СТАТЬЯ

Основы создания видео: шесть советов, о которых стоит помнить даже профессионалам

Оператор-постановщик Патрик Смит и видеограф Олли Кенчингтон рассказывают, как владение основами видеосъемки может помочь создавать материалы более высокого качества.
Кинокамеры Canon Cinema EOS, установленные на штативы в студии.

От частоты кадров и HDR до кодеков и композиции — создание материалов профессионального кинематографического уровня начинается с изучения основ создания видео. © Патрик Смит

Кинокамеры Canon — это универсальный инструмент, который подходит и профессиональным режиссерам, и новичкам. Благодаря датчикам высокого разрешения, системе Dual Pixel CMOS AF и режимам Canon Log, доступ к которым осуществляется одним нажатием кнопки, вести видеосъемку на профессиональном уровне без необходимости проходить обучение стало еще проще.

Независимо от того, насколько сложное оборудование вы используете, основы видеосъемки все так же важны. Обучиться можно многому — от составления композиции и структуры кадра до выбора оптимальных форматов записи и того, как получить отличный результат, если в распоряжении нет большой команды ассистентов.

В этой статье мы рассмотрим основные принципы создания профессиональных видеороликов — в этом нам помогут советы от двух профессиональных кинематографистов. Оператор-постановщик Патрик Смит снимает художественные и документальные фильмы для таких гигантов, как BBC, Netflix и Channel 4. Режиссер и специалист в области профессионального кинопроизводства и монтажа Олли Кенчингтон руководит работой удостоенной наград киностудии Korro Films, которая специализируется на создании рекламных роликов, документальных фильмов и видеоконтента для брендов.

Хотите перейти на новый уровень фотомастерства или освежить свои навыки? Вы обязательно оцените пользу этих базовых рекомендаций.

Сенсорный экран камеры Canon EOS C70, на котором отображается лицо женщины с графическими индикаторами функции помощи при фокусировке.

Технология Canon Dual Pixel CMOS AF фиксирует фокус на объекте и отслеживает его. Индикатор становится зеленым при точной фокусировке на объекте, что помогает более точно выполнять переводы фокуса вручную. © Фергус Кеннеди

1. Ознакомьтесь с методами фокусировки

Поскольку разрешение в камерах постоянно улучшается, потоковая передача в 4K становится все популярнее, а размер экранов домашних телевизоров повсеместно увеличивается, как никогда важно создавать материалы с идеально четкой и точной фокусировкой. Десятилетиями объективы вручную настраивали профессиональные ассистенты, однако Canon задает новые правила игры не только благодаря первой усовершенствованной системе автофокусировки при видеосъемке — Dual Pixel CMOS AF — но и функции помощи при фокусировке, делающей ручную фокусировку невероятно удобной.

Революционная система Canon Dual Pixel CMOS AF — это система автофокусировки, основанная на использовании датчика и системы определения фазы, которая фиксирует фокус на объекте и отслеживает его. Система позволяет настраивать скорость и отклик, использовать умные алгоритмы распознавания лиц, а также управлять положением фокуса с помощью сенсорного экрана камеры. Во время использования ручной фокусировки функция помощи при фокусировке Canon дает наглядное представление о том, в какую сторону необходимо повернуть кольцо фокусировки, а также показывает, когда объект находится точно в фокусе. Немного практики — и вы научитесь определять, какой из способов является наиболее подходящим к ситуации.

Есть ли у вас оборудование Canon?

Есть ли у вас оборудование Canon?

Зарегистрируйте свое оборудование и получите доступ к бесплатным консультациям экспертов, обслуживанию оборудования, интересным мероприятиям и специальным предложениям — участвуйте в программе Canon Professional Services.
Камера Canon EOS C70, установленная для вертикальной съемки женщины.

Камера Canon EOS C70 — это камера Cinema EOS нового поколения с байонетом RF, оснащенная множеством полезных функций, таких как прямое сенсорное управление и вертикальная съемка. © Фергус Кеннеди

2. Экспериментируйте с соотношением сторон

Большинство художественных фильмов создаются с соотношением сторон 16:9 в UHD (Ultra HD) 4K и разрешением 3840 x 2160, 19:9 в DCI 4K или Cinema 4K с разрешением 4096 x 2160. Ролики для социальных сетей обычно снимают с соотношением сторон 9:16 в вертикальном формате, поэтому этот формат является встроенным в некоторых камерах, таких как Canon EOS C70.

