СТАТЬЯ

Сьюзан Майзелас: 5 уроков из жизни фотографа

An indigenous tribeswoman in Papua covered in white mud. Photo by Susan Meiselas.
В течение более 4 лет Сьюзан Майзелас, фотограф агентства Magnum, фотографирует истории людей по всему миру, включая аборигенов Папуа-Новой Гвинеи. © Сьюзан Майзелас / Magnum Photos

Все произошло 16 июля 1979 года, за день до того, как президент Анастасио Сомоса Дебайле покинул Никарагуа, и власть в стране захватили Сандинистские повстанцы. Американский фотограф-документалист Сьюзан Майзелас запечатлела Пабло де Хесуса «Барету» Арауза в момент, когда он бросал коктейль Молотова, и создала изображение, которое впоследствии стало символом этой революции. В 2016 году журнал Time включил эту фотографию, известную как «Человек, бросающий коктейль Молотова» в список 100 самых влиятельных фотографий за всю историю.

Сьюзан работает в агентстве Magnum Photos с 1976 года и документирует социальные и политические проблемы в Латинской Америке и по всему миру уже более 40 лет. Она стала одной из первых, кто занялся проектами, посвященными культурному наследию и социальной памяти, включая создание 100-летней фотоистории Курдистана и 6 лет, проведенных в Папуа-Новой Гвинее, где она собирала материалы о местных коренных народах высокогорья.

Сейчас ей уже за 70, но в 2019 году Сьюзан стала обладательницей премии Deutsche Börse Photography Foundation. Организаторы конкурса отметили, что она «на протяжении долгого времени вносит неоценимый вклад в фотографию, влияет на разнообразие форм представления материала зрителю, является примером увлеченности своим делом и таким образом подходит к объектам съемки, что впоследствии они становятся неотъемлемой частью истории фотографии».

Кроме того, она получила премию Kraszna-Krausz Fellowship 2019 года; награда вручается «фотографам, карьера которых является примером высочайшего профессионализма в области создания фотокниг, а также скрупулезной и творческой работы над проектами, а сами они оказали огромное влияние на своих коллег и методы создания изображений».

Сьюзан создала множество книг о своих крупных проектах — от «Ярмарочных стриптизерш» (Carnival Strippers), в которой демонстрируется жизнь передвижных «шоу с девушками» в начале 1970-х годов, до «Своей комнаты» (A Room Of Their Own), повествующей о жизни женщин в одном из приютов Великобритании. «Книги всегда были для меня важным способом объединения моих работ — в этом формате я могла построить повествование на своих впечатлениях и историях других людей, вписывая все это в общий контекст», — говорит она.

В этой статье Сьюзан поделится пятью вещами, которые она поняла за время своей карьеры фотографа — от своего творческого подхода до непрерывной эволюции своих методов съемки.

People sit on a beach looking at a wall with graffiti on. Photo by Susan Meiselas.
Сьюзан говорит, что она редко приезжает на локацию с заранее подготовленной идеей проекта и дает истории развиваться по мере того, как она узнает больше о местных людях и слушает их истории. Кроме того, она повторно посетила места, где создавались ее предыдущие проекты, включая Тихуану на границе Мексики и США. © Сьюзан Майзелас / Magnum Photos
Canon Professional Services

Есть ли у вас оборудование Canon?

Зарегистрируйте свое оборудование и получите доступ к бесплатным консультациям экспертов, обслуживанию оборудования, интересным мероприятиям и специальным предложениям — участвуйте в программе Canon Professional Services

1. Идеи развиваются на локации

«Вы далеко не всегда знаете, как начать проект — процесс включает в себя сбор информации об объекте, а это может занять как небольшое, так и очень длительное, вплоть до десятков лет, время», — говорит Сьюзан. Она проводит подробное исследование перед тем, как отправиться в новое место или заняться новым проектом, но обнаружила, что настоящая работа начинается после прибытия на локацию.

«Я редко прибываю на место с заранее подготовленной идеей, — продолжает она. — Скорее, эти идеи развиваются на локации, пока вы взаимодействуете с людьми и пытаетесь понять, что из происходящего можно взять за основу». Так произошло и с недавним проектом фотографа, получившим название «Своя комната» (A Room Of Their Own) и посвященном женщинам из приюта в Блэк-Кантри, районе Уэст-Мидлендс, Англия. Сьюзан получила заказ на эту работу от британской художественной организации Multistory и провела с женщинами из приюта ряд мастер-классов, чтобы в дальнейшем создать истории из фотографий, рассказов очевидцев и оригинальных произведений искусства — результатом стал проект, опубликованный в 2017 году.

