СТАТЬЯ

Марк Аспланд: 6 способов лучше фотографировать спорт

England and New Zealand rugby players in a ruck, photographed by Marc Aspland.
Хорошая фотография со спортивного мероприятия должна передавать всю его суть; отличный пример — этот кадр, сделанный Марком Аспландом на матче по регби между сборными Англии и Новой Зеландии. Снято на камеру Canon EOS-1D X Mark II с объективом Canon EF 400mm f/2.8L IS II USM и следующими параметрами: 1/1328 сек., f/2.8 и ISO 2000. © Марк Аспланд / Times Newspapers Ltd

Больше всего в фотосъемке спорта Марку Аспланду нравится полное отсутствие контроля над происходящими прямо перед ним событиями. «Я не могу попросить Джонни Уилкинсона еще раз забить тот гол за сборную Англии в финале Кубка мира по регби 2003 года, если кто-то вдруг окажется прямо перед моим объективом, — говорит амбассадор Canon. — Это одна из трудностей, связанных с моей работой».

Марк фотографирует спорт уже 30 лет и умело справляется с такими сложностями. С 1993 года он является главным фотографом спортивных событий в британской газете The Times. За это время он успел поработать на крупнейших событиях в мире спорта, включая шесть летних Олимпийских игр и четыре финала Кубка мира по футболу FIFA. Он четыре раза завоевывал награду «Спортивный фотограф года».

Марк регулярно работает на совершенно разных соревнованиях — от футбола и тенниса до плавания и скачек — а также любит фотографировать новые виды спорта, съемка которых означает необходимость выйти из зоны комфорта. К примеру, зимние виды, такие как конькобежный спорт, керлинг и сноубординг позволяют ему переосмысливать методы фотосъемки, которые он использует. Тем не менее его энтузиазм в отношении фотосъемки спорта обусловлен не только непредсказуемостью происходящего или тем, что его фотографии попадают на первые полосы изданий.

В этой статье Марк анализирует свою работу и делится советами, которые помогают ему раз за разом создавать качественные фотографии со спортивных мероприятий.

As a golfer squats to line up a putt, a row of five others cast long shadows on the green.
По словам Марка, уникальная точка обзора может помочь в создании интересной композиции и выделить ваш снимок среди других фотографий с того же мероприятия. Снято на камеру Canon EOS-1D X Mark II с объективом Canon EF 200-400mm f/4L IS USM и следующими параметрами: 1/2000 сек., f/6.3 и ISO 640. © Марк Аспланд
Canon Professional Services

Есть ли у вас оборудование Canon?

Зарегистрируйте свое оборудование и получите доступ к бесплатным консультациям экспертов, обслуживанию оборудования, интересным мероприятиям и специальным предложениям — участвуйте в программе Canon Professional Services

1. Найдите историю

«Мой редактор всегда ждет, что я сделаю снимок победного гола в матче, это очевидно, — говорит Марк. — Но еще он хочет, чтобы я создал уникальный кадр, в котором была бы отражена самая суть этого спортивного события».

«Этот кадр может быть вообще не связан с победным голом. Это прямое отражение того, в чем заключался, например, 90-минутный футбольный матч. Это может быть кадр, сделанный сбоку или с необычного угла, например улыбка на лице игрока по окончании матча. Моя работа — передать с помощью фотографии то, что спортивному журналисту необходимо рассказать об этом же событии с помощью 1000 слов. И так каждый день. Думаю, что все дело в способности фотожурналистов видеть окружающий мир немного иначе».

Отчасти возможность видеть происходящее иначе означает, что Марк использует неожиданные приемы съемки и располагается в необычных местах для создания изображений, которые, на его взгляд, окажутся удачными. Но в итоге все сводится к тому, как он относится к своей работе. «По мере развития вы пробуете разные технические приемы, но ваш подход меняется с приобретением опыта фотосъемки, — говорит он. — Очень важно быстро реагировать на происходящие вокруг события и творчески подходить к делу».

A horse race photographed from high in the grandstand; the track, spectators and horses' legs are blurred.
Марк творчески подходит к выбору выдержки и использует ее для создания полных динамики кадров. Снято на камеру Canon EOS-1D X Mark II с объективом Canon EF 70-200mm f/2.8L IS II USM и следующими параметрами: 1/16 сек., f/16 и ISO 100. © Марк Аспланд

2. Используйте творческие возможности выдержки

Одним из методов, которые Марк использует для создания уникальных снимков, является использование сверхдлительной или сверхкороткой выдержки. Короткая выдержка, например 1/4000 сек., «остановит время» и позволит увидеть то, чего не видит человеческий глаз, например брызги воды от водных лыж или клубы пыли на грунтовом теннисном корте. А длительная выдержка, такая как 1/15 сек., позволит передать динамику кадра посредством размытых пятен цвета.

