СТАТЬЯ

Закрытая информация: чему научился Йонас Бендиксен, фотографируя изолированные сообщества

Members of the Church of the Last Testament stand in white robes in front of snow-covered trees. Photo by Jonas Bendiksen.
Член фотоагентства Magnum Йонас Бендиксен отправился в путешествие по миру и запечатлел жизнь изолированных групп людей, включая представителей этого самодостаточного сообщества в южной части Сибири. Снято на камеру Canon EOS 5D Mark III (в продаже доступно новое поколение: Canon EOS 5D Mark IV) с объективом Canon EF 24-70mm f/2.8L (в продаже доступно новое поколение: Canon EF 24-70mm f/2.8L II USM) и следующими параметрами: 1/800 сек., f/7 и ISO 3200. © Йонас Бендиксен / Magnum Photos

«Для меня фотография всегда была инструментом, позволяющим узнать больше о вопросах, которые меня интересуют, — говорит Йонас Бендиксен, фотограф из агентства Magnum Photos. — Основой всех моих проектов являются вопросы об обществе, которыми я задавался и задаюсь в те или иные периоды моей жизни. В итоге я зачастую ищу сообщества, которые живут "на грани" или проповедуют жизненные принципы, отличающиеся от общепринятых норм».

Центральным объектом проекта «Сателлиты» (Satellites, 2006 год), над которым фотограф работал на протяжении семи лет, стали изолированные сообщества на территориях, которые раньше были окраинами СССР. Затем был проект «Места, в которых мы живем» (The Places We Live, 2008 год), для создания которого Йонас провел три года, фотографируя жителей городских трущоб в Индии, Кении, Индонезии и Венесуэле.

Хотя центральной идеей обоих проектов являются «изгои общества», Йонас говорит, что это произошло относительно случайно. «Я просто слежу за тем, что мне интересно, а затем узнаю, что такие вещи имеют некоторую связь, — говорит он. — Но это осмысление приходит уже потом. У меня нет какой-то общей задумки».

Female members of the Church of the Last Testament stand in coats with fur-lined hoods and shawls on their shoulders.
Йонаса всегда привлекала религия, и именно ей он вдохновлялся, когда решил начать работу над своим новым проектом «Последний завет». Снято на камеру Canon EOS 5D Mark III с объективом Canon EF 50mm f/1.2L USM и следующими параметрами: 1/160 сек., f/2.5 и ISO 4000. © Йонас Бендиксен / Magnum Photos
Canon Professional Services

Есть ли у вас оборудование Canon?

Зарегистрируйте свое оборудование и получите доступ к бесплатным консультациям экспертов, обслуживанию оборудования, интересным мероприятиям и специальным предложениям — участвуйте в программе Canon Professional Services

В рамках своего нового крупного проекта, получившего название «Последний завет», Йонас запечатлел жизнь семерых мужчин из разных уголков планеты, каждый из которых считает себя вторым пришествием Христа. Проект не только входит в его сферу интересов — в основном это небольшие маргинальные сообщества — но также непосредственно связан с религией, которая привлекает фотографа на протяжении всей его жизни.

«В моей семье не было религиозных людей, но я рано понял, что многие из моих друзей детства имели то, что называется верой, и иначе видели мироздание и жизнь, — говорит он. — Сколько себя помню, мне всегда нравились священные книги и религиозные тексты, будь то Библия, Коран или что-то еще. Возможно, это все потому, что я никогда не мог на себе ощутить, что такое вера. Для меня это всегда оставалось загадкой».

Проект Йонаса получил финансирование фонда Freedom of Expression Foundation с офисом в Осло, а также NRK, норвежской компании из сферы теле- и радиовещания. Находить деньги для работы над подобными проектами зачастую очень тяжело. «Моя жизнь постоянно связана с поиском финансирования для работы над независимыми проектами, — говорит он. — Это всегда трудно, но каким-то образом мне удается выкручиваться и продолжать работу».