«Этот проект был коллективным, поскольку я не знала, захотят ли женщины, живущие в этом приюте для пострадавших от домашнего насилия, участвовать в нем — как фотографироваться, так и рассказывать свои истории, — говорит она. — Он получил развитие благодаря мастер-классам с другими местными представителями искусства, на которых я поняла, чем могу принести пользу — эта идея обернулась созданием портретов с личным пространством этих женщин. Не проект начался с этой идеи, а сама идея зародилась в рамках работы над проектом».

И наоборот, при съемке развивающейся ситуации она неотвратимо ведет вас, и вы оказываетесь затянутыми в происходящие события. «Когда я работала в Центральной Америке, каждый день ситуация менялась, и эта динамика была для меня чем-то за гранью вообразимого, — говорит Сьюзан. — Я старалась как можно оперативнее реагировать на изменения, но это очень отличается от работы в одном месте, например приюте для женщин. Вы не можете предугадать, с чем вам придется столкнуться, поэтому это работа на уровне интуиции. Важно полностью осознавать, как сложно быть свидетелем таких событий».

A large group of people gathers around mounds of earth. Photo by Susan Meiselas.
В настоящее время Сьюзан фотографирует на камеру Canon EOS 5D Mark III с объективами Canon EF 35mm f/1.4L II USM или Canon EF 24-105mm f/4L IS II USM. Она говорит, что предпочтительным фокусным расстоянием для нее является что-то между 28 мм и 35 мм. «Думаю, что это отражает мои стремления — я хочу находиться близко к объекту, но не вмешиваться в происходящее. Я не хочу делать слишком серьезный акцент на пространстве и людях, с которыми я надеюсь выстроить взаимоотношения». На этой фотографии, сделанной в 1991 году, люди стоят возле могил в Сулеймании в Иракском Курдистане. © Сьюзан Майзелас / Magnum Photos

2. Откройте для себя свой собственный подход к фотографии

«Вы всегда работаете со своими мыслями, чувствами и отношением к тем или иным моментам, — говорит Сьюзан. — Важнее всего именно то, как вы представите людям себя и свои взаимоотношения с объектом съемки. Это не только ваши мысли, это и ваше оборудование. Я зачастую использую всего одну камеру, иногда выбираю лишь один объектив и стараюсь сделать все максимально проще».

«Многие люди говорят, что каждый из фотографов сам похож на тот или иной объектив, — говорит она. — Другими словами, есть люди, которые работают с короткофокусными, среднефокусными или телеобъективами. Я нахожусь где-то между 28 мм и 35 мм. Думаю, что это отражает мои стремления — я хочу находиться близко к объекту, но не мешать происходящему. Некоторым удается работать с 21 мм и 24 мм, но для меня это слишком серьезный акцент на пространстве и людях, с которыми я надеюсь выстроить взаимоотношения».

Сьюзан уже много лет использует камеры Canon, обновляя список устройств по мере выхода новых камер EOS — на данный момент она работает с Canon EOS 5D Mark IV и зачастую использует в паре с ней объектив Canon EF 35mm f/1.4L II USM.

Ее личный стиль формируется вокруг фикс-объективов, но она также использует объективы с зумом, когда освещает конфликты и ситуации, требующие максимально быстрого отклика и минимального вмешательства.

«Canon больше всего помогают мне зум-объективами для более динамичных сцен с конфликтом — модель объектива Canon EF 24-105mm f/4L IS II USM отлично подходит для незаметной съемки», — говорит она.

«У меня нет единого подхода к съемке. Все зависит от человека, который участвует в съемке в качестве объекта. Что касается съемки людей, вы очень четко определяете свою позицию, выбирая тот или иной объектив».