«В тот момент, когда лошадь перепрыгивает через последний барьер на знаменитых скачках, на нее будут направлены объективы пары десятков фотографов; все они сделают одинаковое изображение, — говорит Марк. — Но один из них, например, установит выдержку 1/15 сек. и сделает уникальный полный динамики снимок. Я предпочту именно такой снимок, поскольку он необычный, и фотограф задумал его таким еще до начала состязаний».

A horse race photographed from track level at sunset, with the colourful sky dominating the image.
На этом контрастном широкоугольном снимке скачки выглядят так, будто случайно попали в кадр. Снято на камеру Canon EOS-1D X Mark II с объективом Canon EF 24-70mm f/2.8L II USM и следующими параметрами: 1/800 сек., f/3.5 и ISO 1250. © Марк Аспланд

3. Используйте широкоугольные и телеобъективы

Марк создает особенные фотографии со спортивных мероприятий, меняя оборудование в соответствии с тем, какую историю он хочет рассказать. Иногда он выбирает длиннофокусные телеобъективы, например Canon EF 200-400mm f/4L IS USM. Этот объектив со встроенным телеконвертером 1,4x обеспечивает фокусное расстояние 560 мм. Подобные телеобъективы позволяют Марку быть в эпицентре событий, тогда как другие фотографы не имеют возможности увидеть столь мелкие детали.

«Вокруг меня бушуют страсти, а я туннельным зрением смотрю через объектив на отдельный фрагмент происходящего, — говорит Марк. — Я могу сделать акцент на татуировках лучшего игрока матча, развязавшихся шнурках на его ногах или лице одного из зрителей. Другие фотографы слышат, как работает затвор на моей камере, и не могут понять, что интересного я могу видеть в тот или иной момент. Но к тому времени для них момент уже упущен».

«Кроме того, я стараюсь делать общие планы, даже если лучший игрок матча окажется лишь небольшой деталью на таком изображении. Например, я могу выбрать объектив Canon EF 16-35mm f/2.8L II USM для создания общего плана центрального корта Уимблдона или запечатлеть стадион Уэмбли целиком, когда победившая команда аплодирует фанатам после матча».

Two rowing eights on the River Ouse, sparkling in the sunshine, with Ely Cathedral in the background.
Потрясающее изображение с тренировки гребцов из Кембриджского университета на реке Аус с силуэтом собора Или на заднем плане. Снято на камеру Canon EOS-1D X Mark II с объективом Canon EF 16-35mm f/2.8L II USM и следующими параметрами: 1/1250 сек., f/8 и ISO 400. © Марк Аспланд / Times Newspapers Ltd
Jockey Nina Carberry flies off her horse as it falls at a fence in the Grand National.

Том Дженкинс: рассказ от обладателя премии

Фотограф спортивных мероприятий Том Дженкинс рассказывает об изображении, сделанном на скачках Grand National, которое принесло ему победу на конкурсе World Press Photo.

4. Ищите необычные точки обзора

Еще одним способом создания уникальных изображений с мероприятия является дистанционное управление камерой, расположенной в необычном месте. Это может быть как камера за воротами с установленным на ней объективом Canon EF 8-15mm f/4L Fisheye USM или камера с телеобъективом, расположенная прямо над пловцом, который готовится к началу заплыва.

«Я все чаще использую дистанционное управление камерами, — говорит Марк. — Одним из недавних примеров является съемка первого и второго состава сборной Кембриджа по гребле во время их тренировки на реке Аус в графстве Кембриджшир. Мне хотелось, чтобы обе команды попали в кадр, но я также знал, что с определенной точки смогу создать кадр, на котором будет видно и красивое здание собора Или».

«Поэтому я установил камеру Canon EOS-1D X Mark II на огромный монопод, который я держал, пока сидел в лодке, следовавшей за гребцами. Я дождался нужного момента, направил объектив вниз и нажал кнопку на дистанционном спуске затвора, как только увидел собор Или. Все получилось, потому что я придумал этот кадр, а потом продумал, каким образом смогу его воссоздать с помощью имеющегося оборудования».

