СТАТЬЯ
Доверие и принципиальность: сэр Дон Маккалин и его главные ценности
Сэр Дон Маккалин рассказал нам о моментах, которые он решил не снимать на камеру, и о том, почему он сравнивает фотографию с воровством.
ИНТЕРВЬЮ
Режиссер Клайв Бут, оператор-постановщик Крис Кларк и менеджер сэра Дона Маккалина Марк Джордж рассказали нам историю о том, что происходило за кадром съемок документального фильма «Маккалин в Калькутте».
За свою долгую карьеру Дон Маккалин принимал участие во многих фильмах, где рассказывал об искусстве фотографии, но кадры, на которых фотограф был запечатлен во время работы, — это большая редкость. Когда самый известный фотожурналист мира одобрил идею, и команда стала обсуждать будущий документальный фильм о поездке Маккалина, все участники проекта знали, что им выпал редкий шанс создать то, что вызовет интерес у любого, кто имеет отношение к миру фотографии. Вопрос был в том, куда Дон собирается поехать…
«Изначально мы планировали снимать в Ливане, но ИГИЛ стал проявлять там активность, и ехать туда стало слишком опасно, — говорит Марк. — Мы обсуждали идею съемки древнеримской архитектуры в Турции, но ведь Дон стал известным благодаря съемке людей, и мы хотели запечатлеть именно этот процесс».
«А потом Дон сказал: "Если вам нужны люди, тогда нам надо ехать в Калькутту. Это самый невероятный город в мире". Когда Дон говорит такое, ты знаешь, что все будет в порядке».
Когда Марк, который также являлся продюсером фильма, подготовил все нужное для съемки, Клайв пригласил в команду известного оператора-постановщика Криса Кларка. К ним также присоединились специалист по звуку Шон Смит и ассистент Дона Роджер Ричардс.
Перед поездкой в Калькутту в одной из студий квартала Сохо в Лондоне было записано интервью с Доном. Эта запись затем использовалась для закадрового комментария, и на ее основе съемочная группа смогла выстроить концепцию фильма.
Наконец, весной 2017 года, после нескольких месяцев подготовки и встреч, группа отправилась в Калькутту, которая находится в индийском штате Западная Бенгалия. Дон раньше уже бывал в этом городе и предлагал места для съемок, но было решено, что для съемки не будут использоваться какие-либо заготовки.
«Мы отправились туда, где и Дон, и мы могли сделать много отличных и ярких кадров, — говорит Клайв. — Он выбрал для съемки несколько мест, чтобы обойти их все за 3–4 дня, и все, что нам требовалось, — это дать ему заниматься своим делом и не вмешиваться. Это и стало основным принципом работы. А уже потом мы выбрали лучшие моменты из того, что отсняли».
Мы хотели воссоздать подход Дона к фотожурналистике.
Пока Дон фотографировал Калькутту на Canon EOS 5D Mark IV, Клайв, который выступал и в качестве режиссера, и в качестве второго оператора, и Крис снимали Дона на камеры Canon C300 Mark II. Они использовали зум-объективы EF, в основном 16-35mm f/2.8 и 24-70mm f/2.8, и снимали все без дополнительного освещения, практически всегда держа камеру прямо в руках.
«Мы хотели воссоздать подход Дона к фотожурналистике. У него есть две камеры и пара объективов, этим он и снимает, — говорит Крис. — Мы хотели следовать этому принципу. На деле же нам приходилось много двигаться, потому что съемки происходили в очень быстром темпе. В городе полно узких улочек, но также есть много открытых мест, где всегда огромное скопление людей».
Обычно съемки происходили ранним утром, а затем в середине дня Дон и съемочная группа делали перерыв. Отчасти это было необходимо по причине невероятной жары и влажности, но снимать было тяжело и из-за слепящего солнечного света. Однако Клайву уже тогда казалось, что подобные съемки принесут свои плоды.
«Я сразу же почувствовал, что такой подход работает, — говорит он. — В первый день мы прямо с утра поснимали на местном рынке, а затем после полудня Дон фотографировал посреди огромной толпы людей, которая была повсюду. О безопасности больше никто не думал. В конце дня мы с Крисом решили, что это был самый интересный день съемок за все то время, что мы занимаемся фильмами».
