СТАТЬЯ

Жером Сессини фотографирует разрушенные городские районы в Сирии

Amid the rubble of a war-torn street in southern Aleppo, sheets are strung between buildings.
Это изображение из проекта Жерома Сессини под названием «Улицы Алеппо» (The Streets of Aleppo) позволяет прочувствовать повседневную жизнь в Сирии, где даже белье вешают на улицах вовсе не для того, чтобы оно сохло. «Раз за разом нагружать зрителей фотографиями раненых солдат — это уже не столь эффективно, поэтому я решил изменить свой подход», — говорит Жером. Снято на камеру Canon EOS 5D Mark II (в продаже доступно новое поколение: Canon EOS 5D Mark IV) с объективом Canon EF 24-70mm f/2.8L II USM и следующими параметрами: 35 мм, 1/15 сек., f/11 и ISO 100. © Жером Сессини / Magnum Photos

Между поврежденными от бомбардировок зданиями на улицах Алеппо, Сирия, протянулись веревки, которые, казалось бы, используются для сушки белья. Висящие на них полотна кажутся неуместными, однако они выполняют важную функцию. «Они позволяют людям переходить улицу так, чтобы их не заметили снайперы, — объясняет Жером Сессини, фотограф в зонах боевых действий и амбассадор Canon. — Для этого используются простыни, занавески или пластиковые изделия — то есть все, за чем можно спрятаться». Это создает странную домашнюю атмосферу, которая выглядит чуждой в зоне военного конфликта, и напоминает нам о жизни в этом городе, которой положила конец гражданская война в Сирии.

Эта фотография, как и многие другие кадры из проекта Жерома под названием «Улицы Алеппо» (The Streets of Aleppo), рассказывает удивительную историю о гражданской войне в Сирии, не используя людей в качестве персонажей. Этот проект был отснят в феврале 2013 года, после чего стал частью выставки на фестивале фотожурналистики Visa pour l’Image того же года. Он значительно отличается от материалов, которые рейтинговые СМИ регулярно используют в новостных сюжетах о конфликтных зонах. Вместо съемки сражающихся людей Жером решил показать улицы города.

Он уже не в первый раз использует улицы в качестве инструмента повествования. Жером работает в агентстве Magnum и за свою карьеру успел запечатлеть жизнь во многих зонах конфликтов — от войны наркодилеров в Мексике до Майданского восстания в Украине. В этой статье он делится мыслями о новом подходе, который он реализовал при съемке улиц Алеппо.

Debris and dirty sheets line a devastated street on the Salah al-Din frontline.
Жерому необходимо было избегать улиц, где в данный момент происходят бои, однако в районе Салах аль-Дин в южной части Алеппо он смог запечатлеть последствия сражений. «Обычно в дневное время меня сопровождал молодой боец, который был моим переводчиком, — говорит Жером. — Он владел базовым английский, однако нам хватало и простых слов вроде направлений движения». Снято на камеру Canon EOS 5D Mark II с объективом Canon EF 24-70mm f/2.8L II USM и следующими параметрами: 50 мм, 1/60 сек., f/11 и ISO 100. © Жером Сессини / Magnum Photos

Рассказать больше, показав меньше

Идея проекта появилась у Жерома после его первой поездки в Алеппо в 2012 году. «Очень многие фотографировали непосредственно сражения или то, что происходит в больницах. Я хотел сделать нечто другое», — говорит он. «Бывает трудно удерживать внимание людей на подобных конфликтах. Поэтому вместо раненых бойцов я начал фотографировать улицы. Иногда можно рассказать больше, показав меньше. Я дал зрителям свободу рассуждений и возможность использовать воображение».

Эти городские пейзажи стали документальными сюжетами, которые демонстрируют масштабы разрушений в восточной части города. Фотографируя рыночные площади или разрушенные витрины магазинов, то есть места, которые есть в любом из городов мира, Жером смог заставить зрителей задуматься о том, каково будет увидеть подобное в своем городе. «Большая часть людей на планете живет в городах», — говорит он.

В то время как разбросанные кирпичи и бомбардировки олицетворяют влияние войны на общество Сирии, они также рассказывают историю реальной жизни. «Когда город находится под осадой, он превращается в город-призрак, — говорит Жером. — Люди не выходят на улицы, потому что боятся попасть в прицел снайпера».

