СТАТЬЯ

Джин Чон показывает миру, как живут женщины в зонах конфликтов

Amina, 13, surrounded by her classmates. Taken on Monday 30 October 2006 on a Canon EOS 5D.
13-летняя Амина стоит рядом с одноклассницами в центре грамотности, который был учрежден местной негосударственной организацией гуманитарной помощи женщинам и детям Афганистана в Кабуле. Снято на камеру Canon EOS 5D в понедельник, 30 октября 2006 года. © Джин Чон

Джин Чон имеет достойную причину непоколебимо верить в женщин и в их способности к выживанию. Свою карьеру фотографа она посвятила женщинам, которые проходят через военные действия, бедность и сексуальное насилие.

Она родилась и выросла в Сеуле, столице Южной Кореи, а сейчас выполняет заказы Getty Images, The New York Times, Bloomberg и других компаний. Ее путь к известности занял много лет. Все это время Джин исследовала и постигала жизнь сообществ по всему миру, в частности, в постколониальной Африке. Во время поездок она всегда ощущала на себе груз ответственности. Она чувствовала, что должна привлечь внимание общественности к тому, как выживают жертвы конфликтов.

Mapendo Sakina, 20, with a son who was born out of rape by two Rwandan rebels. Shot on a Canon EOS 5D.
20-летняя Мапендо Сакина (слева) держит на руках сына, который родился после того, как в 2007 году ее изнасиловали два руандийских повстанца. На этой фотографии, сделанной в марте 2009 года в Кичанге, ДР Конго, она стоит вместе с семьей. Мапендо хочет стать учителем математики. Снято на камеру Canon EOS 5D. © Джин Чон

Мотивация изменить мир

В начале 90-х Джин пересекла Тихий океан, чтобы работать и изучать фотографию в Нью-Йорке. В конце августа 2001 года она переехала в город Колумбия штата Миссури для изучения фотожурналистики уже в качестве аспиранта. Через две недели после этого произошел террористический акт 11 сентября, который навсегда изменил ее мировоззрение. «11 сентября стало настоящим шоком для меня. Почему люди так ненавидят других людей? Мне захотелось узнать больше о мусульманах и об исламе. Я хотела понять причину их ненависти к США и Израилю». С тех пор эти вопросы стали движущей силой, которая и определила подход Чон к фотографии.

A group of Congolese survivors of sexual violence drink milk inside a Kichanga transit centre before heading to DR Congo’s Nyanzale camp for internally displaced people.
Женщины из Конго, пережившие сексуальное насилие, и ребенок, родившийся после изнасилования, пьют теплое молоко в транзитном центре Кичанга. Вскоре они отправятся в лагерь Ниянзале для внутренне перемещенных людей ДР Конго. Март 2009 года. Снято на камеру Canon EOS 5D. © Джин Чон

С позиции женщины

Во время весенних каникул она отправилась в Израиль и на Западный берег реки Иордан, чтобы лично узнать, что там происходит. «Когда я находилась в Нетании, террорист-смертник взорвал себя во время одного из банкетов. Я отправилась туда и сделала много фотографий, а после этого посетила госпитали Западного берега. Эта поездка стала для меня поворотным моментом. Те события открыли мне глаза на гегемонию западного мира над исламским, и мне захотелось узнать больше о взаимоотношениях между настолько разными культурами».

После завершения учебы Чон вновь отправилась в Сектор Газа и на Западный берег, где сосредоточилась на съемке условий, в которых приходится выживать местным женщинам. «Я подумала о том, как мусульман описывают американские СМИ, и решила сопоставить этот образ с тем, что я видела своими глазами. Я многое не могла себе позволить — в этих странах присутствует сильное неравенство полов». И все же Чон удалось найти свою нишу, потому что «большинство фотожурналистов в этих странах — мужчины, и они гораздо меньше внимания обращают на проблемы женщин».

