ВИДЕО

Съемки сильно меняющихся пейзажей на камеру EOS R5

Первый опыт Евгении Арбугаевой в кинопроизводстве обернулся созданием картины «Выход», повествующей о влиянии глобального потепления, и его номинацией на «Оскар». В этой статье она рассказывает о создании фильма и связанных с ним трудностей, о выборе оборудования, а также о своей любви к фото- и видеосъемке.
Видеограф Евгения Арбугаева и ее брат Максим сидят возле окна и смотрят через него на скопление тюленей на пляже; фото сделано на камеру Canon EOS R5.

Евгения Арбугаева и ее брат Максим (на фото) провели три месяца, снимая в отдалении от цивилизации вместе с морским биологом Максимом Чакилевым. «Мы отсняли много материала и могли выбирать ход истории, однако на каждом этапе постобработки нам казалось, что повествование надо сделать еще более четким, — говорит она. — Чем меньше лишнего оставалось в итоге, тем более сосредоточенной на сути казалась история». © Евгения Арбугаева

Амбассадор Canon Евгения Арбугаева достигла успехов в работе фотографом. Ее документальные сюжеты, предметом которых обычно становится жизнь изолированных сообществ в отдалении от цивилизации, принесла ей ряд наград, включая звание National Geographic Storytelling Fellowship и премию Infinity Award от Международного центра фотографии в Нью-Йорке.

Однако для одного особенного проекта Евгения решила, что фотографии не смогут раскрыть всей истории. Вместо этого она вместе с братом, оператором Максимом Арбугаевым, создала свой первый фильм — 25-минутный документальный фильм под названием «Выход». Эта медитативная картина повествует о мире природы, демонстрируя влияние климатических изменений в Северном Ледовитом океане на местную популяцию тюленей.

«Выход» был номинирован на «Оскар» 2023 в категории «Лучший короткометражный документальный фильм» и получил положительные отзывы от Американского института киноискусства и Международной ассоциации документалистов (IDA) — это превосходный старт для Евгении, лишь начинающей карьеру видеографа.

Кадр из документального фильма «Выход» Евгении Арбугаевой, снятого на Canon EOS R5; на снимке мужчина сидит на скамье рядом с хижиной, а из печной трубы над ней поднимается дым.

Первый документальный фильм Евгении рассказывает о влиянии глобального потепления на популяцию тюленей в Арктике. «Мы просто хотели, чтобы зритель отправился с нами в эту хижину и будто воочию увидел происходящее без нацеленного посыла с нашей стороны», — говорит она. © Евгения и Максим Арбугаевы

Развитие идеи

Изначально концепция фильма появилась у Евгении, когда она работала над другим проектом — снимала чукчей, коренной народ, проживающий на побережье Чукотского моря в Заполярье. Отправившись вместе с ними на охоту, она оказалась на пустынном пляже, где стояла одинокая деревянная хижина.

«Темный песок выглядел так, словно совсем недавно горел, и вокруг лежало много костей, — рассказывает она. — Охотники сказали, что каждый год тысячи тюленей устраивают лежбище на этом пляже, и приезжает один ученый для их исследования. Это показалось мне очень интересным».

В следующем, 2019 году она вернулась туда с братом, встретила морского биолога Максима Чакилева и поснимала тюленей.

Евгению восхищают люди, которые работают в уединении вдалеке от цивилизации, например хранители маяков и метеорологи, однако на этот раз история не ограничилась лишь этим. Тюлени прибывают сюда в рамках ежегодной миграции и раньше отдыхали на прибрежных льдинах. Однако теперь из-за глобального потепления в это время года море не замерзает, и они вынуждены лежать на пляже.

В итоге количество тюленей на побережье значительно выросло — до 100 000 животных прибывают сюда, занимая все свободное пространство. Их очень легко спугнуть, в результате чего образуется давка, в результате которой многие тюлени погибают.

«Это очень захватывающая, но вместе с тем страшная история, — говорит Евгения. — Всего одна локация позволяет увидеть эффект глобального потепления на популяцию тюленей».

В 2020 году Евгения и Максим решили создать фильм и обратились к Максиму Чакилеву, который был рад поработать вместе с ними. Он начал полевые исследования в августе, и все трое жили в хижине на протяжении трех месяцев.

Специалист в белых перчатках очищает датчик изображения камеры Canon.

Есть ли у вас оборудование Canon?

Зарегистрируйте свое оборудование и получите доступ к бесплатным консультациям экспертов, обслуживанию оборудования, интересным мероприятиям и специальным предложениям — участвуйте в программе Canon Professional Services.
Кадр из документального фильма «Выход» Евгении Арбугаевой, снятого на Canon EOS R5; на снимке мужчина идет над разломом, опираясь на трость.

