ОБОРУДОВАНИЕ

Открытое обсуждение: эклектика документальной и портретной съемки

Фотожурналист Илви Ньокиктьен и три профессиональных фотографа из двух разных жанров обсуждают схожие техники съемки и оборудование Canon EOS R, которое помогает им создавать более яркие и выразительные истории.
Женщина в красном платке улыбается на камеру, держа на руках младенца, укутанного розовым одеялом.

«Я занималась документальной журналистикой, поэтому привыкла снимать то, что происходит передо мной, — признает фотожурналист Илви Ньокиктьен. — Поэтому при создании портретов мне пришлось учиться просить у людей встать в определенную позу, поскольку я не привыкла направлять их. Очень важно, чтобы портрет соответствовал тому, какую историю вы пытаетесь рассказать, однако у меня ушло достаточно много времени, чтобы научиться этому». Снято на камеру Canon EOS R5 с адаптером крепления EF-EOS R с кольцом управления и объективом Canon EF 35mm f/4L USM (в продаже доступно новое поколение: Canon EF 35mm f/4L II USM) и следующими параметрами: 1/500 сек., f/4 и ISO 800. © Илви Ньокиктьен

Чем портретный фотограф отличается от документального? Может показаться, что разница очевидна, однако границы между этими жанрами зачастую оказываются довольно размытыми. Съемка документальных сюжетов регулярно связана со съемкой людей, а цель многих портретных фотографов — запечатлеть историю человека.

Чтобы исследовать точки соприкосновения этих жанров, мы пригласили амбассадора Canon и фотожурналиста Илви Ньокиктьен, а также трех фотографов из мира документальной и портретной съемки: Лору эль-Тантави — документального фотографа и амбассадора Canon, живущую в Лондоне и Каире; амбассадора Canon Хелен Бартлетт — семейного фотографа, чьи изображения характеризуются документальным визуальным стилем; и Джеймса Масселуайта — студийного портретного фотографа из Великобритании.

Все они регулярно работают на стыке обоих жанров, поэтому смогут на собственном опыте обсудить их сходства и различия. Будучи владельцами камер серии EOS R, они также смогут пояснить, как именно технологии Canon помогают им работать в своем жанре.

Здесь мы собрали ряд вопросов, которые обсудили эти документальные и портретные фотографы.

Более подробное обсуждение — в этом выпуске подкаста Canon Shutter Stories:

Лицо мужчины крупным планом; кадр создан в ярко-оранжевых тонах. Мужчина носит короткие ухоженные усы и бороду, а на половину его лица нанесен порошковый краситель.

«Говорят, что портрет создают двое, — говорит Джеймс. — Это изображение объекта и изображение фотографа. Можно увидеть, что наиболее выразительные портреты обычно отражают именно личность фотографа». Снято на камеру Canon EOS R6 с объективом Canon RF 24-105mm F4L IS USM и следующими параметрами: 98 мм, 1/3200 сек., f/4 и ISO 640. © Джеймс Масселуайт

Рябь на поверхности синей воды с темными пятнами.

Это абстрактное изображение из долгосрочного проекта Лоры «I'll Die For You» (Я умру за тебя), повествующего о взаимоотношениях человека и земли, на которой он живет. По словам Лоры, профессиональные характеристики EOS R5 сделали ее работу фотографа проще. «Это определенно позволило мне сосредоточиться на визуальном аспекте и меньше думать о технических параметрах», — говорит она. Снято на камеру Canon EOS R5 с объективом Canon RF 24-105mm F4L IS USM и следующими параметрами: 105 мм, 1/6 сек., f/22 и ISO 100. © Лора эль-Тантави

Илви: У меня есть вопрос для всех вас. В чем заключаются сходства и различия документальной и портретной фотографии?

Лора: Можно сказать, в наших работах есть много общего. Подход к работе довольно сильно отличается, однако все мы реализуем одну из задач документальной съемки.

Я считаю себя человеком, который рассказывает о людях и их историях, однако оба жанра затрагивают истории людей. Я направляю людей, но не упускаю и спонтанные моменты, когда они смотрят на объект, что их заинтересовал, а не туда, куда указал фотограф. Такие портреты наиболее близки к документальной съемке. Думаю, что портретную съемку отличает большая степень контроля над ситуацией, в то время как документальная съемка подразумевает наблюдение, а не управление.

