ПЕЙЗАЖИ

Попробуйте вдохнуть жизнь в пейзаж с вставными фильтрами

Фильтры для объектива — секретный ингредиент фотографа пейзажей Гая Эдвардеса, позволяющий ему делать атмосферные кадры. Здесь он рассказывает о том, как переход на камеру Canon EOS R5 и адаптер крепления с вставным фильтром EF-EOS R упростил его работу и открыл новые творческие решения.
Односекундная экспозиция стремительной реки, окруженной горами. Благодаря длительной выдержке размылось движение воды.

Фотограф пейзажей Гай Эдвардес сделал этот атмосферный снимок реки Гленко во время семинара по фотографии в Северо-Шотландском нагорье. «Мне не нравится сочетание короткой выдержки с такой стремительной рекой, как эта, — объясняет он. — В подобных случаях я использую нейтральные фильтры (ND). И я выбираю правильный фильтр, чтобы достичь того самого времени выдержки». Снято на камеру Canon EOS R5 с адаптером крепления Canon EF-EOS R с вставным фильтром, объективом Canon EF 11-24mm f/4L USM с 3-ступенчатым нейтральным фильтром и следующими параметрами: 11 мм, 1 сек., f/11 и ISO 100 © Гай Эдвардес

Река Гленко в Северо-Шотландском нагорье с ее величественными водопадами и возвышающимися пиками — это, безусловно, уникальное место, но чтобы воссоздать такую атмосферу, нужно техническое мастерство и творческое вдохновение. Работая с Шотландскими пейзажами в 2020 году, британский фотограф Гай Эдвардес использовал фильтры для объектива, так как они позволяли снимать захватывающие виды и затянутое облаками небо с 1-секундной или более длительной выдержкой.

«Так я не только фиксирую момент, но и наполняю его жизнью», — говорит Гай, фотограф, специализирующийся на пейзажах и природе. У Гая двадцать лет опыта работы фотографом, его снимки публиковались в журналах Amateur Photographer, PhotoPlus, Outdoor Photography, Country Life и BBC Countryfile, а еще он автор двух книг по улучшению техники фотосъемки и он проводит семинары, на которых делится опытом с другими.

Камера с большим объективом на штативе. Рука протянута, чтобы поставить фильтр в адаптер крепления в задней части объектива.

Прежде чем перейти на адаптер крепления Canon EF-EOS R с вставным фильтром, Гай думал, может ли расположение фильтра в задней части объектива негативно повлиять на качество изображения, но его фотографии прекрасны, как и всегда. © Гай Эдвардес

Когда использовать фильтры для объектива в пейзажной съемке

Когда Гай только начинал снимать на кинокамеру, он использовал фильтры для объектива — стеклянные или желатиновые элементы, устанавливаемые перед линзой объектива и меняющие динамику света, попадающего в камеру. Это позволяло сбалансировать цвет, затемнить кадр, снизить туманность от ультрафиолетовых лучей или создать эффект мягкого фокуса.

При съемке на кинокамеру Гай использовал нейтральные фильтры (ND) для контрастных кадров, например при съемке яркого неба с темным передним планом. «Но после перехода на цифровую камеру я начал пользоваться встроенной функцией брекетинга экспозиции [создание серии фотографий с разными настройками экспозиции], чтобы получить более широкий динамический диапазон, — объясняет он. — А потом я смешивал их в программе для постобработки, чтобы создать ту самую фотографию».

Сейчас в комплекте Гая есть поляризатор, нейтральный фильтр переменной плотности и три обычных нейтральных фильтра — 3, 6 и 10-ступенчатый — для его камеры Canon EOS R5 и любимых объективов EF, которые он использует с адаптером крепления Canon EF-EOS R с вставным фильтром.

«Эти фильтры уменьшают количество света, попадающего в камеру, так что я использую их либо для брекетинга экспозиции, либо чтобы увеличить время экспозиции и запечатлеть движение воды или облаков, — говорит Гай. — Я пользуюсь нейтральными фильтрами при работе с длительной выдержкой — иногда до 5 или 10 минут, — чтобы получить полосы на облачном небе. Это придает композиции более абстрактный вид».

Еще длительная выдержка полезна, когда вы фотографируете воду. «Если фотографировать стремительную реку, такую как Гленко, с меньшей выдержкой, то получатся точные детали и контраст на воде, а это может сделать снимок загроможденным и отвлекающим. Не будет различий между камнями вокруг, растительностью на берегу и движущейся водой — все сольется».

«Поляризатор убирает блики с листвы и затемняет небо или повышает его контрастность. Воссоздать это с помощью программного обеспечения сложно, если вообще возможно, — все должно происходить в момент экспозиции».

Специалист в белых перчатках очищает датчик изображения камеры Canon.

Есть ли у вас оборудование Canon?