A temple to Vissarion, leader of the Church of the Last Testament, in south Siberia.
Храм «Церкви последнего завета» в деревне Петропавловка, где проживают адепты Виссариона. Снято на камеру Canon EOS 5D Mark III с объективом Canon EF 24-70mm f/2.8L II USM и следующими параметрами: 1/100 сек., f/2.8 и ISO 8000. © Йонас Бендиксен / Magnum Photos

Фотосъемка сообщества

Одним из современных пророков, которых запечатлел Йонас, стал Виссарион — бывший регулировщик, на которого в 1990 году снизошло озарение, после чего он решил, что является воплощением Иисуса Христа. Его конгрегация насчитывает 5000 адептов, которые живут в изолированном сообществе со своими школами и церквями в удаленном уголке южной Сибири.

История Виссариона стала стержнем проекта «Последний завет». «Я впервые услышал о нем, когда работал над одним из проектов в России примерно в 2000 году, — вспоминает Йонас. — Где-то в 2013 году я понял, что хочу создать проект о религии, и решил узнать, продолжает ли работу его религиозная организация. Найти его было легко, и сразу после этого я стал искать все больше информации о других "пророках". Так я и попал в эту кроличью нору».

Йонас написал в организацию Виссариона и спросил, можно ли ему запечатлеть жизнь сообщества. В течение следующего года он приезжал туда несколько раз, в каждый из которых проводил в сообществе около 10 дней. Он понимал, что с Виссарионом и его адептами нужно общаться как наблюдатель и не демонстрировать какое-либо осуждение.

Members of the Church of the Last Testament dressed in white robes process across a snow-covered landscape.
Адепты Виссариона отправились в Рождественский крестный ход, буквально борясь со стихией — в этих местах температура упала до -30 °C. Снято на камеру Canon EOS 5D Mark III с объективом Canon EF 24-70mm f/2.8L USM и следующими параметрами: 1/500 сек., f/5 и ISO 5000. © Йонас Бендиксен / Magnum Photos

Йонас фотографировал, используя только естественное освещение и камеру Canon EOS 5D Mark III (в продаже доступно новое поколение: Canon EOS 5D Mark IV), отчасти за ее возможности съемки при нехватке света. «Я успел поработать со всеми камерами линейки 5D, — говорит он. — Она позволяет работать в ситуациях со столь слабым освещением, что раньше я бы не смог там фотографировать, и это отличает ее от модели предыдущего поколения. Мне также нравится, как выглядят файлы: это реалистичные и органичные изображения».

Еще одной причиной выбора Canon EOS 5D Mark III стал ее надежный корпус с защитой от погодных воздействий. «Зимой в Сибири погода стоит такая, что работать действительно сложно — вспоминает он. — Я сделал несколько фотографий в день празднования Рождества, который здесь отмечается 14 января, в день рождения Виссариона. Люди отправились в крестный ход, а температура в тот день опустилась до -30 °C. Я знал, что EOS 5D Mark III даже в таких условиях хорошо проявит себя».

Несмотря на это, Йонас эксплуатировал камеру максимально бережно. «Я держал камеру в кармане куртки и доставал ее, только чтобы сделать фотографию, — говорит он. — По старой привычке я всегда работаю в ручном режиме, поэтому приходилось крутить диски управления и нажимать кнопки в больших перчатках».

People in the back of a taxi in South Africa. Photo by Ilvy Njiokiktjien from her Born Free project.

Фоторепортаж о жизни Южной Африки после апартеида

Амбассадор Canon Илви Ньокиктьен рассказывает о своем 10-летнем мультимедийном документальном проекте, повествующем о поколении южноафриканцев, родившихся после окончания апартеида.

Йонас взял несколько объективов, чтобы делать разные снимки — от крупного плана Виссариона и его адептов до общих пейзажей окрестностей. В список оборудования вошли его «рабочие лошадки» — Canon EF 50mm f/1.2L USM, Canon EF 35mm f/1.4L USM (в продаже доступно новое поколение: Canon EF 35mm f/1.4L II USM) и Canon EF 85mm f/1.8 USM.