Джеймс: Думаю, что портретная съемка — это форма документирования, а документирование — это иной взгляд на портрет. Если ко мне в студию приходит семья, и я прошу их улыбаться на камеру, то я что-то делаю не так. Нужно создать обстановку, в которой эти люди будут реагировать естественным образом — именно тогда портреты получаются более документальными, что делает их более привлекательными.

Однако основой документальной фотографии является история. Именно история управляет камерой, фотографом и всеми аспектами процесса.

Хелен: Чисто документальная фотография характеризуется рядом строгих правил, касающихся того, каким образом можно или нельзя взаимодействовать с происходящим. Однако в документальной семейной фотографии таких правил нет. Я стараюсь делать все органично, однако если на заднем плане снимка будет находиться отвлекающий внимание человек, я уберу его из кадра без каких-либо последствий. Если взять сугубо документальную съемку, такой подход искажал бы естественное положение вещей.

Логотип системы EOS R — Never Break Your Flow.

С учетом ваших потребностей. Создано для вас.

Удостоенная наград система EOS R предлагает интуитивно понятный подход к фотографии и видео, который поможет вам сосредоточиться на объекте и творческом процессе.

Иными словами, для меня портретная фотография отличается от документальной большей степенью взаимодействия. Однако я, конечно же, не ограничиваю себя рамками лишь одного из жанров и не беспокоюсь о том, что каждая из фотографий может принадлежать к одному или другому из них.

Илви: Я также думаю, что клиентам, в частности семьям, где меньше знают о фотографии, важнее увидеть, как их семья выглядит на снимках. Им будет все равно, документальная это фотография или портрет.

Хелен: Именно.

Женщина-рестлер в зеленом костюме с блестками, накидке, маске и блестящих серебристых ботинках во время прыжка.

Джеймс говорит, что удобная отправка файлов заказчикам уже при первом использовании камеры EOS R6 стала для него очень удобным нововведением. «Я отправлял изображения заказчикам, — отмечает он. — EOS R6 помогла мне создавать изображения более высокого уровня и полностью раскрыть мой творческий потенциал». Снято на камеру Canon EOS R6 с объективом Canon RF 24-105mm F4L IS USM и следующими параметрами: 53 мм, 1/1000 сек., f/4 и ISO 320. © Джеймс Масселуайт

Черно-белая фотография девочки, которая смотрит в сторону от камеры. Легкий ветерок раздувает ее волосы поперек лица.

«Качество объективов RF, особенно моделей из L-серии, действительно поражает, — говорит Хелен. — RF 50mm F1.2L IS USM стал для меня основным объективом, потому что он предлагает фантастическое качество». Снято на камеру Canon EOS R5 с объективом Canon RF 50mm F1.2L USM и следующими параметрами: 1/1000 сек., f/1.6 и ISO 320. © Хелен Бартлетт

Илви: Ищете ли вы вдохновение в других жанрах фотографии? Я, как фотожурналист, зачастую черпаю идеи у портретистов.

Лора: Это правда, однако последние несколько лет я занимаюсь персональными проектами и не так часто смотрю на работы других фотографов. Думаю, это мой способ сохранить особый стиль и подпитывать его, не заимствуя черты из работ других профессионалов. Однако отчасти это потому, что у меня, как и у многих других фотографов, наступил период, когда весь контент кажется избитым и банальным. Поэтому мне хотелось найти идеи извне — из фильмов, музыки, театра и повседневной жизни.

Джеймс: Хочу дополнить Лору — я тоже регулярно ищу вдохновение в других сферах, помимо фотографии. Когда приезжаю в Лондон, всегда хожу в Национальную галерею на Трафальгарской площади. Можно посетить зал интересующей вас эры и посмотреть на огромные, полные деталей и историй полотна, на создание которых ушло невероятно много сил.