The legs of two men are seen, looking at a poster that reads ‘Girls’. Photo by Susan Meiselas.
Выставка Сьюзан 1974 года «Ярмарочные стриптизерши» (Carnival Strippers), по словам фотографа, стала одной из первых, где фотографии использовались вместе с аудиоинтервью. © Сьюзан Майзелас / Magnum Photos

3. Возможности мультимедиа безграничны

Сьюзан уже с ранних визуальных проектов экспериментирует с использованием разнообразных медиа-средств в своих работах — первые проявления такого подхода приходятся на период 1972–1975 гг., когда она преподавала фотографию в общеобразовательных школах Нью-Йорка, а летом фотографировала стриптизерш для ярмарках США.

Она путешествовала вместе с небольшими ярмарками по городам региона Новая Англия и записывала интервью с танцовщицами, их парнями, управляющими шоу и даже клиентами — все эти звуки дополняли ее фотографии на выставках, что на тот момент было инновационным применением доступных технологий.

A child peeks through a gap between two large metal doors.

Крис Стил-Перкинс: история, которая задела меня сильнее всего

Опытный фотожурналист из агентства Magnum Крис Стил-Перкинс рассказывает об истории в своей карьере, которая больше всего повлияла на его восприятие мира.

«Большинство людей, которые записывали звук, создавали фильмы, — говорит она. — Я определенно не видела в своих планах еще одну фотовыставку с живым звуком, который был бы не столько привязан к конкретным изображениям, сколько витал бы в воздухе, дополняя собой серию фотографий. Это был сложный набор звуков. Шел 1974 год, и тот опыт остался для меня особенным до сих пор — с тех пор я никогда не работала в таком формате».

Сьюзан продолжает использовать возможности звука — звуковые фрагменты стали частью ее выставки «Посредничество» (Mediations), проведенной в 2018 году; для нее были выбраны записи звуков из района, жизнь в котором была продемонстрирована в ее проекте из 1970-х под названием «Девочки с Принс-стрит» (Prince Street Girls), созданном в Нью-Йорке. Кроме того, она экспериментировала с цифровым форматом, например в 1998 году запустила веб-сайт akaKURDISTAN в качестве дополнения к книге о 100-летней истории Курдистана в фотографиях, над которой она работала 6 лет. Онлайн-архив служит в качестве библиотеки культурного обмена, а также хранилища коллективных воспоминаний, и существует в материальном виде многолетней мировой выставки, объединяющей представителей курдской диаспоры.

«Я пыталась поэкспериментировать с новыми технологиями и создать новые возможности. Но мне бы хотелось, чтобы я была на 20 лет моложе, — смеется Сьюзан. — Идея совместной работы не выходит у меня из головы на протяжении всей моей 40-летней карьеры. В наши дни существуют все условия для обучения молодых людей, а каждый из нас имеет доступ к такому количеству возможностей, что их все не смогут охватить даже люди с самым высоким потенциалом».

Three people look at a large mural print of people picking through the remains of their collapsed house. Photo by Susan Meiselas.
В 2004 году Сьюзан вернулась в Никарагуа, чтобы в рамках проекта «Переосмысливая историю» (Reframing History) разместить здесь холсты, на которых изображены ее оригинальные фотографии 1978 года. © Сьюзан Майзелас / Magnum Photos

4. Повторное обращение к проектам очень мотивирует

Несмотря на обширный ряд тем, которым посвящены проекты Сьюзан, она также повторно обращалась к некоторым из них, например вновь посетила Тихуану, Мексика, в 2018 году и вспомнила о том, как фотографировала мигрантов, которые пытались пересечь границу между США и Мексикой в 1989 году.

«Тогда я провела в Тихуане относительно недолгое время — лишь увидела караван прибывающих мигрантов и решила сделать акцент на стене и обсуждении миграционного вопроса, — говорит она. — Для меня очень живыми были те воспоминания 20-летней давности о границе между странами, в качестве которой служил лишь сетчатый забор с колючей проволокой. Когда у меня есть возможность, я отправляюсь в места, где создавала свои истории, и проникаюсь тем, как они изменились за тот или иной период времени».

Сьюзан уже некоторое время продолжает возвращаться к старым историям. Через 10 лет после того, как она впервые рассказала о сопротивлении, повстанческой армии и победившей революции в Никарагуа, она создала проект «Изображения с революции» (Pictures From a Revolution) — фильм, повествующий о том, как она искала людей, которые затем стали для нее объектом съемки. В 2004 году она вернулась вновь, чтобы поместить 19 распечатанных холстов со своими изображениями в ту обстановку, в которой они были сделаны — этот проект, посвященный 25-летию революции, получил название «Переосмысливая историю» (Reframing History). При публикации второго тиража фотокниги с изображениями из Никарагуа Сьюзан выбрала приложение Look & Listen в качестве решения, позволяющего зрителям воспроизводить небольшие видео, смотря на фотографии.

