СТАТЬЯ

Забудьте о правилах:
Кевин Феннер рассказывает о том, как создать уникальный стиль пейзажной фотографии

Six kayaks float in the water in front of a three-masted sailing ship with its sails furled; the sea vanishes in the glare, with no horizon visible.
Пейзажный фотограф Кевин Феннер всегда рад, когда появляется возможность поснимать против солнца. «Солнце подсвечивало эти лодки и светило в камеру, пусть и не так сильно, — говорит он. — Многие камеры с трудом фокусируются на объектах с контровым светом; камеры Canon в этом лучшие». Снято на камеру Canon EOS 5D Mark III (в продаже доступно новое поколение: Canon EOS 5D Mark IV) с объективом Canon EF 24-70mm f/2.8L II USM и следующими параметрами: 1/400 сек., f/6.3 и ISO 800. © Кевин Феннер

Вы без особого труда можете узнать то или иное место по фотографии. Но могли бы люди определить, что та или иная фотография сделана именно вами? Выполнены ли ваши пейзажные фотографии в особом, узнаваемом стиле? Удостоенный наград фотограф-пейзажист Кевин Феннер рассказывает о своем подходе и техниках съемки, которые помогают ему создавать кадры, отличающиеся от фотографий других фотографов.

Кевин работает в Генте, Бельгия, и занимается издательской фотографией в разных уголках планеты по заказам National Geographic, The New York Times, The Telegraph и других не менее известных изданий. Кроме того, в его активе также имеется ряд крупномасштабных проектов с пейзажными фотографиями, включая работы об упадке промышленности в Румынии, жизни в отдаленных от цивилизации деревнях Фарерских островов, а также эко-деревне Матавенеро в Испании. Его работы отличаются узнаваемым современным стилем и особой атмосферой.

Как же он это делает? Как выделиться в жанре, в котором работают многие талантливые фотографы?

A wooden building with a colourful dome stands in a clearing on a hilltop among other hills. Photo by Kevin Faingnaert.
Кевин запечатлел Матавенеро, заброшенную деревню в удаленном от цивилизации регионе на северо-западе Испании, которая теперь стала независимой и изолированной «эко-деревней». Эта яркая постройка с куполом играет роль здания совета деревни. Снято на камеру Canon EOS 5D Mark IV с объективом Canon EF 35mm f/1.4L USM (в продаже доступно новое поколение: EF 35mm f/1.4L II USM) и следующими параметрами: 1/320 сек., f/11 и ISO 800. © Кевин Феннер

1. Пусть история определяет тип контента

Создавая пейзажи в рамках удостоенного награды проекта Føroyar, повествующего о жизни в удаленных от цивилизации деревнях Фарерских островов, Кевин мог выбирать тысячи локаций. «Каждый утес, каждая гора, каждая река, каждая долина там прекрасны, — говорит он. — Я мог отправиться туда и создавать сотни красивых пейзажей каждый день».

Однако он не сделал этого. «Я всегда ищу пейзажи с визуальной эстетикой, но выбор локаций обуславливается историей и людьми, а не самой формой пейзажа», — говорит он. Для Кевина, перед началом карьеры профессионального фотографа изучавшего социологию, пейзажная фотография не являются изолированным жанром. «В основном я концентрируюсь на людях и их жизни. Я пытаюсь запечатлеть это с помощью портретов и пейзажей — все это элементы одной мозаики. Посредством портретов вы получаете представление о людях, а пейзаж позволяет понять, в каком мире они живут».

Canon Professional Services

Есть ли у вас оборудование Canon?

Зарегистрируйте свое оборудование и получите доступ к бесплатным консультациям экспертов, обслуживанию оборудования, интересным мероприятиям и специальным предложениям — участвуйте в программе Canon Professional Services

В рамках проекта, посвященного последним уцелевшим угольным шахтам Румынии, находящимся в долине Цзиу, он несколько недель потратил на создание портретов и налаживание контактов с местными жителями, прежде чем отправился снимать пейзажи. Он говорит: «Когда я получил четкое представление о структуре и направленности истории, я отправился создавать нужные мне пейзажи: общий план шахтерского городка посреди долины, старую шахту, текущую через долину реку… В итоге все эти элементы позволили составить общую картину».

