СТАТЬЯ

Волшебство и камера: как слабое освещение помогает в создании атмосферных изображений

Документальный фотограф Евгения Арбугаева, известная созданием волшебных изображений в темноте, делится мотивацией и техническими приемами по созданию атмосферных фотографий в условиях нехватки света.
Голубоглазый кудрявый мужчина в плотном коричневом пальто стоит в темном помещении и смотрит в окно; его освещает только проникающий через это окно свет.

Серия изображений Евгении Арбугаевой под названием Weather Man рассказывает о жизни метеоролога Славы Короткого, который работает на отдаленном полуострове в северной части России. На этой фотографии Слава смотрит в окно, прежде чем выйти на улицу и снять показания датчиков. «Было довольно темно, однако отражение от снега помогло создать мягкий свет на объекте, — говорит Евгения. — Я немного не так настроила баланс белого, однако изображение получилось довольно интересным, с преобладающими спокойными оттенками синего, которые подчеркивают цвет глаз Славы». Снято на камеру Canon EOS 5D Mark III (в продаже доступно новое поколение: Canon EOS 5D Mark IV) с объективом Canon EF 24-70mm f/2.8L II USM и следующими параметрами: 33 мм, 1/60 сек., f/3.2 и ISO 3200. © Евгения Арбугаева

Фотографии, созданные при слабом освещении, кажутся уникальными и по-особому атмосферными. На таких кадрах можно увидеть менее яркие цвета, меньше деталей повседневности и странные, сюрреалистичные цветовые оттенки. Работа с тенями помогает в создании еще более эффектных и загадочных фотографий. Даже если запечатлеть обыденный объект, при слабом освещении его можно превратить в нечто необычное и захватывающее.

Документальный фотограф и амбассадор Canon Евгения Арбугаева специализируется на создании волшебных атмосферных фотографий при слабом освещении. Темнота — это основа ее стиля, и она использует свои технические приемы на локациях по всему миру — от отдаленной метеостанции на севере России до практически заброшенного НИИ в Танзании.

Евгения работает при слабом освещении с самого начала своего пути фотографа. Поначалу это казалось неизбежным — она росла в Тикси, заполярном городе на севере Якутии, — однако затем стало ее личным эстетическим предпочтением.

«На севере полярные ночи длятся по несколько месяцев, поэтому всю зиму мы живем без дневного света, — говорит она. — Есть так много теней и оттенков, которые камера, в отличие от нас, может видеть, и для меня она стала инструментом, позволяющим запечатлеть такие вещи. Я продолжала работать с темнотой и поняла, что она формирует мой стиль. Я почувствовала, что она каким-то странным образом направляет меня и помогает в создании собственного языка фотографии».

В этой статье Евгения рассказывает о работе в таких условиях и делится советами по созданию качественных фотографий при слабом освещении.

Заснеженное здание, которое освещено зеленым светом северного сияния. На переднем плане можно увидеть летящие снежинки.

Изображение Евгении из серии, посвященной Диксону — порту на севере России с чрезвычайно суровым арктическим климатом. На фото видны заброшенные здания, освещенные северным сиянием. «Я несколько недель ждала, пока оно появится над городом, — говорит Евгения, — и когда это произошло, все вокруг окрасилось в неоновый оттенок зеленого, что сделало это место еще более загадочным. Я забыла выключить налобный фонарь, однако мне повезло, и он подсветил снежинки, которые летают на переднем плане изображения, делая его более динамичным». Снято на камеру Canon EOS 5DS с объективом Canon EF 24-70mm f/2.8L II USM и следующими параметрами: 35 мм, 15 сек., f/5 и ISO 1000. © Евгения Арбугаева

Мужчина в темной комнате положил голову на стол, стоящий у окна с оранжевыми занавесками.