Все видеоматериалы, которые я создала, кажутся довольно статичными, в то же время у брата они получаются динамичными, поскольку он настоящий оператор, — говорит Евгения. — Однако я думаю, что такое сочетание даже помогло нам, поскольку статика дополнила эстетику фильма и размеренный темп повествования». © Евгения и Максим Арбугаевы

Кадр из документального фильма «Выход» Евгении Арбугаевой, снятого на Canon EOS R5; на снимке мужчина стоит в дверном проеме хижины в окружении тюленей.

Снимая «Выход», Евгения старалась найти баланс визуальной эстетики и практического подхода к съемке тюленей. «Я много думала о том, как запечатлеть атмосферу этого места, сделать нас его частью, но вместе с тем ограничить наше присутствие, чтобы дать больше пространства главному герою и животным», — говорит она. © Евгения и Максим Арбугаевы

Съемки на локации с EOS R5

Евгения решила отснять материалы для фильма на камеру Canon EOS R5. «Я абсолютный новичок в том, что касается кинопроизводства, поэтому не стала усложнять себе жизнь и работать с незнакомой мне камерой, — говорит она. — Мне очень нравится легкая и компактная EOS R5, с которой я могла двигаться значительно увереннее».

«Обычно я использую автофокусировку при создании фотографий, поэтому работа с кольцом фокусировки стала для меня новым опытом. Функция усиления контуров фокусировки [подсветка контуров областей сцены в фокусе нужным цветом] на камере оказалась для меня очень полезной».

Фильм «Выход» содержит множество совершенно разных сцен, и Евгения с Максимом выбрали для работы несколько объективов Canon, включая модели Canon RF 50mm F1.2L USM и Canon RF 70-200mm F2.8L IS USM. Однако для Евгении основным объективом для фотосъемки является Canon RF 24-70mm F2.8L IS USM — она также решила применить его при съемке видео.

«В небольших пространствах, например внутри хижины, мне требовался широкий угол обзора, и я работала с фокусным расстоянием 24 мм, — говорит она. — В то же время фокусное расстояние 70 мм стало прекрасным вариантом для портретов и съемки тюленей, поскольку мы находились совсем рядом с ними — открываешь дверь хижины, а они лежат прямо возле нее».

Кадр из документального фильма «Выход» Евгении Арбугаевой, снятого на Canon EOS R5; на снимке мужчина смотрит в окно хижины в сторону пляжа, на котором лежит множество тюленей.

Иногда съемки проходили при слабом освещении. «Зачастую мне приходилось снимать с рук с длительной выдержкой, и оптический стабилизатор на объективах Canon RF помог справиться с задачей», — говорит Евгения. © Евгения и Максим Арбугаевы

Кадр из документального фильма «Выход» Евгении Арбугаевой, снятого на Canon EOS R5; на снимке мужчина уходит от множества тюленей, лежащих на пляже на фоне моря.

«Одним из интересных моментов в видеографии является важность звукового сопровождения, — говорит Евгения. — Иногда этого так не хватает в фотографии. К примеру, полярный ветер — это словно отдельный персонаж, а шум ветра и моря могут сделать историю более насыщенной». © Евгения и Максим Арбугаевы

Трудности при съемке

Помимо очевидных сложностей, связанных с жизнью в одинокой хижине на протяжении трех месяцев, одной из прочих трудностей стала зарядка аккумуляторов. «Мы пользовались генератором, который достаточно сильно шумел и источал неприятный запах, поэтому мы оказались ограничены в возможностях зарядки аккумуляторов, — говорит Евгения. — Надо было тщательно выбирать сюжеты для съемки и не увлекаться съемкой всего подряд».

Сами тюлени, которые достигают 3,6 метра в длину и весят до 1700 кг, также вносили трудности в процесс съемки. «Они могут показаться агрессивными, однако они очень уязвимы, поскольку находятся вне своего естественного ареала, — рассказывает она. — Эти животные очень пугливы и боятся необычных запахов или звуков, например тех что издает генератор. Если напугать их, они паникуют и образуют огромную давку. Поэтому мы были максимально аккуратны, чтобы не потревожить их».

Это означало, что Евгения и Максим зачастую не могли вставать в полный рост, поскольку тюлени боятся необычных высоких объектов из-за плохого зрения. «Нам надо было очень осторожно снимать с крыши хижины, аккуратно забираясь туда, и не вставать в полный рост, — продолжает она. — А на пляже, находясь близко к тюленям, нужно было буквально ползти».

Редактирование материалов

По окончании съемок Евгения и Максим вернулись домой с примерно 60 часами видеоматериалов, большая часть которых была снята в режимах 4K DCI RAW и Canon Log. Они решили снимать в 4K и отказаться от более высокого разрешения из-за ограниченного количества накопителей, а также чтобы реже задействовать генератор для питания оборудования при выгрузке файлов.