«Эти видео — либо мои воспоминания о создании фотографии, либо воспоминания о былых временах тех, кто запечатлен на фотографии, — говорит Сьюзан. — Это по-разному работает с фотокнигами и выставками, но оба способа демонстрации, на мой взгляд, очень эффективны».

Graffiti on a blue wall showing a stencil of ‘Molotov Man’ - a Sandinista throwing a Molotov cocktail.
Культовое изображение «Человек, бросающий коктейль Молотова» (Molotov Man) широко используется на территории Никарагуа, включая и это граффити, которое Сьюзан запечатлела в 1982 году. © Сьюзан Майзелас / Magnum Photos

5. Когда изображения становятся общедоступными, они перестают быть только вашими

Одним из аспектов жизни создателей изображений является потеря контроля над своими работами, когда те становятся достоянием общественности. «Я не думаю, что в наши дни люди могут работать в цифровой среде и полагать, что имеют возможность управлять методами использования и значением своих работ, — говорит Сьюзан. — Мы все в каком-то плане рискуем, поскольку фотографии являются частью популярной среды».

Бывали случаи, когда созданные Сьюзан изображения менялись и неправильно воспринимались другими людьми. «Это происходило много раз, особенно учитывая, как они использовались в журналах конца 70-х; там напрямую искажалась идея, которая была буквально написана на задней стороне фотокарточки, — говорит она. — Не было никакой путаницы с ситуацией, они просто использовались в другом контексте. Люди брали изображения и использовали их в своих блогах или личных целях, которые никакого отношения не имели ни к моему объекту съемки, ни к моим взаимоотношениям с этим человеком».

Известное изображение 1979 года «Человек, бросающий коктейль Молотова» (Molotov Man), на котором повстанец из Никарагуа бросает зажигательную смесь во время противостояния диктатуры Сомосы и социалистов из Сандинистского фронта освобождения, уже давно живет своей жизнью. Оно стало символом революции, и в Никарагуа его можно увидеть на спичечных коробках, футболках, буклетах и даже в виде граффити.

«После того как изображение становится общественным достоянием, оно перестает быть исключительно вашим, — говорит Сьюзан. — Иногда я одобряю то, каким образом люди используют те или иные мои фотографии. Я предпочитаю, когда подобное происходит в форме диалога или обмена. Но фотографы не всегда могут контролировать происходящее, поэтому вы можете просто противодействовать этому, придумывая другие истории или применяя изображения в совершенно другом контексте».

Автор Lucy Fulford


Оборудование Сьюзан Майзелас

Оборудование, которое профессионалы используют для создания фотографий

A Canon EOS 5D Mark IV with a Canon EF 24-105mm f/4L IS II USM lens.

Камера

Canon EOS 5D Mark IV

Эта полнокадровая цифровая зеркальная камера 30,4 МП обеспечивает невероятный уровень детализации даже при высокой контрастности. Непрерывная съемка 7 кадров/сек. позволит не упустить важный момент, а видео 4K обеспечит изображение высочайшей четкости, соответствующее стандартам DCI (4096x2160).

Объективы

Canon EF 35mm f/1.4L II USM

Профессиональный широкоугольный объектив с диафрагмой f/1.4, обеспечивающий естественную перспективу и возможность работы в условиях слабого освещения. «Думаю, что этот объектив отражает мои стремления — я хочу находиться близко к объекту, но не вмешиваться в происходящее», — говорит Сьюзан.

Canon EF 24-105mm f/4L IS II USM

Этот универсальный стандартный зум-объектив даст вам немного больше свободы вне зависимости от того, что вы снимаете — фото или видео. Этот объектив идеально подходит для создания изображений исключительного качества во всем расширенном диапазоне зумирования, а также позволит путешествовать налегке. «Я считаю, что это отличный объектив для незаметной съемки», — говорит Сьюзан.

Похожие статьи

Смотреть все

Подпишитесь на рассылку

Нажмите здесь, чтобы получать вдохновляющие истории и интересные новости от Canon Europe Pro

Зарегистрируйтесь сейчас