Этот кадр был создан на исследовательской станции Амани-Хилл в Танзании, где Евгения работала в совершенно других условиях слабого освещения, чем в Арктике. «В вечернее время в Амани свет был похож на жидкое золото, — говорит она. — В рамках этого проекта я пыталась сделать изображения более мягкими». Снято на камеру Canon EOS 5D Mark III с объективом Canon EF 24-70mm f/2.8L II USM и следующими параметрами: 39 мм, 1/80 сек., f/4.5 и ISO 2500. © Евгения Арбугаева

1. Не спешите

Работа в условиях нехватки света требует более продуманного подхода к фотосъемке. «Я стала работать медленнее, поскольку обычно приходится использовать штатив и длительную выдержку, а это требует времени, — говорит Евгения. — Мне нужно быть осторожной и тщательно отбирать объекты для съемки, однако в то же время такой темп позволяет мне обращать больше внимания на детали».

Евгения использует свои познания в съемке при слабом освещении и создает фотографии, работая с ручной экспозицией. По ее словам, в ситуациях, где приходится сочетать дневной свет и искусственное освещение, наиболее сложно найти правильный подход. «При съемке с нехваткой света всегда трудно сбалансировать свет по интенсивности. В таких условиях искусственное освещение всегда ярче дневного, поэтому бывает сложно найти эту тонкую грань».

2. Используйте отражатели и светодиодные светильники для усиления естественного освещения

Евгения использует различные источники света для придания изображениям особой атмосферы. Иногда она применяет искусственное освещение, включая лампы накаливания и ручные фонари, однако старается работать с естественными источниками света. «Дневной свет нравится мне больше, поскольку он позволяет запечатлеть момент, а не сконструировать его», — поясняет она.

В некоторых ситуациях нехватки света, в частности при портретной съемке в помещениях, Евгения считает полезным работу с отражателями, которые помогают ей чуть сильнее подсветить объект съемки. «Теперь я всегда беру их с собой, — говорит она. — Если я некоторое время работаю с помещении, то расставляю их, чтобы увидеть, каким свет спустя какое-то время».

Она также берет с собой на съемки небольшие светодиодные светильники, которые кладет в белый пакет и использует как ненавязчивый дополнительный источник света. «Я никогда не использую светодиоды в качестве основного источника света и чаще всего применяю их, чтобы сохранить детали в тенях, — говорит она. — Свет получается очень мягким и едва заметным, однако значительно влияет на качество изображений».

Специалист в белых перчатках очищает датчик изображения камеры Canon.

Есть ли у вас оборудование Canon?

Зарегистрируйте свое оборудование и получите доступ к бесплатным консультациям экспертов, обслуживанию оборудования, интересным мероприятиям и специальным предложениям — участвуйте в программе Canon Professional Services.
Мужчина стоит в тропическом лесу ночью, освещая огромное дерево фонарем.

При съемке проекта Amani Евгения впервые побывала в тропических джунглях. «Меня поразило это место, однако было трудно сделать фотографию, которая отражала бы, насколько густым и высоким был этот лес, — говорит она. — Во время этой ночной прогулки с Джоном Мгангой лес, который он освещал фонарем, наконец показал свое величие. Мне нравится, что изображение словно получилось монохромным и выглядит, как будто это гравюра». Снято на камеру Canon EOS 5D Mark III с объективом Canon EF 24-70mm f/2.8L II USM и следующими параметрами: 35 мм, 13 сек., f/5 и ISO 1600. © Евгения Арбугаева

3. Открывайте новые возможности с современными технологиями

Для более ранних проектов Евгения использовала камеры Canon EOS 5D Mark III (в продаже доступно новое поколение: EOS 5D Mark IV) и Canon EOS 5DS R. Однако с недавних пор она использует беззеркальную Canon EOS R5, которая помогла ей открыть для себя новые горизонты съемки при слабом освещении.

«EOS R5 действительно меняет правила игры в том, что касается работы с нехваткой света, — говорит она. — Она оснащена эффективным стабилизатором и обеспечивает нужный результат при высоких ISO, что в некоторых ситуациях даже позволяет снимать без штатива. Это открывает много возможностей и позволяет сохранять мимолетные мгновения, не ограничивая себя потребностью в тщательной подготовке камеры к съемке. Я очень рада тому, как преображается мой процесс съемки с нехваткой света».

Обычно Евгения использует EOS R5 с объективами Canon RF 24-70mm F2.8L IS USM и RF 70-200mm F2.8L IS USM. Высокая светосила и оптическая стабилизация, эквивалентная 5 ступеням экспозиции, являются важными преимуществами при съемке с тусклым освещением.

