Однажды итальянский фотограф Гия Бесана завтракала с дочерью и пила кофе. Она сделала глоток, и кофе пролился на одежду. «Мама, с твоим ртом что-то странное», — сказала ее 10-летняя дочь. Когда Гия посмотрела на себя в зеркало в ванной, один ее глаз был широко открыт, а уголок рта на той же стороне лица был оттянут вниз. Гия решила, что у нее инсульт, и вызвала такси до больницы, где врачи выявили у нее паралич Белла — временный паралич лицевых мышц.
Следующие три месяца, когда ее состояние было наиболее острым, мир предстал перед ней в совсем ином свете. «Я ела через соломинку и перед сном закрывала веко клейкой лентой, — говорит Гия. — Это был настоящий кошмар». Она внезапно стала ощущать на себе взгляды других людей — от поглядывающих на нее незнакомцев до встревоженных лиц родных. «Я будто потеряла все свои привилегии, и это заставило меня задуматься о привилегированном положении в жизни, — вспоминает она спустя два с половиной года, после практически полного восстановления. — Такая смена восприятия заинтересовала меня».
Фотограф из Барселоны начала исследование с шоу уродов 19 века и наткнулась на историю о Хулии Пастране — мексиканской женщине, лицо и тело которой из-за генетической патологии были покрыты волосами. Над уродством Хулии насмехались, и ей пришлось участвовать в выставке «Самая уродливая женщина в мире». В этой статье Гия рассказывает, как ее новый проект под названием «Странно и знакомо» (Strangely Familiar), за основу которого взята история Хулии и собственные чувства фотографа, использует более комплексный подход с применением фикции для демонстрации реалий жизни современных женщин.
СТАТЬЯ
Странно и знакомо: фикция в образах женщин от Гии Бесаны
Несмотря на постановочную структуру, новый проект имеет две точки, соединяющие его с реальностью, — ваш опыт и история Хулии Пастраны. Почему вы решили объединить их?
«Я не могу сравнивать свою жизнь с ее жизнью, однако ее история вдохновила меня. Я хотела узнать больше о ее изоляции, одиночестве и силе духа. Мое состояние помогло мне стать более хорошим человеком. Я помню, как сидела в автобусе, и все вокруг смотрели на меня. В частности, одна из женщин смотрела с явным презрением. Это стало основой изображения, на котором группа людей стоит в тумане — оно символизирует то, в каком жизненном сценарии рождается каждый из нас. Нет никакой справедливости. Я думала о жизни других людей и об этой женщине. Шоу уродов существовали для того, чтобы люди чувствовали себя лучше, когда видят кого-то, чья жизнь еще хуже. Такое происходит и до сих пор, однако выражается в том, как мы оцениваем других в социальных сетях или, к примеру, в автобусе».
Считаете ли вы, что это ярче демонстрирует влияние внешнего вида женщины на отношение к ней?
«Да. Женщины находятся под давлением, и общество обязывает их выглядеть идеально. Однако все это лишь разные идеи, которые можно воплотить в жизнь посредством изображений. Мои работы всегда начинаются с меня, с моего личного опыта, после чего я лишь нахожу его отражение в других историях. Я не работаю на определенную аудиторию, и мои работы не несут единого посыла — я лишь стараюсь привлечь людей к обсуждению той или иной темы».
Изображения в этом проекте выглядят довольно пугающе. Расскажите нам, какие эмоции вы хотели вызвать и как в этом помогает силиконовая маска, которую носит модель?
«Это выглядит странно. Поэтому эти изображения шокируют. Однако в этом есть и доля реальности, в которой я жила. У меня было недостаточно денег, чтобы нанимать профессионального гримера для каждой фотосессии, поэтому я заказа маску в одной из итальянских студий по созданию спецэффектов. Я попросила их сохранить детали образа Хулии Пастраны, однако объединить его с чем-то более современным. Уже с первых кадров мне было некомфортно, и я чувствовала нечто неприятное. Однако именно поэтому я решила продолжить работу над проектом и посмотреть, что из этого получится. Это именно та неприязнь, которую люди ощущали, когда видели меня».
