Каждый год на крупных и небольших кинофестивалях проходят показы множества фильмов от талантливых видеографов и режиссеров нового поколения. От Канн и Sundance до Берлина и Торонто — фестивали позволяют зрителям открыть для себя сотни новых историй и персонажей, которые призваны не только развлекать нас, но и формируют особое видение мира.
Немецкий создатель документальных фильмов и амбассадор Canon Марсель Меттельзифен работал над своей картиной «Ватани. Моя родина», когда открыл для себя существование номинации «Оскара» в категории «Лучший короткометражный документальный фильм». У Марселя уже было несколько наград в сфере телевещания за создание документальных репортажей о конфликте в Сирии, поэтому он решил попробовать свои силы и повторить успех в киноиндустрии.
Однако для участия в номинации необходимо было активно работать — фильм должен либо участвовать в прокате в одном из партнерских кинотеатров в США, либо быть номинирован на одном из кинофестивалей (также есть возможность участия через получение медали в конкурсе «Оскар» для студентов). «Приходится либо участвовать в фестивалях, либо подать заявку на прокат в кино в течение пары недель, — говорит Марсель. — Я прошел в шорт-лист, после чего стал получать предложения финансовой помощи для организации показов. Люди хотели помочь, в обмен желая получить статус продюсера картины. Это умно, ведь так они впоследствии смогут похвастаться номинацией на "Оскар"!». Фильм Марселя о семье из Алеппо, живущей прямо на линии фронта в Сирии, был номинирован на «Оскар» в категории «Лучший короткометражный документальный фильм» в 2016 году.
«Не так важно, кто ты и каков твой опыт, ведь важна сама история, — говорит Марсель. — Если вы нацелились на участие в фестивале, стоит хорошенько подумать, стоящую ли тему вы выбрали. Можно ли расширить эту тему, есть ли у нее потенциал? Если да, у вас есть особые привилегии в отношении происходящего, а история будет понятна людям со всего мира, то поверьте в себя и идите к цели».
Прошло шесть лет с тех пор как фильм Марселя был номинирован, и его новый проект, который на момент написания этой статьи еще не получил название, будет впервые показан на Международном кинофестивале TIFF 2022 в Торонто в первую неделю сентября, после чего режиссер планирует представить его глобальной аудитории через Netflix.
В этой статье Марсель расскажет о том, как добиться успеха на кинофестивалях, на примере своего фильма «Ватани. Моя родина». Также он вместе с Ароном Рандхавой, специалистом по продукции Canon Europe, обсудит ключевые практические и технические аспекты кинопроизводства, которые составляют основу визуальных историй, что демонстрируются на фестивалях — в том числе немаловажные требования для подачи заявки на участие с документальным кинопроектом.
ВИДЕО
Участие в кинофестивалях:
как пройти отбор с собственным документальным фильмом?
Более подробный рассказ Марселя — в этом выпуске подкаста Canon Shutter Stories:
Поиск тематической истории
История — это основа фильма, однако для участия в фестивалях нужно, чтобы выбранная вами история была востребована; чаще всего это означает, что история должна фигурировать в мировых новостях. Марсель общался с семьей сирийцев, которые стали главными героями его документального фильма, еще за полтора года до того, как в стране разразилась война, и еще до их съемки успел отснять сотни часов на передовой линии фронта.
Его фильм был удостоен премии имени Пэра Лоренца на IDA Documentary Awards и звания «Лучший документальный фильм» на Премии телевидения Германии (Deutscher Fernsehpreis), а также была номинирована на Международном фестивале документального кино в Амстердаме (IDFA), что в итоге стало основой для номинации на «Оскар».
«Номинация на "Оскар" позволяет в дальнейшем демонстрировать истории более широкой аудитории, — говорит Марсель. — Сейчас люди более чем заинтересованы документальным кино. Организации выделяют на них крупные бюджеты, люди чаще смотрят такие фильмы, и даже одиночный оператор, такой как я, может рассказывать истории более кинематографично благодаря оборудованию уровня Canon EOS C300 Mark III».