Однако многим режиссерам нравится широкий обзор классических синемаскопов, в которых изображение намеренно искажалось для создания широкоэкранного формата. Чаще всего для достижения этого эффекта на камеру устанавливается специальный анаморфотный объектив, после чего на этапе постобработки проводится коррекция изображения в горизонтальной и вертикальной плоскостях. Типичная особенность анаморфированного формата — боке овальной формы и продолговатые горизонтальные блики.

Некоторые камеры Canon с расширенными возможностями позволяют применить коррекцию анаморфотного объектива, чтобы вы могли увидеть отснятый материал в скорректированном широкоэкранном формате. Для получения картинки, которая будет максимально близка к финальной версии, некоторые режиссеры используют стандартные сферические объективы и выполняют обрезку кадра на этапе постобработки.

«Для новичков изменение соотношения сторон — это самый простой способ создать нужную атмосферу, — говорит Патрик. — Одним нажатием кнопки можно придать весьма посредственным кадрам кинематографический уровень воспринимаемого качества. Все потому, что вы просто добавляете черные полосы к нижней и верхней частям кадра, а зрители подсознательно ассоциируют этот формат с кинопроизводством.

Сейчас при создании многих документальных фильмов используются различные форматы соотношения сторон — 4:3 для архивной съемки, формат 16:9 и широкоэкранный формат синемаскопа 2:35 для создания интервью. Естественно, это жульничество, но я всегда советую режиссерам использовать этот прием, потому что это отличный способ освоить работу с композицией. Соотношение сторон — отличный инструмент для построения повествования».

Три кинокамеры Canon Cinema EOS на штативах — EOS C300 Mark III, EOS C500 Mark II и EOS C70.

Выдержка изменяется в зависимости от частоты кадров. Полезный совет — используйте «правило 180 градусов» и установите значение выдержки примерно в два раза больше, чем значение частоты кадров. То есть для 30 кадров/сек. установите выдержку 1/60, а для частоты 240 кадров/сек. — 1/500. © Патрик Смит

3. Подберите правильную частоту кадров

Частота кадров — это параметр, определяющий количество кадров, которое успевает запечатлеть датчик изображения камеры за одну секунду. Обычно это значение составляет 23,98; 24; 25; 29,97; 30; 50 или 60 кадров/сек. При съемке в регионах телевещания PAL или NTSC могут возникнуть различные показатели.

Для PAL стандартная частота составляет 25 и 50 кадров/сек., а для NTFS — 29,97 и 59,94 кадра/сек., однако частота 24 кадра часто используется для создания кинематографичного эффекта. При монтаже на временной шкале 25 или 29,97 кадра/сек. видео, снятое с частотой 50/59,94 кадра/сек., можно замедлить в два раза. Более высокие значения частоты кадров — 100, 120, 150, 180 или 240 кадров/сек. — позволяют значительно замедлить воспроизведение.

По словам Патрика, ему особенно понравилась возможность изменять частоту кадров на камере Canon EOS C300 Mark III, включая возможность сверхзамедленной съемки. «Возможность вести запись с частотой 120 кадров в 4K позволяет взглянуть на мир по-новому. Важным аспектом создания документальных фильмов является стремление показать мир в совершенно другом свете, и функция замедленного воспроизведения прекрасно для этого подходит. В большинстве случаев частота 120 кадров — это именно та скорость, которая мне необходима, поэтому иметь такой инструмент в своем арсенале очень полезно».

Камера Canon EOS C500 Mark II, прикрепленная к дрону.

Термины, которые окажутся полезны при съемке видеофильмов

Хотите перейти от фотографии к съемке видео? Наш глоссарий из 27 специализированных терминов, от анаморфированного формата до Wide DR, сделает видеосъемку гораздо проще и понятнее.
Балерина в желтом платье и шали, которые развеваются на ветру, стоит на вершине горы и смотрит на долину — половина изображения демонстрирует версию Canon Log, а ко второй половине снимка была применена цветокоррекция.

Формат Canon Cinema RAW Light уменьшает размер файлов, не снижая при этом качество изображения.

4. Для максимального контроля используйте формат Cinema RAW Light

Создателям видео доступен на выбор целый ряд форматов файлов, некоторые из которых обеспечивают более высокое качество съемки за счет увеличенного размера файлов. Для полной свободы управления и возможностей калибровки оптимально подходит запись данных напрямую с датчика в формате RAW, однако в этом случае вам придется иметь дело с файлами большого размера.

Формат Canon Cinema RAW Light позволяет значительно уменьшить размер файла не в ущерб качеству изображения и при этом обеспечивает широкий динамический диапазон. Он доступен в некоторых камерах, таких как Canon EOS C200, EOS C500 Mark II, EOS C300 Mark III, EOS R5 и EOS-1D X Mark III.

