СТАТЬЯ
Мастер за работой: сэр Дон Маккалин в Калькутте
Этот 19-минутный фильм глубоко раскрывает образ мастера фотографии во время работы в условиях, которые требуют максимальной концентрации.
СТАТЬЯ
«Фотография стала для меня невероятным, щедрым даром, — говорит сэр Дон Маккалин. — Для меня естественно пользоваться камерой. Каждый раз, когда я беру в руки камеру, я предвкушаю процесс съемки». Один из самых уважаемых и общепризнанных фотографов мира, карьера которого длится уже 60 лет, все еще получает удовольствие от своей работы. Его авторству принадлежат прекрасные работы необычайно широкого спектра, начиная с социальной документалистики и военного репортажа и заканчивая портретом, пейзажем и натюрмортом. Многие сказали бы, что такое умение фотографировать — это настоящий дар.
Фотограф родился в районе Финсбери Парк на севере Лондона в семье рабочих. Дислексия стала причиной трудностей, с которыми он столкнулся в школе. Его отец умер, когда Дону было 14 лет. Первые фотографии Маккалин сделал в середине 50-х, когда проходил службу в рядах Королевских ВВС Великобритании, а после возвращения в Лондон он стал фотографировать происходящее в родном районе. Первой опубликованной фотографией Дона стал снимок, на котором были запечатлены члены банды «the Guv'nors», замешанные в деле об убийстве полицейского. Снимок был опубликован в 1959 году в газете The Observer.
Эта фотография стала толчком к быстрому карьерному росту фотографа. Он стал работать с The Observer, а впоследствии стал штатным сотрудником The Sunday Times. Изначально Дон освещал события, происходящие в Британии, при этом особое внимание он уделял трудной жизни бедных и обездоленных. Но затем он стал показывать в фотографиях жестокую реальность конфликтов по всему миру, включая Кипр, Бангладеш и Северную Ирландию, а также гуманитарные катастрофы, такие как голод в Биафре (в настоящее время часть Нигерии).
Его решимость всегда находиться в центре событий не раз ставила под угрозу его жизнь. Во время работы во Вьетнаме в 1968 году он едва избежал смерти, когда пуля попала в камеру, которую он держал перед лицом. Два года спустя он занимался съемками военных действий в Камбодже и был ранен минометной миной. В 1972 году, во время пребывания в Уганде под управлением Иди Амина, где казни были обычным делом, он находился в заключении в течение четырех дней.
В 1984 году он ушел с должности, которую занимал в The Sunday Times, и стал работать над различными фриланс-проектами. Среди них можно отметить проекты об эпидемии СПИДа в Африке, о жизни коренных племен Эфиопии и о Дарфурском конфликте. Он также стал автором серии мрачных и атмосферных пейзажей, которые запечатлел рядом с собственным домом в Сомерсете. Из недавних проектов Дона можно выделить интересное фотоисследование древнеримских артефактов в Северной Африке и на Ближнем Востоке.
В январе 2017 года сэр Дон был посвящен в рыцари за вклад в развитие фотографии. Даже в возрасте 82 лет он остается преданным своему делу и продолжает работать в самых отдаленных уголках планеты. Совсем недавно он смог найти время, чтобы рассказать нам о своей жизни и работе, а также о новом документальном фильме «Маккалин в Калькутте», во время съемок которого Дон пользовался камерой Canon EOS 5D Mark IV.
«Я давно хотел сделать проект о руинах городов Римской империи на Ближнем Востоке и в Северной Африке, но фильм об этом получился бы скучным. Поэтому я и сказал остальным: "Может, поедем в Калькутту?" Думаю, Canon сильно рисковали, финансируя проект, из которого могло выйти все, что угодно, но я думаю, что нам удалось показать будущим зрителям, насколько же это особенный город».
«Этот город очень сильно повлиял на меня. Я впервые побывал там в 1965 году. В те времена туризм в Индии только зарождался, и других приезжих вокруг просто не было. Невероятные ощущения. Потом я приехал туда в 1971 году, во время войны за независимость Бангладеш. Я умолял The Sunday Times отправить меня туда в сезон дождей, потому что знал, что это будет лучшее время. Во время съемок я сломал две камеры, потому что дождь попал внутрь и залил призмы, но я вернулся и привез с собой 30 катушек пленки с материалом. Это был один из лучших проектов в моей карьере».
