В сентябре, на ежегодном фестивале Visa pour l'Image, будет вручен грант Canon для женщин-фотожурналистов, организованный в 2000 году. Грант в размере 8000 евро вручается «женщинам-фотографам, которые внесли значимый вклад в фотожурналистику» и является средством как поддержки текущих фотопроектов, так и реализации достойных идей, которые впоследствии становятся частью выставки на фестивале следующего года.
СТАТЬЯ
«Победа изменила все»: встречайте обладательниц гранта Canon для женщин-фотожурналистов
Грант может изменить жизнь получателя как в финансовом плане, так и благодаря вниманию общественности, которое получает победитель и его работы. Некоторые получатели этого гранта впоследствии смогли завоевать награды World Press Photo и Пулитцеровские премии, в то время как иные стали амбассадорами брендов и работают с ведущими международными изданиями.
В 2023 году совет жюри, в который вошли журналисты и редакторы из The New York Times, Le Monde, Conde Nast и других изданий, выбрали британско-шведского фотожурналиста Анастасия Тейлор-Линд, которая представила текущий проект «В 5 км от линии фронта» (5K from the Frontline). Анастасия с 2014 года фотографирует живущих возле линии фронта людей на Донбассе, восточном регионе Украины. Она продолжает документировать жизнь тех же семей во времена полноценного вторжения России. Ее снимки демонстрируют их неугасающее желание выжить и попытки сохранить неизменность повседневной жизни в условиях войны.
Есть ли у вас оборудование Canon?
— Этот грант Canon бесценен для меня. Я получила этот приз в самый нужный момент», — говорит победительница 2020 года Сабиха Джимен. Сабихе удалось получить грант благодаря текущему проекту Hafiz: Guardians of the Qur'an (Хафиз: хранитель Корана), посвященному мусульманским девочкам, которые пытаются выучить наизусть Коран, состоящий из 30 томов и 6236 стихов (аятов), — эта традиция в мусульманском мире существует почти 1500 лет. «Я работаю над этим проектом уже три года, однако мне нужна поддержка для его завершения, — говорит Сабиха.
Мы пообщались с шестью обладательницами этого гранта — они рассказали о влиянии награды на их работу и поделились советами с новым поколением участниц.
Привлекая внимание к важным историям
«У меня не было времени думать, стоит участвовать или нет, поскольку мой фоторедактор сообщил мне о конкурсе за два дня до окончания приема заявок», — вспоминает французский фотожурналист Магали Дельпорт, которая в 2001 году стала первой обладательницей гранта с проектом «Невидимое: спорт без зрения» (Unseen: Sport Without Sight), посвященным достижениям спортсменов с ограниченными физическими возможностями.
«Я помню, как создавала фотокопии формата A3 в редакции The Times и писала сопроводительное письмо, пока возвращалась из Франции на пароме, — говорит она. — Я отправила заявку в последний день приема».
Победа в конкурсе помогла Магали с финансированием пяти проектов о спорте, а ее работы впоследствии появлялись в The Financial Times, Le Monde и Le Figaro.
Магали Дельпорт (2001)
«Если вы самостоятельно финансируете свои проекты, вам необходимо бороться за гранты и премии, — говорит она. — Грант не только станет для вас финансовой поддержкой, но и обратит на вас внимание людей и изданий. В конце концов, никто из нас не создает истории для того, чтобы они хранились на жестком диске».
В девятый раз повезет
В отличие от Магали, которая победила в конкурсе с первой попытки, франко-испанский фотожурналист Каталина Мартин-Чико является ярким примером того, что не стоит опускать руки: в 2017 году она получила грант с девятой попытки, опубликовав историю о буме рождаемости среди бывших повстанцев ФАРК в Колумбии.
«Грант многое изменил в моей жизни, — говорит она. — Он привлек внимание общественности к моей истории, которую многие журналы не хотели публиковать. Я начинала работу над проектом на свои деньги, и их хватило на реализацию одного этапа. Мне надо было вернуться туда, чтобы рассказать о развитии истории после подписания мирного договора. Грант дал мне возможность осуществить задуманное».
Каталина советует обратить внимание на сопроводительное письмо: «Подумайте о том, насколько сильно вы хотите рассказать выбранную историю, и вы сможете убедить в этом других. Не нужно писать много, но стоит четко объяснить, почему эта история имеет значение».
Каталина Мартин-Чико (2017)
По ее словам, премия Canon Female Photojournalist Award изменила мнение людей о ее работе. «Это помогло мне создать себе репутацию в индустрии. Женщинам нужно такое признание, и если подать заявку с хорошим проектом, у вас будет шанс добиться этого».
