Фуд-фотограф Ясмин аль-Батул сочетает естественность с элементами сюрреализма, превращая обычные сцены на кухне в произведения искусства. Ее фотографии, на которых еда часто показана в процессе приготовления, льется в чашку или даже парит в воздухе, пронизаны особой легкостью, за которой, однако, скрыта кропотливая работа над мельчайшими деталями.
Получив в 2017 г. диплом профессионального фотографа и воодушевившись популярностью своего аккаунта в Instagram, Ясмин превратила свое хобби в успешную карьеру, побеждая на конкурсах и сотрудничая с международными брендами. Сейчас она работает в своей студии — это ее собственная кухня в алжирском городе Батна. В этой статье она рассказывает, как работает над созданием невероятных фотографий, и делится взглядом изнутри на поиск места в такой конкурентной нише.
СТАТЬЯ
Еда, парящая в воздухе, и блюда с начинкой из пенопласта: скрытая реальность профессиональной фуд-фотографии
Что делать фуд-фотографу, чтобы его заметили?
«Фуд-фотографам необходимо показать свое настроение, свое видение, а не просто демонстрировать продукты. Они должны быть в курсе актуальных трендов, но органично вплетать их в свой собственный стиль, а не копировать. В творчестве тренды должны быть лишь ориентиром. Также фотографии должны отражать личность и уникальный стиль фотографа. Иногда люди сразу узнают мои фотографии, даже если я не указана как автор. Их индивидуальность — вот что отличает обычное фото от действительно узнаваемого, вот что любят и покупатели, и клиенты».
Есть ли у вас оборудование Canon?
Как можно выделиться на фоне множества конкурентов?
«Я стараюсь не ограничивать себя жесткими рамками одного стиля, мне нравится сочетать приемы различных жанров. На предметы, которые я снимаю, я смотрю как на моделей: размещаю основной продукт в центре и делаю тестовые снимки, чтобы добиться правильных настроек и настроения, а затем постепенно добавляю декоративные элементы, совсем как портретисты привносят в портрет аксессуары. Чтобы еда красиво блестела, я использую синтетическое масло, которое также помогает выделить необходимые элементы блюда, совсем как фотограф-портретист, который старается привлечь внимание к определенным чертам лица».
«Помните, результаты должны быть впечатляющими. Необходимо выйти из зоны комфорта и создать нечто зрелищное. Мой фирменный эффект еды, парящей в воздухе, придает динамичность и уникальность. При постобработке я накладываю несколько изображений друг на друга, чтобы создать одну фотографию. Чтобы эти изображения были идентичны, я работаю с ручной, а не автоматической фокусировкой, так как фокус должен оставаться в одной и той же точке во всей серии фотографий».
«Настроив фокус, я использую функцию автоспуска на камере Canon EOS 5D Mark IV или Canon EOS R, установленную на 5–10 секунд. Я нажимаю спуск затвора, после чего мне как раз хватает времени, чтобы бросить еду и успеть сфотографировать ее в падении. Я повторяю это действие для каждого падающего элемента, часто по несколько раз, а потом накладываю изображения друг на друга в Adobe® Photoshop® CC».
При использовании автоспуска для съемки парящих объектов очень удобно работать через приложение Canon Camera Connect: я подключаю телефон к камере, и как только касаюсь экрана, начинается отсчет таймера, а я могу бросать еду.
Есть ли в профессиональной фуд-фотографии особые приемы, о которых неизвестно непосвященным?
«Я протираю фрукты и овощи маслом, чтобы придать им яркость. Это позволяет визуально сохранять свежесть еды, будто ее только что достали из холодильника или духовки. Вместо сока я использую более плотные жидкости, например молоко или сливки, подкрашивая их пищевыми красителями. Капли сока на фото выглядят прозрачными, а использование более плотных жидкостей гарантирует, что цвета сохранят свою непрозрачность».
«На съемках я всегда использую настоящие ингредиенты и, чтобы не расходовать еду зря, я не наполняю тарелки полностью. Если я фотографирую тарелку спагетти, например, я кладу на дно тарелки пенопласт, чтобы казалось, что она заполнена до краев».
С чего вы начинаете выполнение заказа?
«Обычно сначала клиенты связываются со мной по электронной почте или через Instagram. Мы обсуждаем их пожелания, и я называю примерные расценки. Мы обязательно обсуждаем более глобальные цели бизнеса, ведь мне нужно понимать маркетинговую стратегию и эстетику бренда. Обычно клиенты предоставляют мне свободу творчества, они крайне редко вмешиваются в процесс. После этого я продумываю, каким будет итоговое изображение, делаю набросок того, что хочу создать».