Survivors of sexual violence attending a church service on Easter Day in Goma, DR Congo. Shot on a Canon EOS 5D.
В день Пасхи эти женщины, пережившие сексуальное насилие, пришли на церковную службу. Гома, ДР Конго. Снято на камеру Canon EOS 5D. © Джин Чон

В 2006 году она купила билет в один конец в Афганистан, и по прибытии в Кабул некоторое время провела в родильном отделении одного из госпиталей, налаживая контакт с находящимися там женщинами. Именно там Чон начала работать над историей о материнской смертности, которая принесла ей известность.

Я не освещаю войны, я освещаю их последствия с женской точки зрения.

«Я не освещаю войны, я освещаю их последствия с женской точки зрения, — говорит Чон. — Люди забывают, что женщины не являются меньшинством. Половина населения планеты — женщины, а к половине населения нельзя не прислушиваться. Большая часть войн развязывается мужчинами, а женщины становятся жертвами. Я хочу быть одной из тех, кто расскажет миру о том, как женщины пытаются выжить».

Конечно, она права. В фотографии и военной фотографии традиционно преобладают мужчины. И публикуемые везде изображения отражают это не потому, что мужчины фокусируются только на боях или ничего не видят, кроме них, а потому, что взаимоотношения мужчин и женщин могут быть ограничены, особенно в мусульманских странах. «Со второй мировой войны у нас остались изображения с высадки в Нормандии и фотографии Роберта Капы. Среди фотографий с Вьетнамской войны, конечно же, помнятся изображения, на которых показана ужасная смерть мирных граждан, но там также были сделаны фотографии раненых и покалеченных американских солдат. Известно, что во Вьетнаме было широко распространено сексуальное насилие, но о нем почти никто не сообщал. И даже сейчас женщин-журналистов и особенно женщин-фотографов гораздо меньше, чем мужчин».

Masika Katsuva stands with the orphans she was taking care of inside her compound in Minova, South Kivu, DR Congo.
Масика Катсува, пережившая сексуальное насилие, стоит рядом с сиротами, о которых она заботится. Минова, провинция Южное Киву, ДР Конго, июнь 2014 года. Снято на камеру Canon EOS 5D Mark III с объективом EF 24-70mm f/2.8L. © Джин Чон

В 2007 году Чон, как и другим гражданам Кореи, пришлось покинуть Афганистан согласно распоряжению, изданному правительством Кореи в связи с получившим широкую огласку похищением, и искать себе новый дом. «Я выбрала Африку, это был абсолютно новый континент для меня. Мне хотелось начать новую жизнь в совершенно другом месте». Она прилетела в Киншасу в 2008 году, не имея ни малейшего представления о том, что там происходит, и сразу поняла, что оказалась в нужной стране, но не в той ее части.

Когда она узнала об ужасах, происходящих в восточной части Конго, она среагировала инстинктивно: «Сексуальное насилие, которое там происходило, было жестоким и бесчеловечным. Я чувствовала, как крики этих женщин раздаются в моей голове. Поэтому я отправилась в Гому [крупный город в восточной части ДР Конго]. Я встретилась с женщинами, которые пережили все это, и они вдохновили меня. Я почувствовала, что моя миссия — донести их слова во все уголки мира».

Эмоциональное потрясение

В 2011 году у Чон диагностировали посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР), и она больше не могла путешествовать. «Я видела много смертей. Я не проходила никаких лечебных курсов от ПТСР, и болезнь стала резко проявляться. Когда постоянно видишь вокруг ужасные вещи, можно в некотором смысле "съехать с катушек". Я была очень больна, но мои родители поддерживали меня, и в результате мне удалось восстановиться».

Когда постоянно видишь вокруг ужасные вещи, можно в некотором смысле "съехать с катушек". Я была очень больна.

В 2012 году она заставила себя отправиться на съемки последствий цунами в Японии и обнаружила, что ей гораздо легче переносить все происходящее, чем она ожидала. «Я перестала подавать заявки на гранты и думать о мире. Я хотела делать свою работу ради благого дела и ради того, чтобы люди, которых я фотографирую, чувствовали себя лучше. Я подумала: "Что я могу со своими навыками? Какой вклад я могу внести?" Я не владею языками или другими навыками, кроме фотографии. Я хотела применить это в благих целях».

