СТАТЬЯ

Всегда ищите истории: Жером Сессини из агентства Magnum рассказывает о поиске своего стиля в фотографии

A man who has lost one legs leans against some cushions in a shabby makeshift tent in Lebanon.
Мужчина, потерявший ногу во время бомбардировки в Идлибе, сидит в походной палатке в районе Западная Бекаа, Ливан. Снято 20 октября 2013 года на камеру Canon EOS 5D Mark III. © Жером Сессини / Magnum Photos

У Жерома Сессини нет времени на условности. В рамках работы над документальными сюжетами амбассадор Canon побывал в Ираке, Мексике, Украине, Ливане и на Гаити, где занимался освещением крупных конфликтов, но он избегает термина «военного фотографа». «Я предпочитаю считать себя рассказчиком историй», — говорит фотограф агентства Magnum.

Две серии фотографий, сделанные Жеромом на территории Украины, принесли ему первый и второй призы в категории «Главные новости: истории» конкурса World Press Photo 2015 года. В победившей серии фотографий «Преступление без наказания» фотограф проанализировал историю самолета авиакомпании Malaysia Airlines, следовавшего по рейсу MH17 и сбитого на контролируемой повстанцами территории в восточной части Украины. В результате этой трагедии погибло 283 пассажира и 15 членов экипажа. Эти кадры стали проверкой на эмоциональную стойкость даже для самых опытных журналистов.

Мужчина, потерявший ногу во время бомбардировки в Идлибе, сидит в походной палатке в районе Западная Бекаа, Ливан. Снято 20 октября 2013 года на камеру Canon EOS 5D Mark III. © Жером Сессини / Magnum Photos

Его серия фотографий «Последний бой за Майдан», занявшая второе место на конкурсе, рассказывает об ожесточенных столкновениях между полицией Украины и про-европейскими протестующими в феврале 2014 года. Протестующие построили баррикады и захватили Майдан, центральную площадь Киева, что привело к жестким столкновениям сил; апогеем конфликта стало 18 февраля 2014 года, когда было убито 70 человек.

Французский фотограф уже рассказывал нам об эмоциональном бремени работы в зонах боевых действий, а также о будущем фотожурналистики. В этом интервью он обратится к прошлому и поведает, как ему удалось пробиться в фотожурналистике, почему он так ценит долгосрочные проекты и как стать успешным фотожурналистом в условиях высокой конкуренции в этой сфере.

A protester’s feet are seen standing on a metal wall in Cairo’s Tahrir Square.
7 февраля 2011 года тысячи протестующих собрались на площади Тахрир в Каире, чтобы требовать отставки президента Египта Хосни Мубарака. Снято на камеру Canon EOS 5D Mark II. © Жером Сессини / Magnum Photos

Что в первую очередь привлекло вас в фотографии?

«Когда мне было 23 года (в начале 90-х), я купил свою первую камеру. Я был увлечен изображениями — и живописью, и фотографией — но также мне была интересна история. Когда я увидел книги Марка Коэна, Ли Фридлендера и Дианы Арбус, я понял, что фотография — это язык души. Я начал делать фотографии в своем родном городе в Вогезах; создавал пейзажи и портреты простых людей».

В 1998 году вы переехали в Париж, чтобы строить карьеру фотографа, и начали работать с фотоагентством Gamma. Как вы добились этого?

Christian Ziegler’s

Подпишитесь на рассылку

Нажмите здесь, чтобы получать вдохновляющие истории и интересные новости от Canon Europe Pro

«На тот момент я не имел ни малейшего понятия о том, что такое индустрия фотографии; я был полным новичком. Понемногу я начал понимать, как продавать свои работы и свои навыки, а это очень нелегко. Поначалу я занимался репортажной съемкой, к примеру фотографировал протесты в Париже, а затем отправлял их в Gamma. Через год агентство отправило меня в Албанию, которая в тот момент была зоной военных действий [война в Косово]. Редактор сказал мне: "Хочешь быть фотографом? Это твой шанс". Агентство выделило мне 25 катушек пленки и 1000 долларов. В Албании я повстречал журналиста, который работал в одном из французских изданий — так я получил свое первое задание».
An old car drives along the seafront strip called The Malecon in Havana, Cuba, in the rain.
Набережная Малекон в Гаване, Куба. Этот кадр сделан спустя некоторое время после того, как Рауль Кастро принял власть на Кубе от своего брата Фиделя, который возглавлял страну почти 50 лет. «Все население Кубы было в ожидании этого события», — говорит фотограф Жером Сессини. Снято 17 июня 2008 года на камеру Canon EOS 5D. © Жером Сессини / Magnum Photos

Соответствовала ли Албания вашим ожиданиям? Были ли вы готовы к такому?