После повторной поездки в Колумбию с камерами Canon EOS 5D Mark III и Canon EOS 5D Mark IV Каталина завоевала второй приз в номинации «Проблемы современности» конкурса World Press Photo 2019, а одна из ее фотографий была номинирована на получение звания «Фотография года по версии World Press Photo».
Личная и профессиональная поддержка
Клаудия Гвадаррама получила грант в 2005 году за долгосрочный проект «Перед границей» (Before the Limit), повествующий о жизни мигрантов, которые пересекают страны Центральной Америки и Мексику в надежде достичь США.
Она оценила финансовую составляющую гранта, но для нее важнее оказалось внимание общественности к ее проектам.
«Я до сих пор глубоко признательна за то, что получила этот грант, — говорит она. — Он очень помог мне в личностном и профессиональном развитии, особенно учитывая, что я работаю в стране с серьезными проявлениями жестокости и сексизма, а в моей индустрии женщины вынуждены работать в условиях гендерного неравенства и нехватки возможностей».
Клаудия Гвадаррама (2005)
Поддержке в форме гранта также благодарна и Ануш Бабаджанян, фотограф из Армении и обладательница этой награды в 2019 году. Она является членом агентства VII Photo и работает над проектами о жизни в Закавказье, используя камеру Canon EOS 5D Mark IV с объективами Canon EF 24mm f/1.4L II USM, Canon EF 35mm f/1.4L II USM и Canon EF 50mm f/1.2L USM. По ее словам, женщинам нужно участвовать в этом конкурсе, даже если они не очень уверены в своих силах.
«Мне очень приятно, что мой труд был признан, но важнее всего для меня была финансовая поддержка, — говорит Ануш. — Все, что нужно рассказчику историй, — это возможность свободно продолжать работу. Это отличная возможность, а подача заявки занимает не так много времени, так что отбросьте сомнения и отправляйте свои лучшие работы».
Ануш Бабаджанян (2019)
Переломный момент
В отличие от многих обладательниц гранта Лора Мортон, американский фотограф-документалист и победитель конкурса 2018 года, использовала денежный приз для создания новой истории: проект «Юниверсити-авеню» рассказывает о жизни двух соседствующих сообществ в регионе залива Сан-Франциско, которые разделяет огромная пропасть в уровне доходов.
«Я некоторое время прокручивала эту идею в голове, но я знала, что этот проект будет сложным и займет много времени, — говорит Лора, которая создавала «Юниверсити-авеню» на камеру Canon EOS R с объективом Canon RF 35mm F1.8 Macro IS STM. — Грант дал мне финансовую свободу и помог выкроить время на реализацию проекта. Время — это настоящий подарок для фотографа-документалиста, и грант позволяет рассказывать более глубокие и незаметные на первый взгляд истории».
«Если хотите подать заявку на участие, подумайте о том, чем выделяются ваш стиль и ваша история. Это сложная задача, но уникальные истории помогут добиться признания».
Лора Мортон (2018)
Для Аксель де Русс награда Canon Female Photojournalist Award, которую она получила в 2007 году за историю о любовницах в Китае, стала ключевым моментом ее карьеры.
«Грант стал для меня источником огромного давления, но я узнала много нового, — говорит она. — Он стал основополагающим моментом в моей карьере. Каждая история, которую я создаю сейчас, основывается на принципах и решениях, принятых мною тогда. Тот конкурс научил меня правильно выстраивать повествование».
«Я всегда буду считать этот грант особенным: он запустил новый виток моей карьеры и вдохновил меня на новые проекты, что в итоге сформировало меня как фотографа».
Аксель де Русс (2007)
Список обладательниц гранта:
2023 Анастасия Тейлор-Линд
2022 Наталья Сапрунова
2021 Акация Джонсон
2020 Сабиха Джимен
2019 Ануш Бабаджанян
2018 Лора Мортон
2017 Каталина Мартин-Чико
2016 Дарси Падилья
2015 Анастасия Руденко
2014 Вивиан Даллес
2013 Мэри Ф. Калверт
2012 Сара Карон
2011 Илви Ньокиктьен
2010 Мартина Бачигалупо
2009 Юстина Мельникевич
2008 Бренда Энн Кеннелли
2007 Аксель де Русс
2006 Вероник де Вигери
2005 Клаудия Гвадаррама
2004 Кристен Эшберн
2003 Эми Витале
2002 София Эванс
2001 Магали Дельпорт