«Этот город — один из последних в Индии, в котором ярко ощущается борьба за жизнь. Я всегда отзывался о нем, как о самом драматичном городе в мире. Он больше всего напоминает кипящий котел жизни. Звучит высокомерно, но я мог бы даже с закрытыми глазами сделать там отличные фотографии. В любом направлении, куда ни взгляни, там тебя окружают невероятные и особенные люди. Поэтому с точки зрения фотографии приехать в Калькутту — это как открыть сокровищницу, набитую драгоценными камнями».
«Изменилась, но не так сильно. Сразу же после приезда я заметил, что город, надо отдать должное, стал гораздо чище. Да и в целом он выглядит немного менее бедным, чем раньше. Некоторые из наиболее ветхих построек снесли или восстановили. Город встает с колен и движется по направлению к 21 веку. Впрочем, люди все еще стирают прямо на улицах, вокруг бедность и эпидемии, а в городе слишком много людей, он прямо кишит жизнью. Когда город слишком чистый, становится скучно, но это не значит, что жители городов не достойны лучшей жизни. Жители Калькутты точно достойны».
«Нет, я не чувствую никакой неловкости. Да, фотографирование людей на улице без их на то согласия — это в некотором смысле кража. Конечно, я понимаю это. Да, такие действия правильными не назвать. С другой стороны, я делаю это не из плохих побуждений. Я делаю это потому, что хочу оставить память о существовании людей».
«Раньше я снимал ее в черно-белом режиме, но с Canon EOS 5D Mark IV не воспользоваться цветным режимом было бы преступлением. Новые камеры просто невероятны. Раньше в темноте невозможно было снимать, а теперь можно фотографировать в любое время суток. Иногда, конечно, приходится задумываться о том, чтобы техническая сторона не преобладала над композицией и задумкой. Слишком хорошее качество отдает чем-то рекламным, поэтому не стоит делать на нем акцент в каждой фотографии. Да, это даже забавно, но это правда».
«С возможностями современного оборудования в цифровом формате можно поменять вообще все, что угодно. Можно подтасовать все карты; фотография отчасти стала фокусом, на который по невнимательности может повестись любой. Это полезно, если вы работаете в коммерческой организации, которая требует от вас создать изображение определенного типа. Но что касается меня, я придерживаюсь строгого подхода к фотожурналистике. Иногда подобное называют "старой школой". Я играю по старым правилам и всегда ориентируюсь на то изображение, которое сделал изначально».
«Честно скажу, нет. Я знаю, что на карте памяти поместится несколько сотен кадров, и поэтому могу чувствовать себя более свободно. Раньше, конечно, приходилось держать в голове ограниченное количество кадров на катушке с 35-мм пленкой, и я задумывался о ценности кадра каждый раз перед нажатием кнопки. Я не хвалюсь этим, но я всегда фотографировал только самое важное и никогда не тратил пленку просто так. Даже когда появились моторные приводы, и я находился во Вьетнаме, где они были бы очень полезны, я никогда ими не пользовался. Я всегда перематывал кадры вручную».
Для того чтобы серьезно заниматься фотожурналистикой, нужно быть готовым эмоционально, ведь рядом с вами будут страдать люди.
«Думаю, для того, чтобы серьезно заниматься фотожурналистикой, нужно быть готовым эмоционально, ведь рядом с вами будут страдать люди, и их жизнь будет висеть на волоске. Нужно полностью осознавать это. Я стараюсь работать в одиночку, поэтому сам могу выставлять для себя необходимые границы. Во время подобной работы все время приходится ходить по острию ножа посреди смерти и разрушения. Никому не хочется впоследствии быть раскритикованным за использование жизней других людей ради своей жизни или репутации. Что бы я ни делал в жизни, я всегда делаю это с осторожностью и иногда отношусь к этому даже чересчур трепетно».
«Это самый важный вопрос из всех, что мне в последнее время задавали, потому что фотожурналистика умирает. Когда я работал в The Sunday Times, меня отправили на Кубу. Я вернулся, и один из моих коллег опубликовал 18 страниц моих кубинских странствий. Потом были 10–12 страниц о Вьетнаме и другие проекты. Конечно, мне очень повезло, но больше такого никогда не произойдет. Молодежь агитируют идти в фотожурналистику, но в этом нет смысла: газеты и журналы гораздо более заинтересованы в мире богатых и гламурных, мире, где главное — это нарциссизм, мире мерзкого слова "селебрити". В своих изданиях они не хотят видеть страдания людей. Это не приносит прибыли владельцам. Фотожурналистика пока не умерла, но ее плотно задвинули на второй план».
