспечивают еще более быструю и эффективную фокусировку. Технология многослойного дифракционного оптического элемента позволяет создавать более компактные по сравнению с традиционной конструкцией объективы. Это особенно актуально для супертелеобъективов, таких как RF 600mm F11 IS STM и RF 800mm F11 IS STM. В разложенном состоянии первый из них почти на 40% короче, чем его аналог из линейки EF, а второй — почти на 24% своего аналога EF. Меньшая длина облегчает съемку с рук и улучшает баланс при установке на камеры EOS R по сравнению с ощущениями от более громоздких аналогов EF.