«Получив продукт, я изучаю его ингредиенты или способ применения. Затем просматриваю ранее сделанные фотографии этого или похожего продуктов. Хотя конечный результат должен быть уникален, я не вижу ничего плохого в том, чтобы вдохновиться тем, что уже есть. Если продукт — это еда, я изучаю рецепты. Обычно фуд-фотографы сами не готовят: стилисты оформляют композицию, а повара готовят блюда. Но в Алжире мало специалистов в этой области, поэтому фотограф делает все сам. Я избегаю слишком сложных рецептов, чтобы не тратить время».
«Накануне съемки я покупаю ингредиенты и выбираю реквизит и аксессуары. Последний шаг — это выбор цвета фона. Я всегда использую такие фоны, которые акцентируют внимание на центральном элементе: например, они могут контрастировать с ним по цвету, привлекая взгляд к продукту и подчеркивая мелкие детали. Я по отдельности фотографирую каждый элемент, чтобы проверить, как они выглядят в кадре и сочетаются ли друг с другом. Эти фотографии становятся моим ориентиром, позволяя представить примерный результат. Если понадобится, я могу внести изменения, убрать предметы или поменять фон».
Как вы организуете пространство и создаете композицию?
«Я адаптирую композиции под конкретные продукты и стараюсь не перегружать картину. Я не стану включать в кадр больше тарелок, чем еды, например, и не буду перегружать фото, отвлекая внимание от главного продукта. Когда меня устраивает стилистика, и я добилась правильной композиции, я готовлю свет. Я предпочитаю искусственный свет, так как с ним проще планировать время съемки. Не нужно ждать хорошего света, и съемку можно запланировать на вечер. Я использую две вспышки Canon Speedlite на штативах и для начала тестирую свет, чтобы скорректировать яркость и баланс белого».
«Затем я перехожу к настройке камеры. Сначала я устанавливаю ее на штатив. Мне часто приходится одной рукой бросать еду для создания эффекта парения в воздухе, а второй при этом спускать затвор через приложение Canon Camera Connect или держать рассеиватель или отражатель. Штатив — это моя третья рука, обеспечивающая неизменность кадра для наложения изображений при постобработке. Я навожу фокусировку и организую задний план и аксессуары. И, наконец, я настраиваю диафрагму, ISO и выдержку, делая тестовые снимки до тех пор, пока результат меня не устроит».
Что происходит на съемках?
«Утром в день съемки я готовлю блюдо и подготавливаю все предметы и оборудование. В основном я использую объективы Canon EF 50mm f/1.8 STM и Canon EF 100mm f/2.8L Macro IS USM с камерой Canon EOS 5D Mark IV; или же камеру Canon EOS R с объективом Canon RF 24-105mm F4L IS USM. В отсутствие штатива очень удобно использовать гибридный стабилизатор изображения (IS) объектива EF 100mm f/2.8L Macro IS USM, допустим, если я еду в путешествие или предстоит внестудийная съемка. Я стараюсь не носить с собой слишком много оборудования, и фотографии, сделанные с помощью объектива IS, ничем не выдают, что сняты с рук. Никакой разницы в качестве между студийным и внестудийным фото вы не заметите. Это особенно актуально при съемке еды и предметов. Фотографии для упаковки, рекламы или кулинарных книг должны быть полностью безупречны.
Во время съемки я постоянно на связи с клиентами и часто отправляю им фотографии с телефона, чтобы понять, насколько они довольны моей работой. Клиенты почти всегда довольны конечным результатом именно потому, что я на каждом этапе держу их в курсе происходящего».
10 быстрых вопросов предметному фотографу Эберхарду Шуи
Что происходит после съемки?
«Я отбираю лучшие фотографии для клиентов, прежде чем приступать к постобработке. Когда я только начинала, я все фотографии отправляла клиентам, чтобы они выбрали лучшие на их взгляд, но иногда они выбирали фотографии с недостатками или очень неудобные для ретуши. Я ищу любые технические недочеты: плохой фокус, недодержку или передержку и размытие. Все изображения с явными недостатками я удаляю: если фотография изначально не радует глаз, я не буду ее редактировать. Это позволяет мне избежать сложного редактирования и сосредоточиться на коррекции цвета и света. Я просто изменяю яркость теней, чтобы сделать общую освещенность мягче, и корректирую контрастность».
С какими трудностями каждый день сталкивается фуд-фотограф?