На Фарерах он решил использовать подход, более свойственный видеографам, — составил план необходимых композиций перед тем, как отправиться на поиски локаций. «В плане было указано несколько пунктов: небольшая деревня, одиноко стоящий дом, остров в океане, холод и снег, — вспоминает он. — А затем я потратил несколько дней на поиски нужных мест. Я запечатлел десятки одиноких домов и небольших деревень, поскольку знал, что эти пейзажи придадут глубины моим историям».

Во время нашей беседы с Кевином он находился в Боснии, выполняя задание по заказу Международного комитета Красного Креста, и отметил: «Я бы мог отправиться на крышу отеля, в котором живу, и запечатлеть прекрасный городской пейзаж, но он ничем не дополнит эту историю. Если я не буду думать о целостности истории, то буду чувствовать, будто сбился с пути».

A narrow fjord near the hilltop village of Saksun in the Faroe Islands is barely visible in the gloom of the midnight sun.
Фарерские острова знамениты местным Северным сиянием, но для истории, которую хотел рассказать Кевин, подобный кадр был бы слишком очевидным. Вместо этого он намеренно использовал недодержку при съемке этих холмистых островов с локации возле деревни Саксун, чтобы точно воссоздать слабое свечение полночного солнца. «Я искал способ запечатлеть полночную атмосферу на Фарерах — здесь ночью можно отправиться на прогулку, и света будет достаточно, чтобы видеть дорогу перед собой», — объясняет он. Снято на камеру Canon EOS 5D Mark III с объективом Canon EF 24-70mm f/2.8L II USM и следующими параметрами: 1/160 сек., f/5.6 и ISO 800. © Кевин Феннер

2. Попробуйте передать настроение

Центром истории, над которой Кевин работает в Боснии, являются семьи людей, которые были объявлены пропавшими без вести еще во времена Югославских войн 1990-х годов. «Я создаю портреты людей, которые не знают, что произошло с их близкими, — объясняет он. — Они все еще ждут новостей, пусть даже это будет подтверждение о смерти этих людей. Это грустная история. Когда я снимаю здесь пейзажи, я всегда пытаюсь передать эту атмосферу».

«Я рассчитываю на облачные дни. Я ищу спокойные места и пейзажи, отражающие жизни людей, которых я фотографирую. Для других историй и заданий мне иногда требуется резкий свет, чтобы сделать акцент на энергии места или человека».

Кевин безмерно ценит универсальность своей камеры Canon EOS 5D Mark IV. «Эта камера позволяет мне делать абсолютно все, — говорит он. — Прежде чем я сделаю фотографию, я всегда подумаю о возможном результате. Хочу ли я получить темную композицию с глубокими черными тенями, использовать передержку или просто создать сбалансированное изображение? Я настраиваю экспозицию так, как мне это нужно, а затем делаю снимок».

3. Вдохновляйтесь не только фотографией

A coastline with white cliffs at sunset, with the orange hues of the setting sun reflected in the sea.

Обмен опытом: обучение пейзажной фотографии

Что происходит, когда профессионалы пробуют работать в новых жанрах? Дэвид Нотон делится опытом съемки пейзажей со свадебным, семейным и двумя спортивными фотографами.

Особый взгляд Кевина на использование цветовых тонов частично обусловлен работами художников-импрессионистов. «Они полностью подчинили себе свет, — говорит он. — Я стараюсь посещать Музей Орсе в Париже пару раз в год и смотреть, в какой цветовой гамме Моне создавал свои французские пейзажи и как работал со светом и тенью, как Сезанн выстраивал пейзажные композиции, как Ван Гог раскрашивал цветы на своих картинах. Они не обращались к таким живописным сюжетам, как водопады и вулканы, извергающие огненные массы в воздух. Они писали окружающие их поля и сельскую местность, и их умение работать с цветом позволило сделать эти картины живыми».

Кевина часто спрашивают, как ему удается создавать фотографии со столь уникальной цветовой гаммой. «Эти цвета изначально есть в пейзажах, нужно просто найти их, — говорит он. — Я терпеть не могу слишком насыщенные и резкие цвета. Мне нравятся более мягкие тона».