«Молодые люди часто пишут и звонят мне, рассказывая о своих планах, и меня больше всего раздражает, когда они говорят, что хотят быть военными фотографами. Я говорю: "Хорошо, хочешь фотографировать войну — прокатись по бедным районам в городах Англии". Для этого не нужно отправляться на Ближний Восток или куда-либо еще. Социальная война развернулась прямо вокруг нас: посмотрите, сколько вокруг бездомных и нищих, и взгляните, сколько людей попрошайничает возле дверей банков. Эта безграничная бедность — тоже война, и она ничуть не менее значима, чем все остальные».
«Фотография стала для меня невероятным, щедрым даром. Для меня естественно пользоваться камерой. Я знаю, что ищу, и знаю, как быстро скомпоновать кадр. Каждый раз, когда я беру в руки камеру, я предвкушаю процесс съемки. Мне не так много осталось. Мне 82 года, и в таком возрасте от будущего уже ничего не ждешь. Каждый день я просыпаюсь и понимаю, что тело не слушается, ноги становятся слабее, глаза видят все хуже, а слышу я все меньше. Но я буду бороться до конца. Я перестану фотографировать только тогда, когда умру. Всю свою жизнь я работал над собой, стиснув зубы, и никогда не был полностью доволен своими работами, поэтому мне нужно двигаться дальше».
Я не считаю, что достоин таких почестей за свои работы, ведь зачастую я показывал в них страдания других людей.
«Да, над ним работает компания Working Title. Идею предложил Марк Джордж, мой менеджер, а в роли меня будет выступать Том Харди. Он сам захотел сняться в этом фильме. Фильм находится на стадии производства уже пару лет. Довольно занятно, что один из самых известных актеров в мире хочет сыграть меня, но я не сильно задумываюсь об этом. Если фильм будет готов в следующем году, как они говорят, я буду рад, но не буду первым в очереди на просмотр».
«Для меня это непонятно. Я не считаю, что достоин таких почестей за свои работы, ведь зачастую я показывал в них страдания других людей. Но я глубоко увлечен фотографией, я снимаю пейзажи и даже натюрморты, так что если это рыцарство за вклад в фотографию, то все нормально. Впрочем, было бы лучше, если бы они посвятили хирурга, который в поте лица трудится в детской больнице на Грейт-Ормонд-стрит, или кого-то еще. Общество должно признавать именно таких людей. Когда люди называют меня "сэр", я чувствую себя неловко. Для меня награда — это иметь в своем активе изображения, которыми я горжусь, и быть на хорошем счету среди коллег-фотографов. Их уважение для меня многое значит».
«Завтра мне рано вставать, потому что я улетаю в Париж. Там я буду вести съемку за кулисами модного показа бренда Alexander McQueen. Я постараюсь показать, как множество талантливых людей занимается подготовкой крупного мероприятия, которое обошлось компании в миллионы фунтов. В следующее воскресенье я лечу в Бейрут, а затем пересеку границу с Сирией. Я отправляюсь в Пальмиру, чтобы запечатлеть весь ущерб, нанесенный храмам, которые я фотографировал десять лет назад. Я очень жду этой поездки. Я так взволнован, что по ночам не могу уснуть».
Автор
Чтобы узнать больше о новейшей камере серии EOS 5D, EOS 5D Mark IV, которой сэр Дон пользовался во время съемок фильма «Маккалин в Калькутте», перейдите на страницу продукта.
СТАТЬЯ
Этот 19-минутный фильм глубоко раскрывает образ мастера фотографии во время работы в условиях, которые требуют максимальной концентрации.
СТАТЬЯ
Клайв Бут повествует о невероятной контрастности и ширине цветовой гаммы, которых можно добиться, снимая в HDR, и почему это лучший способ создать перспективный материал.
СТАТЬЯ
Сэр Дон Маккалин рассказал нам о моментах, которые он решил не снимать на камеру, и о том, почему он сравнивает фотографию с воровством.
ИСТОРИИ
Узнайте о работе великого фотожурналиста и получите от него несколько советов в информативных статьях этой подборки, а также посмотрите наш новый документальный фильм о его недавнем персональном проекте в Калькутте.
Участники программы имеют доступ к приоритетной поддержке CPS в своей стране и на крупных мероприятиях, возможность приоритетного быстрого ремонта и — в зависимости от уровня участника — бесплатной аренды резервного оборудования, а также получения скидки на обслуживание и бесплатной доставки оборудования после его выполнения. Кроме того, они получают эксклюзивные предложения для участников.