«Хорошая фотография с событием из мира спорта — это та, что заставляет ахнуть, — говорит фотограф спорта Эдди Кио. — На снимке должна быть драма — невероятный момент, который выглядит особенно. Такие кадры — настоящая редкость, но так и должно быть».
Возможность зарабатывать на жизнь съемкой таких моментов — это настоящая мечта для многих любителей спорта, и такую мечту удалось воплотить в жизнь амбассадорам Canon Эдди Кио, Мартину Биссигу и Рихарду Вальху. В этой статье они делятся своими советами по началу карьеры в сфере фотосъемки спорта.
СТАТЬЯ
Как начать карьеру фотографа спорта: 15 советов от профессионалов, которые помогут зарабатывать на том, что вам нравится
Британский фотограф Эдди Кио учился своему ремеслу под руководством Монте Фреско, фотографа из Fleet Street. На данный момент он является официальным фотографом сборной Англии по футболу (по контракту с Getty Images), а также работает официальным фотографом O2, генерального спонсора сборной Англии по регби.
Швейцарский экшн-фотограф Мартин Биссиг смог объединить в своей работе все три своих увлечения: маунтинбайк, путешествия и фотографию. Будучи увлеченным велосипедистом, он уже успел запечатлеть свои путешествия по Израилю, Оману и Южной Африке, в которых он сопровождал спортсменов; также он фотографирует и другой спорт на открытом воздухе, например трейлраннинг и лыжные виды.
Есть ли у вас оборудование Canon?
Рихард Вальх — это кинематографист и фотограф спортивных мероприятий из Германии, который начал свою карьеру со съемки сноубординга, а теперь специализируется на экстремальных видах и парусном спорте. Он занимается издательской и коммерческой фотографией, а среди его клиентов есть такие гранды, как Audi, BMW и Nike.
Какие же советы эти мастера своего дела могут дать тем, кто хочет стать профессиональным фотографом спорта?
1. Погрузитесь в мир спорта (Рихард Вальх)
«Выберите вид спорта, который вам по-настоящему интересен. Для меня это был сноуборд. Вам необходимо стать частью этой сцены или культуры, а затем начать съемку "изнутри". Чтобы начать работу, найдите вид спорта, который вам нравится, добейтесь в нем некоторых результатов и заведите друзей. Так вы сможете получить доступ к спортсменам и мероприятиям, а понимание того, как живет это сообщество, позволит вам создавать более качественные фотографии».
2. Будьте готовы быстро двигаться (Эдди Кио)
«В спорте все может измениться в мгновение ока. В случае грубого подката игрока могут удалить с поля, и вам надо быть готовыми к тому, что судья может показать красную карточку. Я вешаю на шею камеру с установленным на нее объективом Canon EF 70-200mm f/2.8L IS III USM, с помощью которой я фотографирую происходящее у ворот, и вторую камеру с объективом Canon EF 400mm f/2.8L IS III USM для съемки активности в центре поля. Такие камеры, как Canon EOS-1D X Mark III, обеспечивают настолько высокое качество изображения, что с помощью обрезки вы можете создавать фотографии даже с другого конца поля. Обычно для съемки спорта нужно использовать более короткую выдержку, например для футбола это значения в районе 1/2000 сек. Если вы хотите добиться художественного эффекта, вы можете установить более длительную выдержку».
3. Используйте беззеркальные камеры (Мартин Биссиг)
Я снимаю на полнокадровую беззеркальную камеру Canon EOS R5. Я полностью перешел на беззеркальный формат, как только стала доступна полноценная линейка объективов RF. Я ношу практически все свое оборудование в рюкзаке, поэтому чем оно меньше и легче, тем лучше. Большое преимущество EOS R5 заключается в возможности ее настройки с учетом ваших потребностей. Предусмотрено множество вариантов, поэтому можно точно настроить камеру под себя. Для меня переход на беззеркальные системы — это определенно шаг в будущее».
4. Сотрудничайте с молодыми спортсменами (Рихард Вальх)
«Очень важно работать со спортсменами вашего возраста, чтобы вы могли развиваться вместе с ними. В начале работы у них, возможно, и нет крупных спонсорских соглашений, но уже через пару лет они могут помочь вам построить вашу карьеру. Пока они молоды, им также нужны фотографии, и они будут более охотно проводить с вами время. Если они захотят использовать ваши фотографии на открытках с автографами или веб-сайте, это будет безвозмездная взаимопомощь. А вот когда их спонсоры захотят использовать эти изображения, вы сможете на этом заработать. Если дружить со спортсменами, они позволят вам проводить с ними больше времени, и даже отсутствие у вас дорогого оборудования не будет иметь никакого значения. Недавно я фотографировал 13-летнюю дочь первого сноубордиста, с которым мне довелось поработать. Это замечательная история. Она катается в бетонных бассейнах, это наиболее сложные площадки. У него две дочери, и они обе любят серфинг, скейтборды и сноуборд».