Он напоминал мне животное, которое сидит в клетке внутри машины, так и готовое рвануть на свободу.
Все члены съемочной группы были поражены энергичностью и выносливостью Дона, которому на тот момент уже исполнилось 82. «Годы будто испарились, его реакция была феноменальной, — говорит Клайв. — Он напоминал мне животное, которое сидит в клетке внутри машины, так и готовое рвануть на свободу. Когда что-то привлекало его, он сразу же говорил "Стой, стой, стой! Надо это заснять" и погружался в съемку. Дон всегда ищет глазами кадр, его локатор всегда включен».
Крис соглашается с ним. «Когда он цепляется глазами за будущий кадр, он резко перестает говорить и концентрируется только на нем. Он крайне увлеченно подходит к делу. Он не просто хочет найти лучшую композицию, главное в его кадрах — это взаимодействие с людьми. Было невероятно наблюдать за тем, как он работает».
Съемки оправдывали ожидания Дона и съемочной группы, но затем произошла неприятная ситуация, которая чуть было не сорвала дальнейшие съемки. Марк, который пытался арендовать оборудование для освещения, столкнулся не только с огромным ценником, но и с необходимостью нанять 18 местных жителей для работы в съемочной группе. «Они сказали: "Если вы нас не наймете, мы найдем место, где вы проводите съемки, изобьем вас и заберем все камеры и оборудование. Не думайте, что полиция поможет вам — они будут на нашей стороне"». Марк понял, что столкнулся с организованной преступной группировкой — чем-то наподобие индийской мафии, — и решил свести риск к минимуму. «В конце концов, мне удалось заключить с ними сделку; я согласился нанять 5 человек. Они так и не появились, зато в последний день пришли все 18. У всех были сломаны носы и уши — на таких никто не захочет нарваться!»
Мы найдем место, где вы проводите съемки, изобьем вас и заберем все камеры и оборудование.
Съемочная группа вернулась из Калькутты с видеоматериалом на 15 часов. Процесс редактирования фильма занял около трех недель, его выполнял Клайв и его редактор Тристрам Эдвардс. Они стали первыми в мире людьми, которые использовали новый виртуальный сервис для совместной работы Adobe Team Projects. Клайв, работая в Adobe Creative Cloud у себя дома в Дербишире, мог видеть экран Тристрама, пока тот работал в Лондоне. Тристрам выкладывал отрезки видео, и они оба одновременно просматривали и работали над ними.
Получившийся 19-минутный фильм глубоко раскрывает образ мастера фотографии во время работы в условиях, которые действительно требуют особой выдержки. Это в меньшей степени фильм с идеальной картинкой, но в большей степени фильм-свидетельство того, как работает человек, который смог создать некоторые из наиболее известных по всему миру изображений. «Уникальность фильма в том, что мы показали, как он делает это, и вы можете наблюдать весь процесс, — говорит Крис. — Это не только техническая сторона съемок, но и взаимодействие с людьми в различных ситуациях. На это невероятно интересно смотреть».
Клайв работал с полной отдачей и остался доволен полученным результатом. «Нет ни одной составляющей фильма, которой я не был бы доволен, — говорит он. — Это включает и тему фильма, и картинку, и аудиодорожку, и редактирование. Нам удалось показать миру того Дона, которого большинство до этого не видело, и я благодарен Canon за предоставленную возможность творить свободно. Положа руку на сердце, скажу, что это моя лучшая работа».
Автор
СТАТЬЯ
Сэр Дон Маккалин рассказал нам о моментах, которые он решил не снимать на камеру, и о том, почему он сравнивает фотографию с воровством.
СТАТЬЯ
Клайв Бут повествует о невероятной контрастности и ширине цветовой гаммы, которых можно добиться, снимая в HDR, и почему это лучший способ создать перспективный материал.
СТАТЬЯ
Легендарный британский фотожурналист рассказывает о своей жизни и работе, а также о новом проекте «Маккалин в Калькутте».
ИСТОРИИ
Узнайте о работе великого фотожурналиста и получите от него несколько советов в информативных статьях этой подборки, а также посмотрите наш новый документальный фильм о его недавнем персональном проекте в Калькутте.
Нажмите здесь, чтобы получать вдохновляющие истории и интересные новости от Canon Europe Pro