Евгении особенно важна высокая четкость изображений, поскольку она печатает свои изображения в больших форматах для демонстрации на выставках. «Раньше я снимала с рук, и если длительность выдержки была выше 1/125 сек., я начинала волноваться об о сотрясении камеры, — говорит она. — Но теперь EOS R5 позволяет мне снимать с еще более длительной выдержкой, и изображения остаются четкими. Из-за печати в большом формате я редко снимаю со значениями выше ISO 4000, хоть и знаю, что перестраховываюсь, ведь EOS R5 может легко справиться с еще более высокими ISO, если создавать кадры для изданий или меньших форматов печати».

Заброшенная комната с пианино; пол покрыт снегом. Через разбитое окно можно увидеть северное сияние.

Еще одно изображение из проекта Dikson. «В той комнате в заброшенном здании было абсолютно ничего не видно; из нее едва можно было различить звезды и неоновый свет северного сияния, — вспоминает Евгения. — Я сразу же заметила потенциал в этой композиции и некоторое время провела в этой комнате, пробуя разные значения выдержки». Снято на камеру Canon EOS 5DS с объективом Canon EF 24-70mm f/2.8L II USM и следующими параметрами: 33 мм, 79 сек., f/3.2 и ISO 2000. © Евгения Арбугаева

4. Удивляйтесь и открывайте новое

Снимая почти в полной темноте, вы обнаружите, что человеческий глаз и датчик изображения камеры видят все совершенно по-разному. По словам Евгении, такая непредсказуемость результатов съемки отчасти и создает волшебную атмосферу фотографий, созданных при слабом освещении.

«Всегда трудно понять, какой подход будет наиболее эффективным, — говорит она. — Иногда может показаться, что видишь сцену с потенциалом, а затем делаешь снимок и видишь, что такая композиция не сработает. Также бывает, что снимаешь в полной темноте и просто надеешься на чудо, а итоговое изображение получается просто невероятным.

Меня каждый раз поражают результаты съемки с длительной выдержкой, когда камере удается запечатлеть то, чего я даже не могла разглядеть, — это действительно здорово. Будто камера — это волшебная палочка, которая позволяет мне видеть то, чего увидеть нельзя».

Созданный в темноте кадр из деревянной хижины, устланной снегом. Через открытую дверь можно увидеть заснеженный пейзаж и вечернее небо.

«Больше всего в полярной ночи мне нравится необычный оттенок снега и мерцание звезд», — говорит Евгения. Изображение из серии Weather Man. «Я сделала этот снимок на метеостанции в Ходоварихе, где живет и работает Слава. Чтобы запечатлеть цветовые оттенки, я использовала штатив и длительную выдержку». Снято на камеру Canon EOS 5D Mark III с объективом Canon EF 24-70mm f/2.8L II USM и следующими параметрами: 30 мм, 55 сек., f/3.2 и ISO 2500. © Евгения Арбугаева

Мужчина, подсвеченный точечным источником света, несет по джунглям мешок и смотрит вверх, в сторону листвы деревьев.

«В джунглях Амани даже в дневное время бывает очень темно, поскольку густая листва деревьев закрывает землю от солнца, — говорит Евгения. — Однако бывают места, где лучи солнца проникают сквозь листву, что создает эффект, схожий со сценарным прожектором. Контраст света и тени позволил мне запечатлеть детали листьев и корней, но в то же время сделать акцент на Джоне Мганга, основном объекте на этой фотографии». Снято на камеру Canon EOS 5D Mark III с объективом Canon EF 24-70mm f/2.8L II USM и следующими параметрами: 30 мм, 1/160 сек., f/5.6 и ISO 500. © Евгения Арбугаева

5. Повышайте детализацию при постобработке

Евгения ограничивает себя на стадии постобработки изображений, чтобы композиция оставалась максимально приближенной к тому, как сюжет выглядел в реальности. Большую часть работы она выполняет на этапе съемки, однако дома использует функции Adobe® Photoshop® для повышения детализации в тенях и создания баланса для засвеченных участков изображения.