Хелен: Мне очень нравится пейзажная фотография, и я люблю использовать окружение, создавая портреты. Сейчас основное вдохновение я черпаю из фотографий спорта. Профессионалы из этого жанра невероятным образом формируют творческие идеи, даже не имея возможности контролировать происходящее, и мне очень интересно понять, как перенести эти задумки в мой жанр фотографии.

Монохромное фото: запечатленные с большого расстояния мужчина и мальчик держатся за руки, прогуливаясь по кромке поля.

Обычно Хелен снимает на две камеры EOS R5 и ряд фикс-объективов, однако также использует Canon RF 100-500mm F4.5-7.1L IS USM, когда необходимо запечатлеть объект на большом расстоянии. Снято на камеру Canon EOS R5 с объективом Canon RF 100-500mm F4.5-7.1L IS USM и следующими параметрами: 400 мм, 1/800 сек., f/6.3 и ISO 200. © Хелен Бартлетт

Илви: Давайте поговорим о системе Canon EOS R. Мне интересно узнать, какими камерами вы сейчас пользуетесь.

Хелен: Я сейчас снимаю на две EOS R5. В стандартной конфигурации я использую с ними Canon RF 35mm F1.8 MACRO IS STM и RF 50mm F1.2L USM, а также либо RF 85mm F1.2L USM DS, либо RF 100mm F2.8L MACRO IS USM. Если мне нужно снимать с более широким углом либо работать незаметно, с одной камерой и одним объективом, я беру с собой RF 24-70mm F2.8L IS USM. Еще у меня есть объектив RF 100-500mm F4.5-7.1L IS USM для съемки на больших расстояниях.

Джеймс: Сейчас я снимаю на EOS R6. У меня есть адаптер, который позволяет работать со старыми объективами. Однако примерно 8 месяцев назад я заменил большую часть из них на модели RF. Мой основной объектив —это Canon RF 24-105mm F4L IS USM. Я беру его с собой на все съемки, и с ним максимально удобно работать. Он значительно преобразил процесс как студийной съемки, так и работы на локации.

Лора: Я пользуюсь EOS R5. Как и у Джеймса, мой главный объектив — это Canon RF 24-105mm F4L IS USM. Можно сказать, что я постоянно пользуюсь именно им.

Илви: Я тоже снимаю на EOS R5 и пользуюсь адаптером крепления EF-EOS R с кольцом управления, чтобы снимать на Canon EF 35mm f/1.4L II USM, EF 50mm f/1.2L USM и EF 24-70mm f/2.8L II USM. Мне нравится, что адаптеры позволяют пользоваться уже имеющимися объективами. Они не теряют в качестве, а кольцо управления на адаптере очень помогает в работе. Все работает так, как должно.

Илви рассказывает о системе EOS R больше в этом видео:

Илви: Почему вы все решили перейти на систему EOS R, и имел ли этот переход большое значение?

Лора: До этого я снимала на Canon EOS 5D Mark III, поэтому для меня этот переход стал основополагающим. EOS R5 значительно компактнее и легче. Мне очень нравится, потому что я как раз начала работать с видео, и EOS R5 в этом плане кажется куда более органичной и удобной в настройке. Я обнаружила, что сейчас я гораздо меньше думаю о том, как найти момент для настройки камеры во время съемки, поскольку весь процесс стал гораздо более органичным.

Хелен: Когда EOS R5 только появилась в продаже, я пару недель пробовала ее в деле. Мне очень понравилось. Это невероятно интуитивная камера, которая позволяет фотографам изобретать, творить и экспериментировать. Для меня электронный видоискатель полностью изменил правила игры, ведь я работаю исключительно в монохромном формате. Теперь для видоискателя можно выбрать монохромную сцену, и я сразу же могу отслеживать, как меняется тональность и освещение — это помогло мне работать смелее и заранее знать, как будет выглядеть изображение.

Джеймс: Я опробовал EOS R6, и, как уже сказали остальные, она оказалась очень интуитивной. Я помню, как впервые снимал на нее в студии. На съемки пришла семья с карликовым шнауцером, и я смог по достоинству оценить автофокусировку, особенно с объективами RF. Она невероятно быстрая и точная. Я никогда не видел ничего подобного. Можно выбрать, как будет работать распознавание лиц — на обнаружение людей или животных. Когда я хотел, чтобы собака оставалась в фокусе, то всегда добивался нужного результата.