A multiple-exposure image of sprinter Darren Campbell from starting position to running in a natural landscape.
Марк экспериментировал с мультиэкспозицией, чтобы создать это изображение «невероятного путешествия Даррена Кэмпбелла». Снято на камеру Canon EOS-1D X Mark II с объективом Canon EF 24-70mm f/2.8L II USM и следующими параметрами: 1/1000 сек., f/10 и ISO 400. © Марк Аспланд

5. Экспериментируйте с мультиэкспозицией

Камера Canon EOS-1D X Mark II, которую использует Марк, позволяет создавать множество кадров с разной экспозицией со скоростью 14 кадров/сек., что при совмещении в одно изображение на этапе постобработки позволит создать необычайно красивые изображения со спортивных мероприятий. Марк редко использует этот метод съемки, но эта техника подходит для передачи множества моментов на одном уникальном изображении.

Марк вспоминает: «Недавно я фотографировал бывшего спринтера и участника Олимпийских игр Даррена Кэмпбелла, который восстанавливается после кровоизлияния в мозг, во время игры в гольф в валлийском гольф-клубе Celtic Manor. Я хотел рассказать его историю жизни одним изображением — он начал свой жизненный путь в одном из неблагополучных районов Манчестера — и у меня появилась одна идея».

«Мы отправились к 12 лунке, и там я лег на траву. Я попросил его встать в стартовую позицию спринтера и пробежаться по всему кадру. Я отснял мультиэкспозицию, а затем наложил эти кадры один на другой на этапе постобработки. Опять же, мне пришлось разбудить в себе фотожурналиста и подумать, как лучше всего рассказать эту историю».

A huge crowd of spectators behind a golf course green; in the foreground, ripples spread in a still pool of water.
Решающий момент кубка Ryder Cup с необычной перспективы. Иногда в мире спорта для создания хорошей фотографии нужно оказаться в нужном месте в нужное время… но понимание спорта и терпение необходимы для того, чтобы повысить вероятность предсказать такое место и время. Снято на камеру Canon EOS-1D X Mark II с объективом Canon EF 24-70mm f/2.8L II USM и следующими параметрами: 1/1328 сек., f/2.8 и ISO 400. © Марк Аспланд / Times Newspapers Ltd

6. Будьте терпеливы

По словам Марка, в его арсенале есть не только различные приемы съемки, но и терпение, которое необходимо для того, чтобы успешно применить их на деле. Жизнь фотографа стала проще благодаря технологическому прогрессу и цифровым камерам нового поколения, которые дают свободу творчества, но Марк считает, что для наиболее эффективного использования этих технологий необходимо больше думать.

«Цифровые камеры позволяют с легкостью запечатлеть любой момент — фотографы знают, что могут использовать автофокусировку для съемки спорта, и используют быструю серийную съемку, — говорит Марк. — Камеры настолько хороши, что теперь все могут делать четкие снимки, поэтому для того, чтобы выделиться из толпы, вам нужно творчески подойти к поставленной задаче».

«Современные технологии должны заставить вас задуматься, проанализировать объект и запечатлеть его идеальным образом. Вы должны мыслить так: "Надо переместиться, поскольку освещение изменилось" или "Надо установить другой объектив, потому что результат меня не устраивает". Для меня фотосъемка спорта — это способность найти свой особый стиль и неизменно следовать ему. Все дело в индивидуальном подходе и уникальности».

Автор David Clark


Оборудование Марка Аспланда

Незаменимое оборудование для фотосъемки спорта

Sports photographer Marc Aspland holds a Canon camera and telephoto lens.

Камера

Canon EOS-1D X Mark II

Камера Canon EOS-1D X Mark II обеспечивает ведущую в своем классе производительность благодаря высокочувствительному полнокадровому датчику изображения CMOS 20,2 МП, расширенной 61-точечной системе автофокусировки Dual Pixel AF и поддержке съемки видео 4K. «Это без сомнений лучшая профессиональная камера, которую я использовал за свою карьеру», — говорит Марк.

Объективы

Canon EF 400mm f/2.8L IS II USM

Сверхпроизводительный супертелеобъектив серии L с 3 режимами системы стабилизации изображения, эквивалентной 4 ступеням выдержки. Марк говорит: «Это мой основной объектив для фотосъемки спорта. Он обеспечивает четкость и дает возможность создавать изображения, которые я задумал изначально».

Canon EF 24-70mm f/2.8L II USM

Стандартный профессиональный зум-объектив, обеспечивающий исключительное качество изображения и большую диафрагму f/2.8 по всему диапазону фокусных расстояний. «Этот объектив стал новым дополнением к моему оборудованию и обеспечивает другую перспективу, — говорит Марк. — Он настолько хорош, что я жалею, что не купил его раньше».

Похожие статьи

Смотреть все

Подпишитесь на рассылку

Нажмите здесь, чтобы получать вдохновляющие истории и интересные новости от Canon Europe Pro

Зарегистрируйтесь сейчас