«Я также экспериментирую с цветовой температурой и оттенками и пытаюсь придать всем изображениям в рамках одной серии схожую цветовую гамму, — говорит она. — Это довольно тонкая грань, ведь трудно сохранять исходные цвета, что камера распознала в темноте, и вместе с тем как-то интерпретировать их при работе с файлом изображения.

Профессионалы делятся секретами о том, как можно превратить темноту в преимущество

Четыре амбассадора Canon объясняют, почему съемка при слабом освещении — это идеальная возможность для расширения творческих горизонтов.

Зачастую оригинальные, запечатленные камерой цвета, даже если они не всегда соответствуют моему восприятию сцены, дают мне наводку и позволяют выстроить тональность других изображений. При постобработке я стараюсь выделить такие цвета, а не преобразить их в нечто другое».

6. Не сдавайтесь и исследуйте новое

Съемка при слабом освещении и создание сбалансированных, визуально привлекательных изображений — это навык, который появится у вас далеко не сразу. «Тем, кто фотографирует при слабом свете, я хочу в первую очередь посоветовать научиться терпению, не зацикливаться на технических особенностях и не бросать начатое, — говорит Евгения. — Работая в сложных условиях, когда вокруг холод и темнота, очень легко опустить руки. Однако съемка при слабом освещении требует экспериментов и длительной работы с камерой.

Я также рекомендую не отбрасывать ту мысль, что невидимое вокруг можно сделать видимым. Камера может запечатлеть то незаметное, что дополнит атмосферу изображения. А когда вы увидите его на мониторе или в большом печатном формате, то почувствуете настоящее удовлетворение».

* Adobe и Photoshop являются товарными знаками или зарегистрированными товарными знаками корпорации Adobe в США и/или в других странах.

David Clark

Оборудование Евгении Арбугаевой

Оборудование, которое профессионалы используют для создания фотографий

Alt text

Фотокамеры

Canon EOS R5

Что и как бы вы ни снимали, EOS R5 позволит вам раскрыть свой творческий потенциал совершенно по-новому. «EOS R5 действительно меняет правила игры в том, что касается работы с нехваткой света, — говорит Евгения. — Она оснащена эффективным стабилизатором и обеспечивает нужный результат при высоких ISO».

Canon EOS 5DS

Цифровая зеркальная камера, сочетающая быстрое и интуитивно понятное управление с разрешением 50,6 МП, позволит вам запечатлеть каждый момент, не упустив ни одной детали.

Объективы

Canon RF 24-70mm F2.8L IS USM

Фотографируйте на свою полнокадровую беззеркальную камеру как настоящий мастер с зум-объективом 24–70 мм, который создан, чтобы превосходить ожидания. Первоклассная оптическая конструкция, высокая светосила f/2.8 и стабилизация изображения с эффектом, эквивалентным 5 ступеням выдержки, помогут вам творить в любых условиях.

Canon RF 70-200mm F2.8L IS USM

Фотографируйте в любом уголке мира с этим сверхкомпактным зум-телеобъективом RF с диафрагмой f/2.8: стабилизатор изображения с эффектом, эквивалентным пяти ступеням экспозиции, поможет создавать качественные изображения в любых ситуациях даже при съемке с рук.

Аксессуары

Аккумуляторы

«При чрезвычайно низких температурах аккумуляторы быстро разряжаются, — говорит Евгения, — поэтому я беру с собой около 15–20 штук в зависимости от того, сколько оборудования могу с собой унести».

Светодиодный индикатор

«Обычно я использую доступное освещение, однако беру с собой небольшие светодиодные светильники, которые использую в качестве заполняющего света для передачи всех важных деталей в темных пространствах».

Отражатель

Евгения использует отражатели для эффективной работы с доступным освещением. «Теперь я всегда беру их с собой», — говорит она.

Штатив

Когда в условиях нехватки света приходится снимать с длительной выдержкой, штатив становится чрезвычайно важным атрибутом. Однако благодаря стабилизации изображения и эффективности EOS R5 при высоких значениях ISO Евгения все чаще снимает более спонтанно и реже пользуется штативом.

Похожие статьи

Подпишитесь на рассылку

Нажмите здесь, чтобы получать вдохновляющие истории и интересные новости от Canon Europe Pro