В 2014 году Лайам Вонг, фотограф из Шотландии, отправился в командировку в качестве художественного руководителя компании-разработчика видеоигр. Чтобы запечатлеть поездку и показать семье свою работу, он начал фотографировать на свой смартфон. Теперь Лайам — всемирно известный фотограф; его яркие, контрастные городские пейзажи ночного Токио собирают миллионы просмотров в сети, а его книга TO:KY:OO, выпущенная с помощью краудфандинга, была полностью распродана тремя тиражами. В этой статье он рассказывает о том, что вдохновило его на создание этого проекта, и об использовании камеры Canon EOS 5D Mark IV для съемки столицы Японии после наступления темноты.
Поначалу фотография была для Лайама лишь увлечением, но в 2015 году он приобрел свою первую цифровую зеркальную камеру Canon EOS 5D Mark III — предшественницу камеры Canon EOS 5D Mark IV. После просмотра короткометражного фильма Мигеля Сантаны «Воспоминания о Токио» (Memories of Tokyo) — кинематографического путешествия по весеннему городу — Лайам вдохновился как с творческой, так и с технической точки зрения. «Этот фильм стал моей мотивацией, — вспоминает он. — Я тогда подумал, что это удивительно и что однажды я хочу создать нечто подобное».
Во время командировки в Токио Лайам начал фотографировать все окружение и делиться этими кадрами в Сети. Он приобрел камеру Canon EOS 5D Mark IV и по мере улучшения навыков и увеличения числа подписчиков стал понимать, какие темы находят наибольший отклик у подписчиков, после чего сосредоточился на создании серии ярких ночных городских пейзажей — наполненных неоновым светом высококонтрастных изображений, на которых атмосфера самого города передана с помощью его архитектуры, стиля и жителей.
СТАТЬЯ
Городские пейзажи будущего: фотографии ночного Токио в неоновых огнях
Съемка контрастных сцен
Подписчики Лайама повлияли на тему его творчества, однако у него всегда был собственный уникальный стиль — сочетание любви к видеоиграм, фильмам, архитектуре, цвету и графическому дизайну. Мотивы киберпанка — неоновые вывески, ночные сюжеты, а также потоки дождя — стали фоном для зданий Токио, а искусное использование света, цвета и контраста только усилило эффект.
«Я хочу, чтобы люди узнавали мои работы с первого взгляда, — признается Лайам. — Меня всегда вдохновляли такие режиссеры, как Вонг Карвай, Ридли Скотт и Гаспар Ноэ, а также те фильмы, в которых создатели играли с цветами и светом, достигая эффекта сюрреализма». «В моих фотографиях часто присутствуют мотивы киберпанка, поскольку в прошлом я работал в игровой индустрии, — продолжает он. — Мне также нравится показывать контраст между старыми и новыми зданиями, который демонстрирует, насколько далеко может шагнуть прогресс».
Уникальные места
Лайам изучал Google Карты в поисках объектов для съемки — интересных зданий или сооружений — а также пользовался функцией «Просмотр улиц» для выбора угла съемки. «Например, я нахожу фотографию, сделанную в одном из переулков, и отмечаю ее на карте, словно отметку маршрута в видеоигре, — говорит он. — Я могу бродить часами, делая 40 000 – 50 000 шагов за день».
После съемки известных достопримечательностей Токио Лайам отправился на поиски менее известных мест для создания более точного образа города. «Я садился на поезд и сходил на случайных станциях, — рассказывает он. — Либо спрашивал у таксистов и местных жителей о том, где можно найти интересные места, которые я скорее всего еще никогда не видел». Добравшись до нужного места, Лайам создавал фотографии с разных ракурсов до тех пор, пока не был удовлетворен результатом.
Есть ли у вас оборудование Canon?
Под покровом темноты
Чаще всего он исследовал город ночью. Отчасти такой выбор обоснован желанием создать эстетику киберпанка, однако это была еще и осознанная тактика выстраивания композиции кадра — он хотел показать Токио без каких-либо отвлекающих факторов. Он выбирал простую композицию, располагал точку фокусировки по центру или с одной из сторон снимка, а также сводил к минимуму количество объектов в кадре, хоть иногда и использовал их для передачи масштаба.