Любимое сочетание оборудования для Кевина — это камера Canon EOS 5D Mark IV с объективом Canon EF 35mm f/1.4L II USM. «Мне нравится то, какие цвета позволяет получать оборудование Canon, — говорит он. — Обычно я редактирую файлы, стараясь воссоздать эффект пленочной камеры и высокий динамический диапазон Canon означает, что как в тенях, так и в светлых участках кадра есть достаточно деталей, чтобы преобразовать файлы в соответствии с вашими художественными предпочтениями».

Five youngsters play football in a snow-covered ground inside a wooden fence; the waters of a chilly fjord are visible in the background.
Кевину удалось запечатлеть широкий динамический диапазон этой сцены — освещенное лампами поле получилось не засвеченным, при этом на кадре присутствуют как передний план с достаточным количеством теней, так и задний план с небом и выраженной пейзажной составляющей. Снято на камеру Canon EOS 5D Mark II с объективом Canon EF 35mm f/1.4L USM и следующими параметрами: 1/50 сек., f/3.5 и ISO 1600. © Кевин Феннер
Brightly painted wooden buildings on the waterfront are dwarfed by a huge, snow-covered mountain rising steeply from the shore.
Пейзажи не обязательно должны быть запечатлены в альбомной ориентации. Даже при портретной ориентации этот пейзаж, созданный в деревне Нордепил на острове Борой, Фарерские острова, очень достоверно отражает масштаб объектов в кадре. Снято на камеру Canon EOS 5D Mark II с объективом Canon EF 24-70mm f/2.8L II USM и следующими параметрами: 1/125 сек., f/9 и ISO 400. © Кевин Феннер

4. Ищите информацию, но не перегружайтесь

«Перед съемкой на локации я трачу много времени на выбор определенных мест, — говорит Кевин. — Мне нравится знать, какие работы уже создавались там ранее, где восходит и садится солнце, какие дороги и пути есть неподалеку. Я много времени "гуляю" там с помощью Google Планета Земля и функции "Просмотр улиц". Я думаю о том, в какое время лучше всего фотографировать в этом месте — во время "золотого" часа, в облачный или солнечный день. Бывает так, что в некоторых локациях я надеюсь на дождливые дни. Чем больше информации вы находите заранее, тем проще сделать нужный кадр».

Несмотря на это, некоторые из любимых фотографий Кевина получились спонтанно. У него не было штатива, когда в небольшой деревеньке Нес на Фарерских островах он запечатлел группу играющих в футбол ребят, поскольку в тот момент он просто искал хорошие места для съемки. При съемке с рук в условиях низкой освещенности ему пришлось полагаться на оборудование, чтобы справиться с поставленной задачей. «Некоторые камеры могу быть практически бесполезны при слабом освещении, но Canon EOS 5D Mark IV даже в таких ситуациях точно фокусируется на объекте, — говорит он. — Я могу быстро выбирать разные точки автофокусировки, и камера выполнит точную фокусировку на нужной области кадра. Для меня это важно, ведь я не всегда снимаю в оптимальных условиях. С камерой EOS 5D Mark IV я могу снимать с рук с выдержкой 1/16 сек. [при слабом освещении] и все равно получать четкие изображения».

Однажды его план отправиться в деревеньку на фьорде в дневное время провалился, поскольку его машина застряла в снегу. «Я был в панике, поскольку был уверен, что упущу нужный кадр с рассветом, но когда я добрался до горы на два часа позже планируемого, то увидел, как белые облака буквально слились с белыми верхушками гор, и это понравилось мне даже больше — подобное невозможно спрогнозировать».

A cluster of buildings on an inlet is barely visible among the large, snow-covered mountains rising above them.
По словам Кевина, когда он создает пейзажи, всегда стремится передать некое настроение. Деревня Фуннингур с населением 35 человек находится возле фьорда Фуннинг на Фарерских островах. Снято на камеру Canon EOS 5D Mark II с объективом Canon EF 24-70mm f/2.8L II USM и следующими параметрами: 1/250 сек., f/9 и ISO 200. © Кевин Феннер

5. Научитесь нарушать правила

«Забудьте о правилах третей, идеальной экспозиции изображения, идее максимальной четкости и фиксированной ориентации — альбомной для пейзажей и книжной для портретов, — говорит Кевин. — В Интернете полно этих правил, и я думаю, что нет ничего хуже, чем следовать правилам, создавая фотографии. Когда я выбираю композицию пейзажа, я не рассчитываю расположение горизонта или позицию объекта в кадре, я просто доверяюсь своей интуиции».