Что касается висящих полотен, бойцы используют подручные материалы, которые находят в зданиях и на улицах. К примеру, декоративное зеркало в деревянной рамке используется в качестве «анти-снайперского». «Это очень простой и действенный метод, который используют бойцы, чтобы проверять, нет ли снайперов, просматривающих угол здания», — объясняет Жером.

Canon Professional Services

Есть ли у вас оборудование Canon?

Зарегистрируйте свое оборудование и получите доступ к бесплатным консультациям экспертов, обслуживанию оборудования, интересным мероприятиям и специальным предложениям — участвуйте в программе Canon Professional Services

Кадры улиц, созданные с помощью штатива

Что касается процесса фотосъемки, в рамках этого проекта Жером использовал совершенно иной подход, чем в своих других работах. «Все кадры серии я создал с помощью штатива, — рассказывает он. — Я выбирал сильно прикрытую диафрагму, чтобы добиться максимальной глубины резкости, поэтому иногда мне приходилось использовать длительную выдержку. Все происходило в статичном режиме: я выбирал ракурс, после чего уже не мог изменить композицию. Основой проекта была визуальная составляющая».

«При съемке в репортажном стиле фотограф двигается вокруг объекта и рассчитывает на волю случая. Со штативом, в свою очередь, можно полностью управлять композицией».

В рамках проекта Жером фотографировал на камеру Canon EOS 5D Mark II (в продаже доступно новое поколение: Canon EOS 5D Mark IV) и использовал дистанционный спуск затвора, чтобы избежать сотрясения камеры. «Я работал со значением диафрагмы около f/11 или f/16. Мне приходилось выбирать выдержку около 1/15 сек. или чуть более длительную; при таких значениях любые вибрации способны испортить снимок».

A once-busy souk near Aleppo's Umayyad Mosque lies in ruins.
«Я знал, что несколько фотографов работают в западной части города, где повседневная жизнь не изменилась; там работали магазины, рестораны и все остальное», — говорит Жером. И напротив, на этом изображении можно увидеть некогда оживленный рынок-сук в старом городе возле мечети Омейядов в Алеппо. Снято на камеру Canon EOS 5D Mark II с объективом Canon EF 24-70mm f/2.8L II USM и следующими параметрами: 40 мм, 1/30 сек., f/2.8 и ISO 800. © Жером Сессини / Magnum Photos
An avalanche of dust engulfs shop fronts in al-Arkub, Aleppo.
«Я пытался запечатлеть места, которые есть в каждом городе, например рынки на главных улицах, однако здесь в Алеппо они безлюдны, поскольку таковы реалии жизни города, находящегося в осаде», — говорит Жером. На этой фотографии изображены разрушенные витрины магазинов в районе аль-Аркуб, Алеппо; бои проходили совсем рядом от этого места. Снято на камеру Canon EOS 5D Mark II с объективом Canon EF 24-70mm f/2.8L II USM и следующими параметрами: 52 мм, 1/125 сек., f/2.8 и ISO 1000. © Жером Сессини / Magnum Photos
A window cleaner outside the 40th floor of the Torre Latino Americana in Mexico City, with the sprawling city below. Photograph by Jérôme Sessini.

Путешествие по Мексике: по стопам Картье-Брессона

Жером Сессини делится мыслями о камере Canon EOS R, с которой он отправился по местам, фигурирующим в классическом проекте Анри Картье-Брессона, в рамках проекта Magnum Retold.

Работая в конфликтной зоне

В течение четырех недель, что Жером провел в Алеппо, работая над этим проектом, он жил в доме, ставшем некоторым аналогом пресс-центра для журналистов. Там было электричество и Wi-Fi, он мог заряжать аккумуляторы, однако воды хватало, чтобы принимать душ лишь раз в неделю. Зима была достаточно холодной, а поставлять обогрев и еду было довольно тяжело. «Я знаю лишь несколько слов на арабском, и это было проблемой, поскольку на тот момент в Алеппо работало лишь несколько проводников-переводчиков, — говорит он. — Мой переводчик работал сразу с несколькими журналистами». Каждый вечер они с Жеромом обсуждали место, в которое он поедет фотографировать, после чего проводник выяснял, возможна ли такая поездка.

