Индустрия моды прошла долгий путь со времен эпохи супермоделей 80-х и 90-х годов. Тогда подавляющее большинство моделей были худыми и молодыми белыми девушками, за некоторыми исключениями, а именно: Наоми Кэмпбелл, которая в 1987 году стала первой чернокожей британской моделью, появившейся на обложке британского Vogue, и Софи Даль, дебютировавшая на подиуме в 1997 году на тот момент с 48-м размером. В последние годы мы все чаще видим моделей разных рас и национальностей, плюс-сайз моделей, моделей разных возрастов, разной гендерной идентичности, моделей с ограниченными возможностями, с кожными заболеваниями и тех, кто показывает свои шрамы или волосы на теле.
Может это мимолетный тренд, который уйдет в прошлое быстрее, чем сумка текущего сезона? Или это серьезный культурный сдвиг, который подтолкнет индустрию моды и красоты к более инклюзивному направлению? Развивая тему бодипозитива и фотографии на нашем подкасте Shutter Stories, мы попросили амбассадора Canon Хавьера Кортеса, фотографа Линду Блэкер, а также модель и сторонницу бодипозитива Энам Асиаму поделиться своим опытом и мнениями.
Более подробное обсуждение — в этом выпуске подкаста Canon Shutter Stories:
СТАТЬЯ
Обсуждаем инклюзивность в фэшн-фотографии.
Что для вас значит бодипозитив и что послужило катализатором этого движения?
«Чтобы говорить о бодипозитиве, — говорит Энам Асиама, — важно понимать, что корнями это социальное течение уходит к движению принятия полноты, которое зародилось в конце 1960-х годов. Это движение оспаривало медицинские и правовые предрассудки против полных людей и рассказывало об их настоящем опыте. С тех пор стали говорить обо всех типах фигур».
«Я, как фотограф, считаю это движение глубоко вдохновляющим, — продолжает Линда Блэкер. — Идеалы красоты нам навязаны, но если взглянуть на историю и различные культуры, можно увидеть, что стандарты красоты довольно сильно различаются. Это изменило мое восприятие мира, сделало его более реальным».
Есть ли у вас оборудование Canon?
«Раньше мода показывала моделей, представляющих очень малую часть общества, — говорит Хавьер Кортес. — Я думаю, что люди хотели настоящей революции и она, наконец, произошла! Но пока росло это движение, бренды подключились к нему и оно стало коммерческим. Я думаю, что движение превратилось в стратегию, а не стало тем, чем оно действительно является для меня, то есть инклюзивностью, не ограниченной возрастом, цветом кожи, гендером и свободной от оценки человека по любым его особенностям».
Можно ли сказать, что некоторые бренды поддерживают бодипозитив только из-за того, что это стало массовым движением?
«Для меня важно работать с теми фотографами, которые понимают, кто я, — говорит Энам, — чтобы не было ощущения, что только одна сторона получает выгоду от моей возможности высказаться. Линда часто просит меня поискать идеи или предложить других моделей для участия в съемках. И тогда мне не приходится чувствовать все то давление, когда ты одна представляешь целое сообщество. У брендов есть такая проблема — им нравится выбирать одного человека. Дело в показушности и лени».
«Такой элемент будет всегда, пока в это вовлечены деньги, — рассуждает Линда. — Индустрия красоты это многомиллиардная отрасль. Я думаю, сам факт того, что мы видим больше разнообразия, принесет пользу, независимо от причин».
«Мы увидим настоящие и подлинные изменения со стороны брендов, когда у нас будет больше разнообразия за кадром. Когда дело касается съемок с Энам, я вижу что она по-настоящему творческий человек и хочет участвовать в поиске идей. Я узнал от нее много нового о представлении людей в индустрии и о разнообразии, и без ее вклада этой работы не было бы».
«В любом случае, это позитивное изменение для общества, хотя мне хотелось бы, чтобы оно менялось под влиянием собственных ценностей», — добавляет Хавьер.
Помимо выбора моделей, влияет ли дух инклюзивности на что-либо еще, например на то, как вы ставите свет, снимаете или редактируете?
«Что касается света, — говорит Хавьер, — я делаю все как обычно и не поддерживаю активное ретуширование».
«Я тоже не ретуширую фотографии людей, но постобработка является большой частью моей работы, — говорит Линда. — Я думаю, иногда люди считают, что это одно и тоже, но это не так. Некоторые из моих самых креативных проектов были созданы вместе с Энам. Любой человек с любыми физическими данными впишется в мою работу, если захочет оказаться перед камерой. У меня выдержанный стиль, но у каждой отдельной съемки своя уникальная концепция. Самое главное — это включить разнообразие в мою работу, и я не говорю об одноразовых проектах».