Некоторые из самых удачных изображений Кевина превосходят любые ожидания. Например, кадр с фламинго в Боливии был создан им в середине дня, примерно в 13:00, когда, по словам Кевина, «другие фотографы устраивают себе тихий час, поскольку не думают, что смогут добиться хороших результатов». Благодаря глубоким бликам и отсутствию теней фотография создает эффект сюрреалистичного пастельного рисунка, который нравится Кевину. Он зачастую снимает против света, хотя многие пейзажные фотографы стремятся этого не делать в попытке избежать бликов, за исключением случаев, когда этот эффект достигается специально.

Конечно же, готовность Кевина нарушать любые правила съемки и ломать границы между стилями отражает его общую идею фотографии. Ему нравятся субкультуры и люди, которые живут «на периферии стандартного общества», — рестлеры, жители островов, хиппи из изолированной деревни Матавенеро в Испании, протестующие против постройки аэропорта люди из лагеря ZAD во Франции. «Мне всегда нравилась экзотика недалеко от дома, — говорит он. — Если копнуть глубже, можно найти много интересного».

Flamingoes feed in the shallow water of a saline lake, with a desert landscape and distant mountains behind.
Сюрреалистичная фотография в пастельных тонах, на которой розовые и белые фламинго пьют из минерального озера Лагуна-Эдионда в Боливии. Снято на камеру Canon EOS 5D Mark III с объективом Canon EF 24-70mm f/2.8L II USM и следующими параметрами: 1/400 сек., f/8 и ISO 100. © Кевин Феннер

6. Забудьте о машине

Раньше Кевин искал пейзажи, катаясь по локациям на машине, пока 4 года назад в Швейцарии не попал в аварию. «Я засмотрелся на прекрасную заснеженную горную вершину, которую заметил сбоку от дороги, и въехал в огромный валун, — вспоминает он. — Я не получил никаких травм, но это заставило меня осознать, насколько опасно искать места для съемки во время вождения по горным дорогам».

С тех пор Кевин предпочитает ездить на велосипеде. «Велосипед поддерживает меня в форме и позволяет обращать внимание на места, которые я точно пропустил бы, если бы ехал на машине, — говорит он. — Кроме того, я много хожу пешком, что позволяет более внимательно рассматривать пейзажи и обращать внимание на детали».

«Это отнимает много сил. — Я прыгаю по камням и зачастую снимаю с земли». Именно поэтому он так ценит малый вес и высокое качество сборки своей камеры Canon EOS 5D Mark IV и объектива Canon EF 35mm f/1.4L II USM.

«Если уж мне действительно нужно объехать локацию на машине, — добавляет он, — я стараюсь найти себе водителя, чтобы я мог весь день смотреть в окно и искать точки для съемки!»

Автор Rachel Segal Hamilton


Комплект Кевина Феннера

Оборудование, которое профессионалы используют для пейзажной съемки

A Canon EOS 5D Mark IV with Canon EF 35mm f/1.4L II USM lens.

Камера

Canon EOS 5D Mark IV

Продуманная конструкция и широкие функциональные возможности камеры EOS 5D Mark IV подойдут для любых условий съемки. «Она очень легкая, удобно лежит в руках и фотографирует все нужное без какого-либо размытия, — говорит Кевин. — Я могу снимать с рук с выдержкой 1/16 сек. и получать четкие изображения, а автофокусировка этой камеры заслуживает отдельной похвалы».

Объективы

Canon EF 35mm f/1.4L II USM

Профессиональный широкоугольный объектив с диафрагмой f/1.4, обеспечивающий естественную перспективу и возможность работы в условиях слабого освещения.

Canon EF 24-70mm f/2.8L II USM

Профессиональный зум-объектив серии L для повседневной съемки с постоянной максимальной диафрагмой f/2.8 обеспечивает превосходное качество изображения.

Похожие статьи

Смотреть все

Подпишитесь на рассылку

Нажмите здесь, чтобы получать вдохновляющие истории и интересные новости от Canon Europe Pro

Зарегистрируйтесь сейчас