Rebecca Chol Bul, a Nuer woman and survivor of sexual violence by two Dinka soldiers, whistles inside a church during a service at Bidi Bidi refugee camp, Uganda. She is surrounded by the congregation, which is mostly comprised of Nuer refugees.
Ребекка Чол Бул (по центру) — женщина из племенного союза Нуэр, пережившая посягательство сексуального характера со стороны двух военнослужащих народа Динка в городе Джуба, Южный Судан. На кадре она свистит во время службы в церкви лагеря беженцев Биди Биди, в которой, в основном, собираются беженцы Нуэр. Уганда, октябрь 2017 года. Снято на камеру Canon EOS 5D Mark III с объективом EF 24-70mm f/2.8L. © Джин Чон

Она вернулась в Африку со стремлением не просто фотографировать людей, а помогать им. В результате работы в Конго и Сьерра-Леоне Чон стала связующим звеном между негосударственными корейскими организациями и местными организациями в ДР Конго, и в 2014 году ее попросили вернуться туда. С этого момента карьера Чон вновь стала набирать обороты: она работала над проектом в Центральноафриканской республике, а затем фотографировала женщин, которые бежали из Сирии в Грецию.

Работа с женщинами Африки

Чон отмечает: «Многие фотожурналисты — это выходцы из бывших колониальных держав, таких как Британия и Франция. Я же смотрю на все под другим углом. Люди спрашивают меня "Почему Африка? Ты же из Кореи", и постепенно я поняла, почему, ведь моя страна некоторое время назад была похожа на эти африканские государства. Я очень сильно сопереживаю людям, которые живут здесь».

Именно этому я и хочу посвятить свою жизнь.

«Не так давно Южная Корея тоже была колонией. В результате гражданской войны в страну вошли войска других государств. Мы и сейчас находимся на грани войны. Перед началом 20 века женщинам на улице нужно было покрывать голову, полигамия была обычным делом, а в экономическом и социальном плане мы ничем не отличались от многих наций Африки и Среднего Востока, которые сейчас находятся в состоянии конфликта. Во время Второй мировой войны наш народ бедствовал, а женщины были объектом сексуального рабства. После окончания корейской войны ВВП Кореи был ниже, чем у Зимбабве. Африка сейчас — это мы в прошлом, а корейцам не стоит забывать о том, с чего мы начинали и через что прошли».

«С помощью фотографии я хочу запечатлеть текущее состояние мира и то, как живут женщины в Африке, чтобы в будущем люди помнили это. Я хочу сделать все возможное, чтобы чувствовать себя полезной как человек и как гражданин "слабой" страны. Именно этому я и хочу посвятить свою жизнь».

Как наладить контакт с тем, кого ты фотографируешь: лучший совет от Джин Чон

«Всегда стоит с уважением относиться к людям, которых фотографируешь. Не нужно заставлять их доверять вам; нужно показать им, что вы достойны доверия, а это достигается посредством вежливого общения и сопереживания их чувствам. На моем счету много фоторепортажей, и я сама пишу к ним текст. Обычно я общаюсь с людьми перед съемкой. В первую очередь, я стараюсь узнать больше о человеке и преподнести себя как хорошего слушателя. Если я плохо понимаю ситуацию и чувства человека, я не смогу сделать так, чтобы их поняли те, кто будет читать мои статьи и смотреть мои фотографии».

Автор Lottie Davies


Чтобы узнать больше о новейшей камере серии EOS 5D, EOS 5D Mark IV, перейдите на страницу продукта.

Команда Canon Professional Services

Участники программы имеют доступ к приоритетной поддержке CPS в своей стране и на крупных мероприятиях, возможность приоритетного быстрого ремонта и — в зависимости от уровня участника — бесплатной аренды резервного оборудования, а также получения скидки на обслуживание и бесплатной доставки оборудования после его выполнения. Кроме того, они получают эксклюзивные предложения для участников.

Присоединяйтесь

Узнать больше

Canon Professional Services