Зарегистрируйте свое оборудование и получите доступ к бесплатным консультациям экспертов, обслуживанию оборудования, интересным мероприятиям и специальным предложениям — участвуйте в программе Canon Professional Services.
Волны окатывают стены порта во время шторма. Более длительная выдержка позволила запечатлеть движение воды.

Гай снял эту великолепную фотографию в порту Портрит в Корнуолле, Великобритания, во время шторма. Он использует электронный затвор на камере EOS R5 по максимуму, «поскольку получается, что тогда нет ни одного механического движения в камере в момент экспозиции». Снято на камеру Canon EOS R5 с адаптером крепления Canon EF-EOS R с вставным фильтром, объективом Canon EF 24-70mm f/2.8L II USM с 3-ступенчатым нейтральным фильтром и следующими параметрами: 70 мм, 1/2 сек., f/11 и ISO 100. © Гай Эдвардес

Лес с растущими колокольчиками, снятый с помощью поляризационного фильтра, чтобы убрать блики на листве и сделать цвета насыщеннее.

«Эта фотография сделана в лесу Эшмор, Кренборн Чейз, графство Дорсет, Великобритания. Если вы тоже снимаете в лесу и на листве много бликов, поляризатор поможет убрать эти блики и сделать цвета более насыщенными», — говорит Гай. Но он предупреждает: «Нужно быть осторожнее с поляризатором, если вы используете его, чтобы подчеркнуть детали на небе. Вы можете получить неравномерный эффект, особенно с широкоугольными объективами». Снято на камеру Canon EOS R5 с адаптером крепления Canon EF-EOS R с вставным фильтром, объективом Canon EF 24-70mm f/2.8L II USM с поляризационным фильтром и следующими параметрами: 44 мм, 1/20 сек., f/2.8 и ISO 100. © Гай Эдвардес

Вставные фильтры для системы Canon EOS R: скорость и точность

Гай всегда выбирал Canon, но перешел на беззеркальную камеру в 2020 году — в частности, потому, что его впечатлил адаптер крепления Canon EF-EOS R с вставным фильтром. Canon предлагает три типа фильтров: прозрачный (CL), круговой поляризационный (C-PL) и нейтральный переменной плотности (V-ND). С креплением можно также использовать фильтры других производителей. А еще он защищен от атмосферных воздействий, пыли и влаги — идеальный вариант для натурной съемки.

С нейтральным фильтром переменной плотности можно добиться брекетинга экспозиции, не меняя фильтры и настройки камеры — чтобы сделать кадр с разной экспозицией, нужно просто поворачивать фильтр. Модель Canon можно регулировать от эквивалента ND2.5 до ND500. Возможность настроить ISO и экспозицию, а потом просто смещать фильтр для корректировки яркости упрощает процесс и повышает точность, считает Гай.

Аналогичным образом система вставных фильтров позволяет Гаю использовать несколько фильтров сразу, например поляризатор и нейтральный фильтр. Раньше это приводило к риску пересечения резьбы и виньетирования — потери яркости по краям изображения, — но сейчас один фильтр можно установить в передней части объектива, а второй — в адаптер для вставного фильтра, так что это исключено.

Еще Гай говорит, что система вставных фильтров значительно ускоряет работу в полевых условиях. Работа с классическими фильтрами на резьбе или системой держателей фильтров может быть трудоемкой и неудобной. «Если у вас непостоянное освещение, то чем быстрее вы работаете, тем меньше риск упустить тот самый снимок», — говорит он.

Человек в красной одежде и оранжевом шлеме стоит в ледяной пещере, стены которой переливаются разными оттенками синего льда.

Огонь и лед: съемка труднодоступных пейзажей

Аса Стейнарс и Клемент Кирагу обсуждают особые трудности и возможности съемки в экстремальных условиях.
Солнце встает из-за моря и освещает эффектный скалистый берег и покрытый травой пейзаж.

«Все объективы Canon отличные, очень четкие, — говорит Гай, сделавший с длительной выдержкой снимок момента, когда солнце поднимается над воротами Дердл-Дор на территории объекта мирового наследия Юрского побережья в графстве Дорсет. — Но ассортимент довольно большой, и это, как мне кажется, дает Canon преимущество. Есть нестандартные объективы, например линейка объективов EF с наклоном и сдвигом и сверхширокоугольных 11–24 мм». Снято на камеру Canon EOS R5 с адаптером крепления Canon EF-EOS R с вставным фильтром, объективом Canon EF 11-24mm f/4L USM с нейтральным фильтром переменной плотности (V-ND) и следующими параметрами: 11 мм, 30 сек., f/16 и ISO 100. © Гай Эдвардес

Другая точка зрения

У адаптера много преимуществ, но один из самых важных моментов для Гая — это возможность использовать с фильтрами экстремально широкоугольный объектив, в том числе его любимый Canon EF 11-24mm f/4L USM. «У таких объективов обычно спереди есть элементы, которые не дают поставить стандартные фильтры. Конечно, есть громоздкие держатели фильтров других производителей, но ими просто неудобно пользоваться», — объясняет он.

