На первый взгляд невероятные фотографии Мэнди Баркер похожи на изображения прекрасных подводных созданий или кадры с множеством животных и растений. Однако если присмотреться внимательно, то понимаешь, что все это на самом деле пластиковые отходы, такие как полиэтиленовые пакеты, рыболовные сети и детские игрушки, лишь имитирующие обитателей морских глубин, для которых они смертельны.
Пластиковое загрязнение является одной из самых серьезных экологических проблем, с которой столкнулась наша планета на данный момент. Миллионы тонн этих вредных отходов ежегодно попадают в моря, а потом их следы находят даже в самых удаленных уголках планеты. Рыбы, морские млекопитающие и птицы проглатывают их, что приводит к бесчисленному количеству смертей от удушья или голода. И эта ситуация постоянно ухудшается.
«То, что было создано для минутного использования, остается в океане на сотни лет, — говорит Мэнди. — По словам ученых, изучающих полимеры, весь произведенный людьми пластик, за исключением того, который был сожжен, остается в разных уголках планеты либо в исходном виде, либо в виде микро- и нанопластика. От этих мыслей становится не по себе».
СТАТЬЯ
Съемка пластика в океане
Вдохновение Мэнди
Уже более десяти лет Мэнди создает произведения искусства из пластиковых отходов, чтобы привлечь внимание к масштабам ущерба, который пластик наносит морской флоре, фауне и экосистеме. Ее работы были опубликованы в журналах по всему миру, включая National Geographic и Time, а также получили номинации на престижных конкурсах, таких как Deutsche Börse Foundation Photography Prize, и попали в шорт-лист конкурса Prix Pictet.
В начале карьеры Мэнди занималась графическим дизайном, но в 2008 году она поступила в магистратуру по профилю «Фотография» в университет Де Монтфорт города Лестер, Великобритания. Именно тогда она решила сосредоточиться на постоянно растущей проблеме пластикового загрязнения, которое она заметила на побережье Великобритании.
«Когда я была помладше, я собирала всякие вещи, например выброшенные на берег ветки, однако со временем я находила все больше и больше выброшенного на берег мусора, особенно много пластика, — вспоминает она. — И я решила, что действительно хочу что-то сделать с этой проблемой и проверить, могу ли я сделать это с помощью фотографий».
Для работы над своим первым проектом «Неопределенное» (Indefinite 2010 г.) Мэнди решила сосредоточиться на отдельных пластиковых предметах, которые она нашла выброшенными на морском побережье. Она принесла целую коллекцию таких предметов домой и разложила их на черном бархатном фоне. Мэнди всегда использует камеры Canon, и эти фотографии она создала с помощью пленочной камеры Canon EOS 500.
Во время работы над проектом она пришла к идее, которую воплощает в каждом своем новом проекте. «Во время съемки этих предметов я вдруг поняла, что некоторые из них напоминают тех существ, которые страдают из-за пластика», — объясняет она. На этих фотографиях раздавленная пластиковая бутылка напоминает по форме рыбу, пластиковый пакет — кальмара, а композиция из перчаток рыбаков — кораллы.
Главное, на чем заостряет внимание зрителей Мэнди в своих снимках, — это долговечность этих предметов. В сопроводительных текстах к фотографиям указано примерное время, которое каждый из предметов может оставаться в море, и чаще всего речь идет о столетиях.
Есть ли у вас оборудование Canon?
Красота и ужас
В своей следующей работе Мэнди решила осветить проблему объемов массового накопления пластика в океанах по всему миру, продемонстрировав огромное количество отдельных предметов так, словно они дрейфуют в море. Например, в проекте «Куда я иду» (Where Am I Going) использовалось то, что осталось от воздушных шаров, а в «Пенальти» (Penalty) — сотни найденных футбольных мячей.
«Изначально я выбрала пластиковый мусор, потому что его часто выбрасывает на берег, — говорит она. — Иногда предметы подбирались по определенному цвету, иногда — просто похожие предметы, которые затем могли бы помочь повысить осведомленность окружающих об этой проблеме в определенном регионе или стране».
На многих созданных ею изображениях легко узнать привычные вещи, которыми мы пользуемся каждый день, но которые после наводняют океаны: детские игрушки, зубные щетки, расчески, цветы, чернильные картриджи, столовые приборы, трубочки и упаковки. На одном из шокирующих изображений запечатлено 276 кусочков пластика, обнаруженных в желудке одного альбатроса, который успел прожить всего 90 дней.
Композиция ее кадров тщательно выстроена таким образом, чтобы привлечь зрителей своей красотой, а затем шокировать своей истинной природой. «Мне хочется привлечь зрителей, чтобы они прочитали больше информации и узнали о происходящем, — говорит она. — Я много экспериментировала и поняла, что такой стиль фотографий лучше привлекает внимание и заставляет дольше размышлять о проблеме».
Мэнди использовала такой подход при съемке нескольких пластиковых объектов для фотосессии 2020 года «Срок годности» (Shelf-Life). Основная часть этого проекта стала результатом приглашения принять участие в научно-исследовательской экспедиции на остров Хендерсон, расположенный в 5000 км от ближайшего побережья в Тихом океане. За одну поездку было найдено более шести тонн пластиковых отходов, вынесенных волной на береговую линию.