Есть ли у вас оборудование Canon?
Кто позировал для вас в образе Хулии Пастраны?
«Это моя подруга из России, которая уже позировала для меня раньше. Мне нужна была свободная модель, поскольку над этим проектом я работала в промежутках между заказами на портретную съемку. Другие модели — просто случайные люди. Профессиональные модели позволяют работать лишь в одном ключе. Обычные люди могут предложить фотографу гораздо больше. А если и меньше, то это выглядит иначе и от того интереснее. Такая смена курса позволяет развиваться с творческой точки зрения, ведь эти люди участвуют в творческом процессе».
Как вы развиваете свои идеи? И как выбор оборудования влияет на результат?
«Зачастую я начинаю с выбора локации. Я вижу место, которое совпадает с задумкой, и беру его за основу. Эти изображения создавались не на основе сцен из жизни Хулии Пастраны, в них сделан акцент на том, что объединяет меня с ней. Я стараюсь создавать композиции. Это попытки найти в реальном мире места, костюмы, людей и реквизит, которые лучше всего выражают мои мысли. Эти изображения созданы с помощью камеры Canon EOS R5 и объектива Canon RF 50mm F1.2L USM, установленных на штатив. На R5 превосходная фокусировка, а файлы RAW содержат максимум данных, что очень важно для художественной фотографии, в частности если я захочу распечатать изображение в большом формате для выставки. Эту камеру также очень удобно настраивать — ее можно сделать идеальным инструментом для свободного творчества и самовыражения. Она для меня словно лучший друг!»
Вы начинали с фотожурналистики, и многие ваши проекты были посвящены жизни женщин. Вы перешли в фотоискусство, поскольку в какой-то момент перестали питать иллюзии в отношении фотожурналистики?
«Даже когда я занималась репортажной съемкой, я смотрела на работы Грегори Крюдсона и Стэна Дугласа. Такой стиль фотографии всегда мне нравился. Я бы никогда не стала менять положение объектов, однако искала композиции с возможностью неоднозначной трактовки. Когда я забеременела, то материнство было для меня превыше всего. У меня был внутренний конфликт — я хотела быть хорошей матерью, однако в то же время хотела быть успешным фотографом. Я решила, что материнство и внутренний конфликт станут темой моего следующего проекта. Я начала создавать сцены, которые описывали мои чувства и рассказы моих подруг. Это был 2007 год, и мало кто осмеливался говорить о послеродовой депрессии».
Использование объективов EF с системой EOS R
«Я показала работу одному из итальянских фоторедакторов, и похвальный отзыв стал отличной мотивацией — в 2012 году мне удалось получить награду Amilcare Ponchielli GRIN. Такое признание помогло мне понять, что для моих проектов — основанных на реальных событиях, но выполненных в стиле фикции — есть место в индустрии. Я также начала понимать, что ездить по миру и рассказывать о других культурах довольно проблематично. В 60-е, 70-е и 80-е известные фотографы получали достаточно денег, чтобы тратить на такие проекты по несколько месяцев и вникать в суть истории. Теперь это происходит в исключительных случаях. Путешествуя по разным местам, сложно по-настоящему понять ситуацию. Рассказывая истории этим другим способом, я смогла оставаться честной. Я почувствовала свободу».
Есть ли в фотоискусстве нечто такое, что позволяет более ярко демонстрировать истории женщин?
«Нет. Этим занимаются и фотографы-мужчины. Это лишь необходимость поделиться мыслями. Я делаю акцент на жизни женщин, поскольку я тоже женщина. Опять же, будь я мужчиной — я бы не прошла через беременность, поэтому могла бы продолжить карьеру в фотожурналистике. Создаю ли я эти проекты потому, что я женщина, или мои женские истории помогают мне видеть происходящее в ином свете? Это тема для обсуждения. Если вы спросите меня о феминизме, я скажу, что я феминистка, однако это не было для меня отправной точкой. Я начинала с попыток проанализировать и выразить свои чувства».