Все лучшие фотографы когда-то были новичками. Джеймс Нахтвей, который многими считается одним из наиболее выдающихся фотографов в истории, начал свою карьеру в 1970-е. Сразу же после университета новоиспеченный политолог и историк искусства Америки начал путь, на котором его ждали съемки некоторых из наиболее важных исторических событий последних четырех десятилетий.
Молодой фотограф не проходил какие-либо курсы фотографии. Он лишь непоколебимо верил, что фотография является его призванием. «Я верил в это и считал, что справлюсь, — рассказал Джеймс начинающим фотожурналистам на семинаре Программы обучения студентов Canon в рамках международного фестиваля фотожурналистики Visa pour l'Image 2022. — Поэтому я начал учиться самостоятельно. Я одолжил камеру и взял в аренду комнату, где учился проявлять пленку и печатать снимки.
Я ходил в книжные магазины и стоял в проходе, просматривая фото великих фотографов, после чего возвращал их на полки, потому что у меня не было денег, чтобы их купить. У меня были прекрасные учителя, хоть я никогда их не видел, и я учился, изучая их работы».
По его словам, лишь спустя 10 лет его навыки достигли достаточного уровня, чтобы фотографировать войну — именно к этому он стремился. Джеймс впоследствии был пять раз удостоен Золотой медали имени Роберта Капы от Overseas Press Club of America, дважды получил награду «Фотография года» World Press Photo, а также множество других наград за освещение событий, формирующих и меняющих наш мир.
После первых шагов в качестве репортажного фотографа в 1980 году Джеймс решил работать самостоятельно, вдохновившись фотографиями с Вьетнамской войны и движения за гражданские права чернокожих в Америке. Для Джеймса большим источником вдохновения стал фотограф издания LIFE Ларри Берроуз, изображения которого казались ему «невероятно трогательными и информативными».
Джеймс и сейчас, как и в начале своей карьеры, считает фотожурналистику мощным средством борьбы за изменение мира к лучшему. «Я был охвачен идеей, что фотографии войны могут стать средством агитации против войны, — говорит он. — Изображение социальной несправедливости может стать прецедентом для изменений. Я полагал, что людям будет не все равно, если фотографы покажут им то, за что стоит сражаться. Моей мотивацией стало сделать фотографии голосом, который может рассказать людям о событии и пробудить в них интерес».
ФОТОЖУРНАЛИСТИКА
Легендарный фотограф Джеймс Нахтвей о неугасающей силе фотожурналистики
Фотожурналистика и пресса
Привлечение внимания общественности к важным социальным проблемам всегда было целью Джеймса, и фотограф признает, что работа со СМИ позволяет наиболее эффективно реализовать такие задачи. Однако очень важно не терять независимость. «Я выбираю объекты для съемки и следую своему стилю, — говорит Джеймс, у которого еще в 1984 году был заключен договор на работу с изданием TIME Magazine. — Мне не дают указаний или рекомендаций редакторы или кто-либо еще. Это лишь моя спонтанная и быстрая реакция на действия людей, которых встречаю».
По словам Джеймса, демонстрация проблемы обществу может перерасти в формирование общественного сознания, и именно эта функция делает фотожурналистику столь мощным и ценным инструментом социальных изменений. Изображения времен Вьетнамской войны и движения за гражданские права чернокожих в Америке, по его словам, действительно помогли повлиять на общественное мнение. «Политики и генералы рассказывали людям одно. А фотографы показывали им нечто совершенно другое. Я верил фотографам, как и миллионы других людей».
Джеймс отмечает, что независимые фотожурналисты играют важную роль в создании пласта правдивой информации, которая может повлиять на результат. «Журналисты зачастую ставят на кон свою жизнь, поскольку считают необходимым рассказать о происходящем людям и донести до них голоса других людей, а также изменить общество с помощью информации и историй.
«Их работа направлена на проявление в людях чувства справедливости, сопереживания и правды, а также желания объединиться с людьми других культур и национальностей. Они создают связь между людьми, которых встречают в работе, и миллионами людей со своими мыслями и чувствами — своими читателями и зрителями».
Иными словами, журналистика и фотожурналистика, по мнению Джеймса, совершенно необходимы для процветания демократии. «Доступ к точной, актуальной и непредвзятой информации является основой свободы. Это позволяет гражданам привлекать органы власти к ответственности за последствия их слов и действий, — говорит он. — Эффективная журналистика должна содержать фактическую информацию и быть надежной, чтобы публика воспринимала ее таковой. Доверие общества строится на правдивости и прозрачности».