«Я был совсем не готов. Ночью я прибыл в порт Дурреса и понятия не имел, что мне делать и куда идти. Я следовал за группой людей, которые планировали сражаться с Армией освобождения Косово, но после того, как мы прибыли в Албанию, они оставили меня наедине с моей камерой. Там я встретил журналиста, который и помог мне. Мне очень повезло. В то время в Албании было очень опасно».

С тех пор вы выполнили множество краткосрочных заданий, а также завершили несколько личных проектов, таких как четырехлетний проект в Мексике. Как вы соотносите друг с другом эти два подхода в фотожурналистике?

«Проект в Мексике стал первым, над которым мне хотелось работать на протяжении нескольких лет, а не пары месяцев. Я говорю по-испански, и в этой стране у меня много знакомых. Мне действительно хотелось понять, что там происходит, увидеть, как с каждым прошедшим месяцем или годом меняется положение вещей. Работать над одним проектом много лет очень трудно, но краткосрочные задания не менее сложны, поскольку при их выполнении требуется быстрая реакция. Иногда новостной сюжет перерастает в тему для долгосрочного проекта. Я работаю на Украине уже на протяжении трех лет, а ведь все началось с новостного сюжета. Сложно объяснить, как мне удается отличать истории, за которыми действительно стоит следить долгое время. Наверное, дело в некотором особом чутье или отношении к людям. Речь не о рациональном выборе».

An Orthodox priest holds up a wooden crucifix in front of a wall of sand bags. A man wearing protective clothing and a helmet with a face guard holds a makeshift metal riot-style body shield in one hand, next to him.
Православный священник благословляет протестующих на баррикаде в Киеве, Украина. 20 февраля 2014 г. Из серии фотографий Жерома «Последний бой за Майдан», в которой он запечатлел кульминацию захвата главной площади Киева протестующими против действующего правительства, длившегося с ноября 2013 по февраль 2014 года. В результате жестоких конфликтов между протестующими и полицией погибло 70 человек. Снято на камеру Canon EOS 5D Mark II. © Жером Сессини / Magnum Photos

Вы ставите себя на место страдающих людей, которых фотографируете? Например, сложно ли было абстрагироваться от происходящего во время нахождения по ту сторону украинских баррикад?

«Я могу заводить друзей и иметь собственные политические взгляды, но стараюсь не смешивать все это с фотографией. Я не пытаюсь объяснять положение дел в фотографиях, потому что фотография не может рассказать все. Она может показать и передать эмоции. Фотографиям, отражающим определенные взгляды, я предпочитаю кадры, которые заставляют задаваться вопросами. Я хочу, чтобы люди самостоятельно формировали свои идеи и взгляды».

На сегодняшний день отдельное изображение, кажется, теряет свое влияние. Согласны ли вы, что повествование играет более важную роль, чем наличие одного сильного кадра?

«Разумеется. Я полностью верю в силу историй. Это немного похоже на музыку: в композиции есть спокойные и напряженные моменты — точно такой же подход я стараюсь применять и при создании серий фотографий. Я всегда думаю именно о серии снимков. Я ищу истории, а не отдельные кадры».