Он также взял с собой Canon EF 24-70mm f/2.8L USM (в продаже доступно новое поколение: Canon EF 24-70mm f/2.8L II USM) и объектив Canon EF 70-200mm f/4L USM, который обеспечил необходимую универсальность.

Несмотря на то что Йонас столкнулся с определенными запретами — особенно в поселении, где живет Виссарион, — через некоторое время он заслужил доверие местных жителей. «Позволив мне работать без сопровождающего, они официально закрепили за мной статус доверенного лица, — говорит он. — Я также пытался с уважением относиться к их образу жизни, поэтому не слонялся по округе и не заставал людей врасплох; нужно было работать так, чтобы не мешать им».

В итоге Йонасу, конечно, не удалось достичь полного эффекта незаметности, но зато он смог запечатлеть мир, в котором живут адепты Виссариона, — их быт, расширение сообщества, а также церемонии и ритуалы.

Vissarion, leader of the Church of the Last Testament, stands on a snow-covered hillside, with his followers below.
Виссарион пришел, чтобы поприветствовать своих прихожан в кульминационный момент Рождественского крестного хода. Снято на камеру Canon EOS 5D Mark III с объективом Canon EF 70-200mm f/4L USM и следующими параметрами: 1/1250 сек., f/11 и ISO 500. © Йонас Бендиксен / Magnum Photos

Жизнь с другой стороны

Рассматривая работу с «Церковью последнего завета» в ретроспективе, Йонас говорит, что больше всего его удивила собственная реакция на жизнь сообщества виссарионитов.

«Я будто бы ощутил, что в этом месте с меня сбрасываются все оковы, что я могу легко взять и переехать туда, — рассказывает он. — Меня поразил уклад жизни в этом сообществе, и пусть даже на время, но я смог понять, что означает иметь веру. Я добрался туда, где смог по-настоящему ощутить это. Лично для меня это уже в некотором смысле означало, что миссия выполнена».

«Большинство людей считают подобные сообщества странными, но чем больше времени я проводил в поиске информации, тем сложнее мне было понять, почему их верование и пророк должны считаться менее настоящими, чем то, во что верят другие люди».

Йонас говорит, что этот проект также позволил ему узнать нечто новое и о себе. «Это упорные, сильные и храбрые люди — они выбрали путь, который расходится с общепринятыми жизненными принципами, — говорит он. — Думаю, что часть меня тоже считает, что жить как все — это неправильно. В жизни на периферии общества тоже есть, чем восхищаться, и отчасти это меня и привлекает».

Автор David Clark


Оборудование Йонаса Бендиксена

Оборудование, которое профессионалы используют для создания фотографий

A Canon EOS 5D Mark IV camera.

Камера

Canon EOS 5D Mark IV

Продуманная конструкция и широкие функциональные возможности камеры EOS 5D Mark IV подойдут для любых условий съемки. «Она позволяет работать в ситуациях со столь слабым освещением, что раньше я бы не смог там фотографировать», — говорит Йонас.

Объективы

Canon EF 50mm f/1.2L USM

Светосильный объектив EF 50mm f/1.2L USM с максимальной диафрагмой f/1.2 позволяет получать превосходные результаты даже в условиях слабого освещения.

Canon EF 35mm f/1.4L USM

Стандартный широкоугольный объектив, который пользуется доверием фоторепортеров за естественную перспективу, возможности работы в условиях слабого освещения и непревзойденное оптическое качество.

Canon EF 85mm f/1.8 USM

Короткое фокусное расстояние в сочетании с высокой светосилой и скоростной автофокусировкой делают EF 85 мм f/1.8 USM идеальным объективом для любителей портретов.

Canon EF 24-70mm f/2.8L II USM

Профессиональный зум-объектив серии L для повседневной съемки с постоянной максимальной диафрагмой f/2.8 обеспечивает превосходное качество изображения.

Похожие статьи

Смотреть все

Подпишитесь на рассылку

Нажмите здесь, чтобы получать вдохновляющие истории и интересные новости от Canon Europe Pro

Зарегистрируйтесь сейчас