Раньше, если бы он снимал на цифровую зеркальную камеру с объективом Canon EF 11-24mm f/4L USM, он бы получил «систему фильтров размером с тарелку, чтобы получить широкоугольное изображение. Она была бы огромной, тяжелой и очень дорогой». С адаптером крепления Canon EF-EOS R с вставным фильтром фильтр устанавливается в задней части объектива, делая систему более простой и компактной.

Возможность использовать объективы с этими фильтрами открыла много творческих решений. «Человеческий глаз видит мир примерно так же, как объектив 40–50 мм. Если выбрать 11 мм, будет совершенно другая картинка, — говорит Гай. — Если вы снимаете хорошо известные места или локации, которые часто фотографируют, широкоугольный объектив даст вашим фотографиям преимущество, улучшив глубину изображения. Можно выбрать кадр с чем-то крупным на переднем плане, и тогда отдаленная точка фокусировки будет гораздо меньше. Это помогает привлечь внимание к тому, что изображено».

Привлечение внимания — это и есть суть пейзажной съемки. В своем лучшем проявлении она не только фиксирует момент, но и создает ощущение чего-то волшебного и захватывающего. И секретный ингредиент Гая — это вставные фильтры.

Rachel Segal Hamilton

Комплект оборудования Гая Эдвардеса

Оборудование, которое профессионалы используют для создания фотографий

Камеры, объективы и вставные фильтры Canon на поверхности с отделкой под дерево.

Камеры

Canon EOS R5

Беззеркальная полнокадровая камера для профессионалов, поддерживающая съемку видео 8K и фото высокого разрешения. «Главное преимущество пейзажной съемки — это адаптер крепления с вставным фильтром EF-EOS R и более широкий динамический диапазон. При съемке дикой природы на результат сильно влияет функция автофокусировки на глазах, — рассказывает Гай. — А задний ЖК-экран, который можно повернуть под нужным углом, стал для меня огромным преимуществом, особенно когда приходится снимать под необычными углами».

Объективы

Canon EF 100-400mm f/4.5-5.6L IS II USM

Компактный и высокопроизводительный зум-объектив 100–400 мм. «Этим объективом я пользуюсь чаще всего — думаю, он один из лучших в истории Canon, — говорит Гай. — С ним всегда получаются четкие фотографии, и он очень универсальный. Я использую его для съемки дикой природы и даже для съемки цветов или насекомых крупным планом»

Canon EF 24-70mm f/2.8L II USM

Стандартный профессиональный зум-объектив, обеспечивающий исключительное качество изображения и большую диафрагму f/2.8 по всему диапазону фокусных расстояний. «В плане поля зрения этот объектив похож на человеческий глаз, а я предпочитаю что-то более впечатляющее, но иногда это единственный объектив, который дает то самое фокусное расстояние для правильной композиции», — говорит Гай.

Canon EF 16-35mm f/2.8L III USM

Первоклассный сверхширокоугольный зум-объектив с постоянной максимальной диафрагмой f/2.8 для высочайшего качества изображения даже при слабом освещении. Гай говорит: «Это отличный объектив для широкоугольной съемки, результат получается превосходный. И еще я использую его для астропейзажной съемки».

Canon EF 11-24mm f/4L USM

Полный диапазон сверхширокоугольных фокусных расстояний в одном зум-объективе высокого качества. «Очень широкое поле зрения объектива позволяет по-другому посмотреть на вещи и получить большую глубину при съемке пейзажей», — говорит Гай.

Canon EF 8-15mm f/4L Fisheye USM

Универсальный зум-объектив «рыбий глаз» позволяет делать полнокадровые или круглые изображения. Гай объясняет: «Рыбий глаз люди редко ассоциируют с пейзажной съемкой, но, как по мне, в некоторых ситуациях он может пригодиться, чтобы создать другую перспективу».

Аксессуары

Адаптер крепления Canon EF-EOS R с вставным фильтром

Адаптер крепления EF-EOS R с вставным фильтром расширяет функциональность адаптера крепления EF-EOS R и позволяет использовать вставные фильтры Главная причина, по которой Гай отказался от своей зеркальной камеры Canon в пользу беззеркальной EOS R5, был этот адаптер. Благодаря адаптеру ему стало удобно пользоваться фильтрами. И это означало, что он мог продолжать пользоваться любимыми объективами EF.

Похожие статьи

Подпишитесь на рассылку

Нажмите здесь, чтобы получать вдохновляющие истории и интересные новости от Canon Europe Pro