В городе с населением девять миллионов человек ночью становится легче поймать четкий кадр. Камера Canon EOS 5D Mark IV позволила Лайаму свободно работать с творческими идеями, а объективы Canon EF 24-105mm f/4L IS II USM, Canon EF 24-70mm f/4L IS USM, Canon EF 70-200mm f/2.8L IS II USM и Canon EF 35mm f/1.4L II USM — применять различные способы съемки видов города.
На темной стороне: фотосъемка при слабом освещении
Оборудование Лайама также помогло ему справиться с техническими сложностями при работе над проектом. Главным препятствием стало слабое освещение. Чтобы быть уверенным в том, что изображения получатся четкими, ему приходилось часто останавливаться. Для решения этой проблемы Лайам пользовался функцией брекетинга фокусировки камеры Canon EOS 5D Mark IV, которая создает одинаковые изображения с разной экспозицией, обеспечивая свободу действий при постобработке, а также использовал дистанционное управление вспышкой.
Кроме того, он столкнулся с проблемой широкого динамического диапазона (например, яркие вывески, граничащие с темными переулками), которая могла привести к потере детализации в темных и светлых участках изображения. При возникновении данной проблемы Лайам намеренно начал использовать недодержку, установив на камере Canon EOS 5D Mark IV режим Авто ISO с ограничением ISO 2000. Это позволило избежать передержки светлых участков, а благодаря эффективной работе камеры в условиях слабого освещения и точному автоматическому замеру ему также удалось сохранить детали в темных участках. «Мне не приходилось задумываться о том, как будут выглядеть темные и светлые участки, и уровень детализации оказался даже выше», — говорит он. Лишь немного увеличив значение экспозиции на этапе постобработки, Лайам добился идеального освещения на снимках, созданных даже в столь экстремальных условиях освещения.
Размытие движений
Для создания эффекта размытого дождя в стиле киберпанка Лайам использовал длительную выдержку, однако он не хотел, чтобы прохожие, которые попадали в кадр, также получались размытыми. «Чтобы запечатлеть дождь и движущихся людей, я использовал выдержку от 1/50 до 1/100 сек.», — объясняет он. Ранним утром, когда улицы почти пусты, он использовал еще более длительную выдержку. «Я снимал с рук со значением выдержки около 1/30 сек.».
Использование длительной выдержки заставляет думать о статичности камеры, поэтому иногда Лайам использовал штатив, однако во время долгих прогулок на большие дистанции у него не было такой возможности. Технология стабилизации изображения, которой располагают два из его любимых объективов — Canon EF 24-105mm f/4L IS II USM и Canon EF 70-200mm f/2.8L IS II USM — помогла ему вести съемку с рук. Более того, он специально тренировался, чтобы оставаться максимально неподвижным. «Я старался сам стать штативом и прилагал все усилия, чтобы не создавать колебаний, — делится он. — Теперь я могу вести съемку с короткой или длительной выдержкой, даже не задумываясь об этом».
Кинематографичные цвета
Файлы RAW Лайам обрабатывал в программе Adobe® Photoshop®. Для начала он использовал знания о принципах дизайна и теории цвета, чтобы усилить впечатление от кадров, полностью изменить цветовую палитру и наложить эффекты, характерные для игровой индустрии, чтобы подчеркнуть атмосферу киберпанка. «Например, фотографы всегда стараются избавиться от хроматической аберрации, но я иногда возвращаю ее на место», — говорит он.
Со временем стиль изображений Лайама стал мягче. «Сейчас я предпочитаю создавать кинематографический эффект, — делится он. — Я могу немного изменить цвета, сделав их теплее или холоднее, или вовсе обесцветить изображение».
В 2018 году Лайам с помощью краудфандинговой платформы опубликовал собственную фотокнигу TO:KY:OO (2019), в которой представлены его ранние работы в рамках проекта. Процесс публикации был длительным и трудным, однако в целом Лайам считает, что это был исключительно положительный опыт. «Печать на физических носителях сделала мои работы доступными для тех, кто не пользуется Интернетом, — говорит он. — Я надеюсь, что моя книга подарила надежду людям, ограниченным в передвижениях по миру из-за пандемии Covid-19».