Оборудование Ярослава Мончака для фэшн-фотографии
«Если вы работаете с моделями разных типажей или маргинализированными моделями, — говорит Энам, — вы должны понимать, что когда эти люди находятся перед камерой, нужно убедиться, что они чувствуют себя комфортно. Во время съемок Линда следит за тем, чтобы все чувствовали себя хорошо, а затем мы обсуждаем подписи к фотографиям, истории, которые мы рассказываем, и отношения, что мы строим».
Вы когда-нибудь сталкивались в своей карьере с негативной реакцией на вашу позицию по бодипозитиву?
«Нет, — говорит Хавьер, — хотя иногда клиенты не соглашались с моим выбором моделей и просили предоставить больше вариантов, а иногда они могли сами заняться кастингом. В своих личных проектах я стараюсь фотографировать людей, которых у меня не получилось снять в рамках работы в индустрии моды, потому что я хочу рассказать другие интересные истории. Например, в Canon поддержали мою идею сделать серию фотографий, вдохновленных картинами художников, где я раскрыл истинную красоту возрастных и плюс-сайз моделей, которые могли бы не пробиться в фэшн-индустрии».
«Пример не из индустрии, — говорит Линда, — но когда мы делали альтернативную съемку нижнего белья [с такими моделями, как Энам, писательницей и трансгендерной активисткой Джуно Доусон и защитницей прав инвалидов Имоджен Фокс], в Твиттере были негативные комментарии. Хотя в целом съемку очень тепло приняли. Мне, как фотографу, намного легче просто убрать телефон и не смотреть комментарии. Энам и другие модели, чей образ находится в центре внимания, не могут так сделать. Для меня важно, чтобы модели были довольны проделанной работой и хорошо себя чувствовали на протяжении всего процесса».
«Меня каждый день троллят в Instagram, — говорит Энам. — Таковы издержки профессии. Сейчас я могу над этим посмеяться, но иногда это довольно сильно угнетает. Работая в этой индустрии, ты постоянно чувствуешь тревогу, потому что находишься в довольно сложном положении, когда являешься одним из немногих людей, занимающихся этим делом, поэтому если хочешь высказаться о какой-то проблеме, то это может поставить под угрозу твою карьеру. Чтобы помочь нестандартным моделям, можно использовать наставничество, механизмы и системы».
Как инклюзивный подход к фотографии помог изменить отношение людей или повысить их уверенность?
«Я организовала съемки с личностным тренером и писательницей Мишель Эльман, — говорит Линда. — Там были представлены только азиатские модели плюс-сайз, и это событие было освещено на весь мир такими журналами, как Glamour, Buzzfeed и другими, а люди говорили, что ничего подобного никогда не видели. Это было очень приятно. Вот что меня больше всего радует — когда люди видят, что их образ кто-то представляет. А еще это была чудесная возможность поддержать работу Мишель, которая сама является азиаткой с размером плюс-сайз. Пусть не часто, но негативная реакция все же встречается, и в то же время мы чувствуем безграничную любовь и поддержку нашего дела».
«Многие мои знакомые сказали, что они наконец-то почувствовали себя представленными, — говорит Хавьер. — Я думаю, что в плане других примеров этому также поспособствовал интернет и Instagram».
Как, по вашему мнению, может развиться отношение к бодипозитиву в ближайшие несколько лет?
«В некотором смысле все быстро развивается и меняется, — говорит Хавьер. — В последнее время я заметил, что материалы на рекламных платформах меняются вместе с условиями кастингов, предлагаемыми самими агентствами».
«Я бы хотела, чтобы бренды брали на работу как можно больше разных людей, чтобы у нас было больше аутентичных кампаний и чтобы они не занимались такими разовыми съемками, — объясняет Линда. — Я верю, что именно это приведет к реальным изменениям в индустрии».
«Я работал с Дэвидом Хайдом, фотографом-инвалидом, над кампанией Gucci Beauty Glitch, — говорит Энам. — Было здорово оказаться на съемочной площадке, где у всех есть какие-то "особенности", но вы не обязательно узнаете о них, если не расспросите. Я позитивно настроена в отношении будущего. Я думаю, что если вы начнете серьезно относиться к инклюзивности на фотосъемках, вы будете менять привычный ход вещей. Но когда вы приступаете к этому, вы должны брать на себя ответственность, быть последовательными и прежде всего думать о людях».