Однако на поиски следующего крупного проекта у Марселя ушло целых пять лет. «Я начал работу в 2020 году, когда вернулся из Афганистана после того, как мне удалось наладить связи с Талибаном и найти выразительную девушку, которая стала бы главной героиней. Я подумал, что эта история будет грандиозной, однако затем началась пандемия COVID-19, и людям стало все равно на все остальное.
Но я продолжал верить в эту историю и работать над ней, а в 2022 году Кабул перешел под власть талибов, и история получила продолжение. Люди достаточно быстро переключаются между инфоповодами. Нужно понимать, какой сюжет может сработать, после чего выбрать проект и упорно трудиться над ним».
Есть ли у вас оборудование Canon?
Сначала ознакомьтесь с небольшой частью истории
Если вы считаете, что найти историю, которая понравится людям со всего мира и будет актуальна относительно повестки в мировых СМИ, — это не так сложно, то подумайте о том, насколько трудно режиссерам потом пробиваться со своей картиной в плотном расписании фестивалей. Чрезвычайно важно следовать практическим и техническим требованиям, а также тщательно изучить условия перед публикацией работы. «В каждой категории есть базовые требования и условия к участию, — говорит Марсель. — Длительность короткометражного документального фильма не может превышать 40 минут, поэтому у нашего фильма она составила 39 минут 30 секунд. Также фильм не более чем на 15% может состоять из видеоматериалов, которые публиковались или транслировались где-то еще».
Обычно прием заявок на участие завершается примерно за три месяца до даты начала фестиваля, а если вы хотите попробовать завоевать награды уровня «Оскара», вам нужно понимать, какие из прочих фестивалей дают вам баллы, необходимые для участия в более крупных мероприятиях. Среди более чем 7000 кинофестивалей, организуемых по всему миру лишь около 100 мероприятий опубликованы на сайте «Оскара» как приносящие баллы участия. В противном случае вам потребуется организовать хотя бы недельный прокат в кинотеатрах, для чего может потребоваться много денег.
Также не рекомендуется долго выжидать с готовым проектом. Обычно одно из правил гласит, что подать заявку можно только в течение двух лет с момента завершения проекта. Очевидно, что важно активно прорабатывать план действий. «Если вы понимаете, что угадали с выбором особой, но вместе с тем универсальной темы, и можете выстроить стратегию маркетинга своего проекта, разработайте достойную кампанию продвижения и привлекайте людей — возможно, так у вас появится шанс попасть на крупные кинофестивали», — рассказывает Марсель.
Соответствие техническим требованиям
Можно подумать, что к желающим представить свой фильм на крупных фестивалях выдвигаются почти невыполнимые технические требования, однако это не так — даже престижная премия «Оскар» требует публикации фильма в формате Digital Cinema Package (DCP) с минимальным разрешением 1920x1080 пикселей и трехканальной звуковой дорожкой (левый, правый и центральный каналы). На других фестивалях требования будут еще ниже. Все камеры Canon Cinema EOS и большинство гибридных камер Canon поддерживают съемку видео 4K, что позволяет свободно творить, не задумываясь о возможном несоответствии требованиям.
«Раньше на фестивали можно было отправлять только видео с частотой 24 кадра/сек., однако сейчас такие требования убрали — можно публиковать файлы как в цифровом HD-формате, так и на аналоговых носителях, в том числе на кинопленке, DVD и даже VHS-кассетах, — говорит Арон. — На многих фестивалях формат 4K не требуется, поскольку они получают все больше заявок на участие, а хранение большого количества данных требует дополнительных мощностей».
Создателям фильмов, однако, стоит учитывать, что показ их работы на фестивале может открыть и другие возможности, например привлечь внимание вещательных компаний и сервисов потокового вещания, где технические требования к фильмам могут быть иными. Если бы Марсель изначально создавал фильм в HD для показа на фестивале, он бы не смог договориться на показ на платформе потокового вещания, где, к примеру, требуется разрешение 4K. Можно отредактировать изначальный продукт для вывода в более низком разрешении, однако значительно сложнее добиться обратного результата.