5. Осваивайте азы на местных мероприятиях (Эдди Кио)
«Многие хотят как можно быстрее получить доступ к съемке на самых лучших матчах футбольной лиги, но съемка футбола, регби, хоккея или тенниса в местном парке или на небольшой арене поможет вам научиться гораздо большему. Отправляйтесь снимать в любую погоду, а не только в солнечные дни, поскольку дождь может сделать кадры более атмосферными. И не переставайте практиковаться. Я начал с того, что фотографировал команду, в которой играл мой брат, во время их матчей в местном парке, а в течение последних пары лет я занимаюсь съемкой воскресных утренних футбольных матчей. Возможно, это нравится мне даже больше, чем работать на матчах таких команд, как "Челси", потому что здесь все по-другому. Приятно вернуться в эти места, узнав много нового, ведь тут даже без особых усилий можно сделать множество хороших фотографий. Если вы подмечаете возможности для съемки, вы найдете их, а для изучения навыков вам вовсе не нужно фотографировать на больших стадионах».
6. Не сбрасывайте со счетов любительские объективы (Мартин Биссиг)
«Фотографы-любители всегда компенсируют нехватку знаний и навыков покупкой профессионального оборудования. Они удивляются, когда говоришь им, что хороший снимок делает не объектив, а фотограф, который оказался в нужном месте в нужное время. Модель Canon RF 24-240mm F4-6.3 IS USM — это объектив с 10-кратным зумом, который не считается "профессиональным"; впрочем, в этой модели я нашел все то, что искал. Когда я фотографирую поездки на горном велосипеде, например восхождение на гору Килиманджаро в Танзании, мне нужно легкое и компактное оборудование. Для меня важнее не наличие дорогостоящего фикс-объектива, а чтобы устройство поддерживало большой диапазон фокусных расстояний — так я смогу не отвлекаться на смену объектива на большой высоте и при температуре -20 °C. Раз уж мы затронули эту тему, я бы скорее предпочел небольшую потерю качества, чем упущенную возможность запечатлеть историю».
7. Учитесь новому — снимайте видео (Рихард Вальх)
«В наши дни вам нужно уметь все — создавать фотографии и видео, а также редактировать их — поскольку никогда не знаешь, какие проекты помогут вам зарабатывать на жизнь. Сейчас самое время начинать работу с видео. Современные камеры прекрасны тем, что позволяют создавать любые материалы. Все объективы Canon можно установить на любую видеокамеру — от профессиональной до любительской. Это универсальная система, которую стоит использовать по максимуму».
«Создание комплекта оборудования требует времени, поэтому новичкам я рекомендую выбрать беззеркальный формат. За системой Canon EOS R будущее. Достойной отправной точкой станет камера Canon EOS R6. Она демонстрирует отличные результаты в условиях слабого освещения и позволит фотографу спорта делать все необходимое. Я снимаю на беззеркальную Canon EOS R5, однако также работаю с EOS-1D X Mark III. Она очень быстрая и надежная — никогда меня не подводит. Это именно то, что вам нужно, особенно когда вы начинаете брать с собой камеру на удаленные локации и работать в экстремальных погодных условиях. Она защищена от непогоды, имеет самый прочный корпус и работает быстрее других устройств».
Вейксерфинг с сигнальными огнями: испытание камеры Canon EOS-1D X Mark III
8. Знайте главные истории дня (Эдди Кио)
«Чтобы получить нужные изображения, вам нужно знать главные истории дня. Например, если игрок возвращается в клуб, из которого уходил, фанаты могут освистать его. Если команда проиграла 4 игры кряду, начнутся слухи о возможном увольнении тренера, поэтому стоит обратить внимание на его реакцию, если команда вновь проиграет. Если вы запечатлеете, как он закроет лицо руками, такой кадр будет более чем достоин внимания».
9. Используйте нестандартные фокусные расстояния (Мартин Биссиг)
«Я зачастую использую сверхширокоугольный объектив Canon RF 15-35MM F2.8L IS USM либо какой-нибудь зум-объектив, например Canon EF 70-200mm f/2.8L IS II USM [в продаже доступно новое поколение: Canon EF 70-200mm f/2.8L IS III USM]. На самом деле я создаю пейзажи и включаю в них спортсменов, поэтому для меня довольно важно иметь в наличии широкоугольный объектив, чтобы запечатлеть всю обстановку на одном изображении. Если я нахожусь слишком близко к спортсменам, никто не сможет определить, где сделана фотография — в Гималаях или в Швейцарии. Я не так часто использую средний диапазон фокусных расстояний, который позволяет запечатлеть спорт со стандартной перспективы — это не те кадры, которые я стремлюсь создавать. Я предпочитаю выбирать нечто особенное, вроде 12 мм или 200 мм, а не стандартные расстояния наподобие 50 мм».