Фотографии исторических событий
Джеймс несколько скептически относится к социальным сетям и изо всех сил пытается провести черту между социальными сетями и СМИ, то есть прессой. «Пресса работает согласно кодексу профессиональной этики и должна освещать происходящее максимально правдиво. Социальные сети не привержены таким принципам. Однако стоит отметить, что в них можно встретить творческие и неожиданные точки зрения. Это форум для обсуждений и плодотворного скрещивания идей, которые могут помочь нам объединиться».
Фотографы и история
Джеймс убежден в том, что фотография способна выразительно рассказать истории людей и пробудить сочувствие общества к происходящему в зонах боевых действий и различных бедствий. По его словам, фотожурналисты «создают черновик будущей истории». «Фотографы буквально являются историками, однако не анализируют прошлое, а работают на гребне временной волны именно в тот момент когда события непрерывно направляют их в будущее».
Он говорит, что «фотография также может олицетворять проблемы, которые иначе кажутся слишком абстрактными или идеологическими либо кажутся чем-то из разряда статистики; фотографии могут объединять людей вне пространства и времени, позволяя сохранить тот или иной момент в нашей коллективной памяти».
Рассказывая о съемке историй о горе, Джеймс признает, что это наиболее трудная составляющая его работы, и говорит, что не навязывает свое присутствие, когда оно нежелательно для людей — это необходимо, чтобы продемонстрировать их взгляд на происходящее и найти баланс эмоций. «Это возможно только при сочувствии, уважении и тактичности, — говорит он. — Многие из тех, кого я фотографировал, являются настоящими жертвами. Некие силы пытались заставить их замолчать, стать невидимыми. Однако фотограф уделяет особое внимание их историям».
Таким образом фотография, по его словам, «может рассказать историю всему миру, даже если это горе, жестокость, страдания и несправедливость произошли здесь, а не где-то там».
По словам Джеймса, крайне важно уважать достоинство людей в кадре — он придерживается этого правила даже в экстремальных условиях, таких как голод в Сомали в 1992 году, где он запечатлел голодную женщину. Истощенная женщина, слишком слабая, чтобы стоять, лежит в тележке, но гордо поднимает голову и смотрит в камеру, что создает особую связь со зрителем. «У этой женщины не осталось ничего, кроме воли к жизни. Она была истощена и бессильна, однако отказывалась сдаться. Даже в столь трагичное время, наверняка пережив тяжкие потери, она продолжала надеяться на лучшее. Почему если она сохранила надежду, кто-либо другой должен отчаиваться?»
Быть свидетелем таких страданий нелегко, однако Джеймс продолжает делать свою работу, поскольку убежден в ее важности. «Я пронизан чувством наличия цели. Это даже не идеализм. Это эмпирический опыт, который позволяет утверждать о влиянии журналистики и визуальной журналистики на общественное мнение и наше будущее».
На вопрос о том, стоит ли на некоторое время остаться в выбранном месте или посетить его несколько раз, чтобы лучше прочувствовать происходящее, он дает однозначный ответ. «Абсолютно. Чем больше времени проходит, тем более полным будет понимание. Тем лучше вы прочувствуете сложные моменты истории».
Но почему он продолжает работать даже сейчас? «Эта работа требует постоянной вовлеченности, — отвечает он. — Один кризис сменяется другим. Один конфликт завершается, и начинается следующий. Фотографии помогают воздействовать на мир в положительном ключе. Это происходит не так быстро, как нам хотелось бы, однако это правда происходит».
«Будет ли фотография существовать и дальше? Безусловно, — заключает он. — Я считаю, что фотографии приобрели гораздо большую значимость, чем когда-либо».
Похожие статьи
-
СТУДЕНТЫ
Программа обучения студентов Canon: чему мне удалось научиться
Планируете подать заявку на участие в Программе обучения студентов Canon? Пять студентов, которые приняли участие в 2022 году, делятся своими советами.
-
СТАТЬЯ
Сочетая работу и учебу: Эмиркан Чорут
Студент, фотограф в агентстве и амбассадор Canon делится советами по организации карьеры фотожурналиста во время учебы в университете.
-
СТАТЬЯ
Как бороться с дезинформацией в фотожурналистике?
Количество дипфейков и манипуляций с изображениями растет, но какова их реальная угроза? Три эксперта в отрасли делятся своим мнением.
-
СТАТЬЯ
Материалы с передовой: коронавирусный кризис в Италии
Как фотожурналист Фабио Буччарелли и видеограф Франческа Тосарелли смогли привлечь внимание мировой общественности к кризису на севере Италии в связи с COVID-19.