Новые сложности возникли и тогда, когда материалы потребовалось превратить в 25-минутный итоговый фильм. Евгения занялась этой задачей вместе с редактором Джошуа Чедвиком. «Мы выбрали простую структуру линейного повествования и динамичное развитие истории с начала и до конца, — говорит Евгения. — Таким образом повествование получилось органичным и не слишком трудной для восприятия, а контраст между простой структурой и сложной темой этой истории помог должным образом рассказать ее».

Звуковая дорожка также стала крайне важным элементом фильма. В фильме нет музыки, и диалоги ограничены записями наблюдений Максима Чакилева. Вместо этого фильм наполнен рокотом волн, шумом ветра, а также голосами тюленей и морских птиц. Звуковая дорожка итогового фильма записывалась с помощью разных устройств звукозаписи.

«Мы знали, что звук будет очень важен, и на этапе постобработки хорошо поработали над ним вместе с Анастасией Душиной, нашим звуковым дизайнером, — рассказывает Евгения. — Было здорово увидеть, насколько преображается видеоряд, когда он подчеркнут звуковым сопровождением».

Три афганских мальчика разговаривают, сидя на стене перед большим водоемом. Один из мальчиков держит ярко-розовую сандалию.

Стоит ли фотографам осваивать навыки работы с видео?

Фотожурналисты Илви Ньокиктьен и Магнус Веннман обсуждают ценность видео, свой опыт работы с подобным форматом, а также оборудование, которое они используют, чтобы рассказывать истории с помощью видеоматериалов.

Переход от фото к видео

Хотя работать с видео было непросто, Евгении понравилось осваивать новые навыки. «Было здорово открыть для себя новый язык визуальных историй, — говорит она. — Я заметила, как мой мыслительный процесс полностью изменился, когда я занималась режиссурой и использовала движение и звук. Я больше думала о структуре повествования и объектах, которые нам необходимо было запечатлеть».

Но скучает ли Евгения по фотографии? «Мне не хватало фрагментированной структуры фотоисторий; для фильма нужно удерживать внимание зрителя на протяжении всей картины и тщательно использовать время, которое зрители уделяют вашей работе, — говорит она. — Основным отличием является многослойность кино, например тот факт, что в историях используется звук. Однако даже так этот проект заставил меня полюбить фотографию еще больше».

«Даже тот факт, что мы создали такой фильм, вовсе не значит, что я стану видеографом. И фотография, и видео прекрасны по своему, поэтому думаю, что я продолжу работать сразу с обоими форматами».


Посмотрите номинированный на премию «Оскар» фильм Евгении и Максима Арбугаевых «Выход».

David Clark

Оборудование Евгении Арбугаевой

Оборудование, которое профессионалы используют для кинопроизводства

Сделанный сверху вниз снимок, на котором можно увидеть оборудование Евгении — камеру Canon EOS R5 и целый набор объективов и аксессуаров.

Камера

Canon EOS R5

Универсальная гибридная камера с широкими возможностями видеозаписи. При съемке с рук в условиях слабого освещения Евгения использовала встроенную стабилизацию EOS R5 по 5 осям, которая предлагает эффект до 8 ступеней экспозиции при установке определенных объективов.

Объективы

Canon RF 24-70mm F2.8L IS USM

Объектив RF 24-70mm F2.8L IS USM располагает высокой светосилой, стабилизацией изображения и мотором Nano USM для бесшумной фокусировки. Он предлагает широкий диапазон фокусных расстояний — от широкоугольных до теледиапазона — что делает его любимым объективом Евгении для фото- и видеосъемки.

Canon RF 70-200mm F2.8L IS USM

Фотографируйте в любом уголке мира с этим компактным зум-телеобъективом с диафрагмой f/2.8: сверхбыстрая автофокусировка, минимальное расстояние фокусировки 0,7 метра и стабилизатор изображения с эффектом, эквивалентным 5 ступеням экспозиции, помогут создавать качественные изображения в любых ситуациях даже при съемке с рук. «Это объектив с невероятной стабилизацией изображения», — говорит Евгения.

Canon RF 50mm F1.2L USM

Этот объектив обеспечивает новый уровень оптического качества при полнокадровой съемке. Исключительные четкость и резкость означают более высокий уровень детализации даже по краям кадра. «Максиму особенно понравилось снимать с объективом RF 50mm F1.2L, поскольку широкая диафрагма помогла в работе при слабом освещении», — говорит Евгения.

Canon EF 100-400mm f/4.5-5.6L IS II USM

Этот универсальный и компактный зум-объектив 100–400 мм обеспечивает стабилизацию изображения, эквивалентную 4 ступеням экспозиции, для превосходной четкости. «Этот объектив был нужен нам для съемки тюленей издалека, а также чтобы показать объемность и масштаб пейзажа», — говорит Евгения.

Аксессуары

Похожие статьи

Подпишитесь на рассылку

Нажмите здесь, чтобы получать вдохновляющие истории и интересные новости от Canon Europe Pro