«Я очень долго проработала в студии, где моей единственной задачей была фотосъемка. Сегодня я, как фрилансер, занимаюсь приготовлением всех блюд, организацией съемки и постобработкой, так что мне приходится тщательно планировать свой график».
«Самой большой проблемой до сих пор остается логистика в поездках. У меня много оборудования: камеры и объективы, штатив, отражатели и рассеиватели. Это усложняет поездки и даже приводило к тому, что я отказывалась от заказов. Камера Canon EOS R решила эту проблему. Она и камера EOS 5D Mark IV стали моими любимыми камерами Canon. EOS R обладает функциями, которые позволяют обойтись без штатива и путешествовать налегке. Экран с регулируемым углом наклона позволяет поворачивать камеру в любом направлении и при этом видеть результат, что особенно удобно при съемке сверху».
Фуд-фотография всегда была вашей страстью, что-нибудь изменилось, когда вы начали заниматься ей профессионально?
«Я занялась фотографией, еще будучи студенткой факультета психологии. Это была моя отдушина, время для себя. Исходя из своего первого опыта работы в студиях и с другими фотографами, я знала, что могу заниматься этим профессионально и по-прежнему получать удовольствие. Я сразу же влюбилась в динамичную атмосферу фотостудии, наслаждаясь коктейлем технического мастерства и креативности».
«Честно говоря, я еще больше полюбила фуд-фотографию. Она открыла для меня множество дверей, научила работать с клиентами и разбираться в маркетинге, а также познакомила с обширным сообществом фотографов, которые вдохновляют и поддерживают меня на моем творческом пути. Фотография позволяет мне развиваться и становиться лучше, будь то съемки для Instagram или в рамках международной коллаборации».
* Adobe® и Photoshop® являются товарными знаками или зарегистрированными товарными знаками корпорации Adobe в США и/или в других странах.
Оборудование Ясмин аль-Батул
Оборудование, которое профессионалы используют для создания фотографий
Фотокамеры
Canon EOS 5D Mark IV
Одна из любимых камер Ясмин, Canon EOS 5D Mark IV, обеспечивает безупречное качество изображения и производительность профессионального уровня вне зависимости от жанра съемки. «Эту камеру я купила на призовые деньги после победы в одном конкурсе, — говорит Ясмин. — Я многие годы мечтала о такой».
Canon EOS R
Полнокадровый датчик 30,3 МП с впечатляющим уровнем детализации, высокой чувствительностью ISO и технологией Dual Pixel CMOS AF делают камеру Canon EOS R превосходным инструментом для съемки. «Canon EOS R портативная и оснащена функциями, которые позволяют обойтись без штатива и путешествовать налегке», — говорит Ясмин.
Объективы
Canon EF 100mm f/2.8L Macro IS USM
Объектив с фиксированным фокусным расстоянием и широкими возможностями макросъемки. «Встроенная система стабилизации позволяет получать студийные фотографии одинаково высокого качества как со штативом, так и без», — говорит Ясмин.
Canon EF 50mm f/1.8 STM
Объектив EF 50mm f/1.8 STM позволит легко создавать выразительные фотографии благодаря широкой диафрагме f/1.8, которая обеспечит резкий фокус на объекте съемки и красивое размытие заднего плана.
Canon RF 24-105mm F4L IS USM
Универсальный зум-объектив 24–105 мм, предлагающий фотографам и видеографам идеальный баланс производительности, портативности и качества изображения.
Похожие статьи
-
СТАТЬЯ
10 советов по ведению социальных сетей для фотографов
Три амбассадора Canon с базой более чем в миллион подписчиков делятся советами по созданию уникального и привлекающего внимание контента для социальных сетей.
-
СТАТЬЯ
12 ответов на часто задаваемые вопросы о системе Canon EOS R
Подойдет ли вам полнокадровая беззеркальная камера? Майк Бернхилл из Canon отвечает на 10 часто задаваемых вопросов о EOS R, EOS RP и объективах RF.
-
СТАТЬЯ
3 интересных способа использования объективов Canon с механизмом наклона и сдвига
Объективы с функцией наклона и сдвига подходят не только для архитектурной или портретной съемки. Три фотографа рассказывают о том, как эти объективы можно использовать для творчества в других жанрах.
-
СТАТЬЯ
Съемка быстрых движений со вспышкой Speedlite EL-1
Фотограф активных видов спорта Дэйв Макисон делится подробностями о первой профессиональной съемке с использованием этой легкой и мощной профессиональной вспышки Canon.