«Я всегда прислушивался к тому, что говорят бойцы. Боевые действия в городах сложно прогнозировать, поскольку они перетекают с одной улицы на другую. Бойцы государственных подразделений могут захватить улицу, затем отдать ее врагу, а затем снова захватить ее. Поэтому нужно было понимать, где они находятся в тот или иной момент».

Примерно в 8 часов утра проводник отвозил Жерома в выбранный район для съемки. Затем он выяснял, какие улицы безопасны для пребывания, и уезжал, после чего возвращался ранним вечером, чтобы забрать фотографа; иногда Жером ехал назад на такси, что было довольно рискованно, поскольку водитель мог не знать, где в настоящий момент находятся отряды бойцов.

A burnt-out vehicle and broken household items litter a bombed-out Aleppo street.
«Я спрашивал у бойцов о границах безопасных зон, — говорит Жером. — Конечно, они не знали наверняка, но говорили мне: "Можно пройти еще 100 метров туда или 50 метров сюда, но не дальше"». Снято на камеру Canon EOS 5D Mark II с объективом Canon EF 24-70mm f/2.8L II USM и следующими параметрами: 35 мм, 1/80 сек., f/11 и ISO 100. © Жером Сессини / Magnum Photos

Надежное, но незаметное оборудование

Работа в экстремальных условиях является серьезным испытанием для оборудования, поэтому Жерому требуется камера, которая способна выдержать в таких обстоятельствах; однако вместе с тем Жером знал, что хочет организовать выставку фотографий, поэтому точная цветопередача также играла огромную роль в выборе камеры. «Камера Canon EOS 5D Mark II действительно реалистично передает цвета. Она обеспечивает мягкую цветовую гамму без чрезмерной контрастности и насыщенности».

Фотограф работал с двумя объективами — Canon EF 24-70mm f/2.8L II USM и Canon EF 50mm f/1.2L USM. Он хвалит 50-мм фикс-объектив за высокую четкость, однако 90% времени он использовал модель с зумом, поскольку она обеспечивает необходимую универсальность при съемке на локации. «Я не хотел носить с собой целый арсенал объективов. Мне хотелось работать налегке, поскольку я и так работал со штативом, поэтому выбрал один объектив, а второй брал с собой на всякий случай».

Работая с незаметным оборудованием, Жером также мог скрывать свою профессию, когда это было необходимо, например однажды ему пришлось пересекать один из проверочных пунктов исламских повстанцев, которые тогда только начали появляться в городе.

«Если бы меня заметили с камерой, у меня были бы большие проблемы, однако они не заметили, что я фотограф, — вспоминает он. — Это было на последней неделе поездки. Проводник сказал мне: "Думаю, для всех представителей прессы пришло время отправляться домой. Мы не сможем защитить вас от этих парней"». Жером покинул Сирию так же, как и приехал туда, — через границу с Турцией. Через несколько месяцев группу фотожурналистов, которые пытались пробраться в Алеппо тем же маршрутом, похитили повстанцы. Прошло несколько лет, но фотографии Жерома все еще напоминают нам о том, как живут люди среди разрушенных улиц Алеппо.

Автор Rachel Segal Hamilton


Оборудование Жерома Сессини

Оборудование, которое профессионалы используют для уличной фотографии

Close-up of a Canon EOS 5D Mark IV.

Камера

Canon EOS 5D Mark IV

Продуманная конструкция и широкие функциональные возможности камеры EOS 5D Mark IV подойдут для любых условий съемки. «Она действительно реалистично передает цвета. Она обеспечивает мягкую цветовую гамму без чрезмерной контрастности и насыщенности», — говорит Жером.

Объективы

Canon EF 24-70mm f/2.8L II USM

Стандартный профессиональный зум-объектив, обеспечивающий исключительное качество изображения и большую диафрагму f/2.8 по всему диапазону фокусных расстояний.

Canon EF 50mm f/1.2L USM

Благодаря чрезвычайно высокой светосиле f/1.2 этот объектив является лучшим вариантом для съемки с контролем над фокусировкой и глубиной резкости даже при слабом освещении.

Похожие статьи

Смотреть все

Подпишитесь на рассылку

Нажмите здесь, чтобы получать вдохновляющие истории и интересные новости от Canon Europe Pro

Зарегистрируйтесь сейчас