Использование формата Cinema RAW Light обеспечивает гибкие возможности цветокоррекции, точную настройку баланса белого и резкости, а также работу с функцией шумоподавления при постобработке. «Я работаю с Cinema RAW Light таким же образом, как и со всеми остальными файлами, — говорит Олли. — Я загружаю его в систему, добавляю на временную шкалу и приступаю к работе. В этих файлах содержится очень много информации о цвете».

«Изображения RAW изначально не имеют цветовой гаммы, поэтому можно выбрать Rec.709, Canon Log 3, Log 2 или Log, — продолжает он. — Можно настроить чувствительность ISO, цветовое пространство и гамму, баланс белого, оттенок, светлые участки, тени и резкость».

Оператор-постановщик Патрик Смит с защитной маской на лице сидит на полу во время съемок в госпитале.

Оператор-постановщик Патрик Смит считает, что во время создания документальных фильмов маленькая съемочная группа часто становится преимуществом. «Особенно сейчас, в условиях Covid-19 нужно быть внимательным к тому, какой след оставляешь за собой. Я стараюсь, особенно если захожу в чей-то дом, как можно меньше прикасаться к вещам и оставлять как можно меньше следов», — объясняет он. © Патрик Смит

Оператор-постановщик Патрик Смит держит в руке закрепленную на ручном подвесе-стабилизаторе кинокамеру Canon EOS C70 и снимает ребенка, который играет в футбол.

Многие камеры Canon, например Canon EOS C70, которую Патрик использует в данном случае, идеально подходят для использования маленькими съемочными группами или одиночными операторами, поскольку обеспечивают запись звука высокого качества, а также оснащены системой Dual Pixel CMOS AF, которая помогает правильно выполнить фокусировку, и встроенную стабилизацию изображения. © Патрик Смит

5. Решите, когда лучше работать в команде

Решение о том, вести съемки самому или работать в команде, часто зависит от бюджета, однако Патрик говорит, что есть и другие важные факторы. «В принятии этого решения я всегда принимаю непосредственное участие, — отмечает он, опираясь на свой опыт создания документальных фильмов. — Зачастую чем меньше ваша команда, тем дольше вы сможете снимать, тогда как преимуществом больших команд становится возможность работать быстро».

«Многие режиссеры и продюсеры также беспокоятся о сплоченности и о следах, которые оставляют члены съемочной группы документалистов, поэтому чем меньше людей — тем лучше. Иногда, когда на съемки отправляются лишь двое — ты и режиссер, испытываешь настоящее облегчение.

При этом опытная команда может обеспечить свободу творчества. Когда рядом есть те, кто способен поддержать, и за какие-то из технически сложных аспектов работы отвечает кто-то другой, появляется возможность сосредоточиться на творческой составляющей работы, освещении и самой истории».

Мужчина, которого снимают со спины, сидит за рабочей станцией с двумя мониторами. Кинокамера Canon EOS C200 лежит на столе рядом с ним.

Камеры Canon, такие как EOS C200, предусматривают съемку в формате HDR — в формате, который становится все более важным из-за растущего спроса на HDR-материалы.

6. Съемка и цветокоррекция в HDR

Большинство стандартных экранов не способно отобразить весь спектр яркости, который позволяет запечатлеть камера, поэтому многие видеографы используют стандартный динамический диапазон, соответствующий цветовому пространству Rec.709. Однако теперь, когда в продаже появилось множество телевизоров и смартфонов высокой яркости с высоким динамическим диапазоном, съемка в HDR становится неотъемлемой частью рабочего процесса видеографов.

HDR соответствует Rec.2100 — стандарту для экранов, которые способны отобразить гораздо больший спектр яркости, поэтому использование HDR в PQ или настройки Hybrid Log Gamma (HLG) просто необходимо. Такие камеры, как Canon EOS C300 Mark III, EOS C500 Mark II, EOS C700 FF и EOS C70, предусматривают съемку с внутренней записью в формате HDR. EOS C200 поддерживает запись в формате RAW, который затем можно переработать в HDR.

Материалы, записанные в режимах PQ и HLG, не нуждаются в цветокоррекции, а режим HLG также поддерживает обратную совместимость со стандартом Rec.709 для просмотра на обычных мониторах, что значительно ускоряет рабочий процесс.

Adam Duckworth

Похожие статьи

Подпишитесь на рассылку

Нажмите здесь, чтобы получать вдохновляющие истории и интересные новости от Canon Europe Pro