10. Запечатлейте эмоции (Рихард Вальх)
«Когда футбольная команда выигрывает крупный турнир, фотографии, сделанные во время игры, отходят на второй план, ведь людям важнее увидеть, как команда празднует, стоя на крыше автобуса, окруженного тысячами фанатов. Вам нужно фотографировать и то, что окружает спорт: эмоции, интриги, празднования и разочарования. Если вы фотографируете марафон, отправляйтесь на финишную линию, ведь на старте вы не найдете сильных эмоций. Ищите самые динамичные моменты и самые яркие эмоции. Если вы можете запечатлеть все это на одном кадре, у вас все получится».
11. Пробуйте разные углы съемки (Эдди Кио)
«Раньше газеты были моим основным источником дохода, но теперь людям нужен контент для социальных сетей. Сейчас важнее использовать нестандартные ракурсы. Сходите на мероприятие и подумайте о том, какие кадры вы хотели бы получить. На Уимблдоне для фотографов есть много разных мест — это могут быть верхние или нижние ряды, а также боковые трибуны. На футбольных матчах я практически всегда устанавливаю камеру за ворота и использую дистанционный спуск затвора. На поле находится 22 игрока, и в половине случаев вы даже не увидите, как игрок забивает гол».
12. Разберитесь, как должен выглядеть выбранный вид спорта (Мартин Биссиг)
«Очень важно понимать, в чем смысл выбранного вида спорта, поскольку только так вы поймете, в чем смысл движений спортсменов, и в каких из них заключена красота. Если бы я фотографировал скейтбордистов, я бы мог положительно оценить те или иные фотографии, но если бы я показал эти кадры скейтбордистам, будь то любители или профессионалы, они могли бы сказать что-то вроде: "На этом фото рука находится под неправильным углом". Я не знаю таких нюансов, потому что я сам не скейтбордист, но зато знаю, как на фотографии должен выглядеть маунтинбайк. Кроме того, фото может быть сделано на лучшей локации, а в кадре будет самый красивый велосипед на планете, но если райдер будет сидеть на нем, как мешок с картошкой, хорошей фотографии не получится. Довольно важно уметь давать спортсменам указания».
13. Займите свою нишу, чтобы пользоваться спросом (Рихард Вальх)
«Чем сильнее коммерческая составляющая выбранного вида спорта, тем проще продавать изображения. Мне очень повезло, потому что в начале моей карьеры сноубординг как раз набирал популярность, как и спрос на фотографии с этим видом спорта. Я быстро стал одним из тех счастливчиков, что фотографируют спорт по всему миру. Если вы хотите фотографировать футбол или легкую атлетику, помимо вас на стадионе будет еще 50 фотографов, и обойти их на этом поприще будет довольно сложно».
14. Фотографируйте детали вокруг происходящего (Мартин Биссиг)
«Как много фотографий с маунтинбайкером может опубликовать журнал? Люди хотят увидеть историю, например моменты, когда человек сидит у костра и сушит свою обувь. Делайте акцент на спортсменах, но не забывайте и том, что в момент основных событий происходит за вашей спиной. Людям нравятся фотографии, которые отражают обстановку, поскольку они делают историю интереснее».
15. Выбирайте объективы в соответствии с видом спорта (Рихард Вальх)
«Сноубордистов зачастую снимают с очень малого расстояния, поэтому фотографы нередко используют объектив Canon EF 16-35mm f/2.8L III USM, но вы также можете использовать модель Canon EF 70-200mm f/2.8L IS III USM, которая отлично подходит для съемки любых видов спорта. Если вы фотографируете состязания, где у вас нет полной свободы передвижения, например автогонки, стоит выбрать телеобъектив с большим фокусным расстоянием — обычно для таких целей фотографы берут объектив 400 мм. Я использую объектив Canon EF 400mm f/2.8L IS III USM, и он просто невероятен — он очень легкий и при работе не ощущается как громоздкий телеобъектив. Диафрагма f/2.8 очень помогает в работе, и с этим объективом я могу делать акцент на спортсмене в кадре, размывая фон. Если вы фотографируете поездки на горном велосипеде или своих друзей, занимающихся игровыми видами спорта, вы можете подходить к объектам максимально близко, что упрощает выбор оборудования — в таких случаях можно использовать стандартные объективы с фокусными расстояниями от 16 до 200 мм».