«Документальный фильм может быть снят в 25p для соответствия стандарту телевещания PAL, принятому в регионе EMEA, однако в других регионах, например в США, используется стандарт телевещания NTSC 30p, — говорит Арон. — Поэтому, в том числе благодаря такому разнообразию цифровых форматов, фестивали отказались от строгих требований к частоте кадров. Однако 24 кадра/сек. все еще остаются традиционным стандартом кинопроизводства для показа на фестивалях и в кинопрокате — это относится и к короткометражным, и к полнометражным фильмам».
Истории о спорте и итальянском гражданстве, отснятые на EOS C300 Mark II
«В отличие от многих других брендов, Canon предлагает камеры с возможностью записи 24p; этот формат поддерживают в том числе кинокамеры и большинство беззеркальных моделей. На некоторых фестивалях все еще сохраняется такое требование к фильмам в заявке».
Использование преимуществ Canon
Камеры Canon Cinema EOS и большинство гибридных камер Canon превосходят технические требования для участия в фестивалях. Создатели фильмов могут использовать дополнительное разрешение видео при съемке, после чего экспортировать конечный продукт в необходимом разрешении.
«Даже если для показа на фестивале требуется качество Full HD или ниже, разрешение 4K позволит вам свободно реализовать более высокую детализацию при производстве материалов высокого разрешения, — объясняет Арон. — Для создания кинематографичного эффекта или увеличения без потери разрешения можно применять возможности цифрового зума. Более того, это поможет тем, кто имеет ограниченный бюджет и не использует подвес-стабилизатор. 4K позволяет свободно обрезать кадр до HD для стабилизации изображения на стадии постобработки».
Марсель согласен с ним — над недавним проектом он работал в одиночку, используя камеру Canon EOS C300 Mark III. «После завершения работы над "Ватани" я хотел развиваться как видеограф и оператор, — говорит он. — Я снимал в 4K RAW с Canon Log, чтобы получить с помощью EOS C300 Mark III материалы максимально возможного качества — все потому, что раньше я был фотографом, а теперь стал одиночным видеографом и пытаюсь добиться кинематографичного визуального стиля.
Устройства Canon невероятно надежны даже в столь экстремальных условиях. Они позволяют снимать в 4K с большим количеством данных и одновременной записью прокси-файлов, а также эффективно работать с этими данными даже после 14-часовой съемки на локации. Широкий динамический диапазон невероятно помогает при работе в том числе в странах Ближнего Востока, где летом яркий свет создает очень высокую контрастность. А встроенные нейтральные фильтры помогли мне создать кинематографичный эффект без дополнительных громоздких модулей. Это потрясающе».
Марсель считает, что документальные сюжеты играют основополагающую роль в раскрытии нюансов сложных историй и позволяют зрителю прочувствовать проблему на уровне эмоций. «Зрители понимают, что у людей по всему миру есть много общего, — рассказывает он. — "Ватани" повествует об одной семье, однако затрагивает и более глобальные вопросы. Даже снимая в одиночку на камеру EOS C300 Mark III, я могу рассказывать истории, не лишая их кинематографичной эстетики, и поэтому документальные фильмы так нравятся широкой аудитории».
Похожие статьи
-
СТАТЬЯ
Одобрено Netflix: Canon EOS C500 Mark II
Каковы критерии отбора камер для производства фильмов Netflix? Оператор-постановщик Патрик Смит рассказывает о том, как бюджетная полнокадровая камера EOS C500 Mark II прошла отбор.
-
ВИДЕО
Оборудование Canon в создании сериала «Пистол» для канала FX
Узнайте больше о камерах и объективах Canon, которые оператор-постановщик сериала «Пистол» Энтони Дод Мэнтл использовал, чтобы показать субкультуру панков на экранах.
-
СТАТЬЯ
Десять лет с Canon Cinema EOS
Узнайте, как устройства Cinema EOS — от EOS C300 до EOS C70 — помогли в работе над 10 совершенно разными проектами за последние 10 лет.
-
ВИДЕО
Первые съемки с CN-E20-50mm T2.4 L F / FP
Оператор-постановщик Йен Мюррэй рассказывает о первых съемках с новым премиальным кинообъективом Canon, который он установил на камеру EOS C500 Mark II.