A Roma woman sits in front of a corrugated iron wall.
Женщина во время воскресной мессы в цыганском лагере в коммуне Ла-Курнев, Париж. 4 мая 2013 года. Во время выполнения задания организации «Врачи Мира» Жером несколько раз по собственной инициативе возвращался в Ла-Курнев. Это самый большой район с цыганскими трущобами во Франции, насчитывающий одну церковь, три улицы и 80 дворов. В 2015 году французская полиция начала демонтаж построек и выселила из них около 300 живущих здесь цыган. Во время создания серии фотографий «Цыгане во Франции» Жером был тронут тем, насколько проникновенно цыгане слушают воскресные мессы. Снято на камеру Canon EOS 5D Mark III с объективом EF 24-70mm f/2.8L II USM. © Жером Сессини / Magnum Photos

Считаете ли вы, что современные фотографы сталкиваются с новыми проблемами, связанными с этикой?

«Да, существуют различные аспекты работы в нашей отрасли, которые требуют серьезного обсуждения. Я терпеть не могу постобработку ради исправления недочетов плохой фотографии. Вся моя постобработка заключается в том, что я делаю изображения более нейтральными и приближенными к реальности, поскольку иногда цифровые изображения получаются слишком резкими и неестественными».

«Некоторые люди, считающие себя пуристами, скажут, что обрезка кадров или постановочные изображения — недопустимы. Для меня же все это не имеет значения. Главное для меня — честность фотографа. Если твой кадр является постановочным, ничего страшного, но тебе нужно сообщить об этом зрителю. А вот если ты выдаешь постановочное изображение за действительность — это настоящая проблема. Вымысел в фотографии может быть очень действенным способом повествования историй».

Children stand next to a huge window, with one boy reaching up to touch the glass, overlooking the skyline of downtown Caracas.
Дети играют в недостроенном заброшенном небоскребе «Финансовый центр Конфинансас», также известном как «Башня Давида». Центр города Каракас, Венесуэла. Снято 1 июня 2013 года спустя несколько месяцев после смерти президента Венесуэлы Уго Чавеса; кадр из серии Жерома «Каракас после Чавеса». Сотни семей незаконно жили в этом доме в течение восьми лет после того, как он был заброшен. В 2014–2015 годах они были выселены. Снято на камеру Canon EOS 5D Mark III. © Жером Сессини / Magnum Photos

Как изменился ваш стиль создания историй? Вы все больше работаете с видео...

«Я не кинематографист, но в определенных ситуациях я использую видео. На площади Майдан в Киеве я находился за баррикадами вместе с протестующими, когда по ним открыли огонь снайперы. Я не мог выбраться оттуда два-три часа, и фотографии стали повторяться. Поэтому я решил переключиться на видео, и динамичное изображение получалось более эффектным по сравнению с фотографиями. Но я в первую очередь фотограф, а не кинематографист».

Какой совет вы можете дать тем, кто только начинает свой путь в фотографии?

«Найдите свой стиль и продолжайте его придерживаться. Это очень сложно, ведь в фотографии так легко потеряться. Когда вы начинаете фотографировать, вы не можете определить, в каком направлении хотите двигаться, и пробуете много разных видов съемки. Найти свой путь фотографа очень трудно».

Автор Rachel Segal Hamilton


Оборудование Жерома Сессини

Оборудование, которое профессионалы используют для создания фотографий

Jérôme Sessini’s kitbag

Камера

Canon EOS 5D Mark IV

Эта полнокадровая цифровая зеркальная камера 30,4 МП обеспечивает невероятный уровень детализации даже при высокой контрастности. Непрерывная съемка 7 кадров/сек. позволит не упустить важный момент, а видео 4K обеспечит изображение высочайшей четкости, соответствующее стандартам DCI (4096x2160).

Объектив

Canon EF 24-70mm f/2.8L II USM

Этот профессиональный стандартный зум-объектив отличается исключительной резкостью изображения и надежной конструкцией, присущей моделям L-серии. Постоянная диафрагма f/2.8 позволяет делать отменные фотографии даже при слабом освещении и легко контролировать глубину резкости.

Объектив

Canon EF 50mm f/1.2L USM

Потрясающая диафрагма f/1.2 и ультразвуковая автофокусировка позволяют по праву считать этот светосильный объектив лучшим вариантом для съемки при слабом освещении.

Похожие статьи

Смотреть все

Подпишитесь на рассылку

Нажмите здесь, чтобы получать вдохновляющие истории и интересные новости от Canon Europe Pro

Зарегистрируйтесь сейчас