В проекте «Срок годности» Мэнди создала множество композиций из пластиковых предметов, которые напоминают коралловые рифы, окружающие остров. «Во время путешествия на остров, — объясняет она, — я увидела потрясающей красоты красные кораллы в синем море, затем я увидела весь этот пластиковый мусор на берегу, и при работе над проектом эти два изображения слились в одно».
Мэнди видит свою роль в том, чтобы как можно больше людей узнали о работе ученых. «То, что они исследуют, а также то, о чем они пишут статьи, появляется лишь в научных журналах или в научно-популярном журнале New Scientist, которые обычные люди возможно никогда и не прочитают, а значит, и не узнают о происходящем, — размышляет она.
— Если я способна создавать изображения, которые появятся в большем количестве мест, чем исследования, то они смогут донести до людей то, чем занимаются наши ученые, и что им уже удалось обнаружить. Это похоже на взаимный обмен — я будто дополняю их статьи наглядными и понятными иллюстрациями».
Молодой фотограф: пейзажи с историей
Оборудование и приемы
Мэнди успела поработать с разными камерами Canon, однако последние два года она использует Canon EOS 5D Mark IV. «Она прекрасно подходит моему стилю работы, — утверждает она. — Когда я отправляюсь в экспедицию, я часто работаю под открытым небом в условиях слабого освещения и снимаю с рук, а камера EOS 5D Mark IV отлично работает при слабом освещении. При работе в помещении ее производительность также очень важна, поскольку я часто снимаю в условиях нехватки света с единственным источником света — естественным освещением, а также с выдержкой длиной три секунды, которая позволяет сделать цвета объектов на черном фоне более яркими».
«Также я часто работаю с объемными файлами, поскольку некоторые изображения печатаются в крупных форматах — некоторые из них даже размещали на боковой стороне грузовых контейнеров. Благодаря камере EOS 5D Mark IV мне удалось найти золотую середину между получением снимков отличного качества и приемлемым размером файлов, с которым можно работать и который не замедляет процесс обработки».
В арсенале у Мэнди есть несколько объективов Canon, однако для большинства проектов она использует Canon EF 24-70mm f/2.8L USM (в продаже доступно новое поколение: Canon EF 24-70mm f/2.8L II USM). Такой диапазон зумирования позволяет ей включать в кадр сразу множество объектов или лишь некоторые из них без необходимости менять объектив. Также она использует объектив Canon EF 100mm f/2.8L Macro IS USM для съемки небольших фрагментов пластика, которые ей бывает необходимо выделить на переднем плане, чтобы запечатлеть мельчайшие детали.
Для создания большинства своих фотографий Мэнди использует практически идентичные приемы — она фотографирует пластиковые предметы на черном фоне сразу на локации, либо у себя дома, используя естественное освещение.
Максимальная глубина резкости, максимальный эффект
«Я выбираю значение диафрагмы в зависимости от размера объекта, — объясняет она. — Однако чаще всего я использую диафрагму f/16, поскольку мне необходимо создать максимальную глубину резкости, чтобы объекты были в фокусе и оставались заметными — для моих проектов очень важно, чтобы каждый кусочек пластика был различим.
Я отдельно фотографирую группы объектов разного размера на черном фоне — от крошечных частиц микропластика до крупных объектов — а затем накладываю изображения друг на друга в Adobe® Photoshop®*. Иногда я сохраняю исходный фон изображения, на котором остались кусочки водорослей, песчинки или частицы микропластика на изображении. Однако в проекте «Срок годности» я использовала наложение с эффектом смешивания для кадров с объектами и цветных изображений, чтобы передать яркость морских кораллов, окружающих остров».
«Некоторые крупные объекты я размещаю на переднем плане в программе Photoshop для улучшения композиции кадра, но в целом я сохраняю то положение объектов, каким оно было на момент съемки. Часто порядок получается совершенно случайным, ведь так эти объекты и дрейфуют в море. Для создания одного изображения я использую в среднем около пяти слоев, а также сочетаю крупные объекты с объектами поменьше, чтобы передать ощущение глубины и перспективы».
По словам Мэнди, ее цель заключается не только в том, чтобы как можно больше людей узнали о проблеме пластикового загрязнения; она хочет повысить уровень осведомленности в обществе, надеясь на то, что это приведет к конкретным действиям, и люди начнут ежедневно предпринимать действия по сокращению своего «пластикового следа».
«Возможно, кто-то решит подписать петицию, напишет о проблеме местным властям или отправится на пляж и очистит его хотя бы от пяти пластиковых предметов. Если люди смотрят на мои работы и вдохновляются на принятие новых решений, то это самое большое, о чем я могу только мечтать, — говорит она.
— В конце концов, я надеюсь, что ситуация существенно изменится, поскольку это именно то, что нам необходимо».
* Adobe и Photoshop являются товарными знаками или зарегистрированными товарными знаками корпорации Adobe в США и/или в других странах.