Илви: А для документальной съемки, очевидно, очень полезной оказалась функция бесшумной работы затвора.

Пятеро взрослых людей улыбаются и танцуют в гостиной, один из них держит на руках ребенка в платье. На заднем плане можно увидеть еще несколько детей и стол с праздничными угощениями.

«Уже в первые месяцы работы с EOS R5 я начала полностью менять свой подход к съемке, — говорит фотожурналист Илви Ньокиктьен. — Мне нравится, что я могу просто ходить и фотографировать интересующие меня события, а камера будет фокусироваться на том, что меня заинтересовало». Снято на камеру Canon EOS R5 с адаптером крепления EF-EOS R с кольцом управления, объективом Canon EF 35mm f/4L USM и следующими параметрами: 1/200 сек., f/2.5 и ISO 4000. © Илви Ньокиктьен

Запечатленная снизу вверх листва — размытое изображение деревьев с желтыми листьями на фоне ярко-синего неба.

Недавнее дополнение в проекте Лоры «I'll Die For You» (Я умру за тебя), посвященного трудностям, с которыми сталкиваются женщины-фермеры в Великобритании. Лора считает функцию пользовательской настройки меню на камере EOS R5 особенно полезной. «Это значительно преобразило мой рабочий процесс, — поясняет она. — Все стало максимально интуитивным, и я легко меняю настройки, продолжая смотреть в видоискатель. Мне очень нравится возможность свободно работать и адаптироваться к разным условиям». Снято на камеру Canon EOS R5 с объективом Canon RF 24-105mm F4L IS USM и следующими параметрами: 24 мм, 1/50 сек., f/22 и ISO 200. © Лора эль-Тантави

Илви: И последний вопрос. Если бы вам пришлось поменяться работами на один день, с кем бы вы поменялись и чему, как вы считаете, смогли бы научиться?

Лора: Я бы поменялась с Хелен, потому что мне нравятся семейные фотографии, которые она публикует. У меня всегда возникают проблемы со съемкой моей семьи. Родные регулярно сомневаются в моей профпригодности, потому что мои фотографии с их участием получаются худшими — все потому, что они всегда напряжены и не могут оставаться собой. Поэтому я хотела бы запечатлеть свою семью и показать им кадры, на которых они выглядят естественно и наслаждаются жизнью.

Хелен: Мне нравится, как Лора в своих работах демонстрирует жизнь людей и их место в нашем мире, не забывая и о более широком социальном контексте. Мне нравится визуальная связь между людьми на ее фотографиях, ее техники съемки и абстрактный подход к работе. Однако мне также нравятся и долгосрочные проекты Илви, потому что я никогда не занималась подобными вещами. Конечно же, и у Джеймса я многому могла бы научиться. В первую очередь, я не умею пользоваться вспышкой, и это могло бы стать хорошей отправной точкой.

Джеймс: Довольно трудно определиться с выбором. У Хелен можно научиться созданию семейных фотографий, которые нравятся абсолютно всем, потому что я также стараюсь сосредоточиться на проектах семейной фотосъемки. Лору отличает смелость и умение рассказывать о социальных и политических проблемах. Я все еще не знаю, какое именно место в этом мире занимаю, и мне не хватит смелости продемонстрировать другим свою позицию. Именно этому я бы хотел научиться у них.

Илви: Это прекрасно. Мне и самой было бы сложно сделать выбор. Однако меньше всего я знаю о том, как работать со вспышкой и освещением. Поэтому я бы поменялась местами с Джеймсом, чтобы попробовать все это. Смотрю на ваши изображения и даже не могу представить, как именно вы их создаете.

Джеймс: Я тоже.

Эти четыре профессионала — настоящие эксперты в своих жанрах фотографии, однако обсуждая свое ремесло, они понимают, насколько велики различия в их работе, а также как правильный выбор оборудования помогает в реализации творческих замыслов и создании желаемых материалов.

Peter Wolinski

Похожие статьи

Подпишитесь на рассылку

Нажмите здесь, чтобы получать вдохновляющие истории и интересные новости от Canon Europe Pro