Фотографы, которые стремятся к минимализму, не боятся лишить кадр чего-то важного и убирают из композиции все лишнее, чтобы сделать акцент на самой ее основе. Мастерство в этой сфере выражается в способности создавать кадры, которые характеризуются простотой и эстетичностью — именно это позволяет многим ощутить умиротворение и познать сложность человеческой натуры через изображения. Концепция «ничего лишнего» в фотографии станет для многих профессиональных фотографов настоящим вызовом и вознаградит тех, кто готов бросить его себе.
Португальский фотограф путешествий, создатель документальных фильмов и амбассадор Canon Джоэл Сантос ездит в самые отдаленные уголки планеты и фотографирует живущих там людей, реализуя свою страсть к приключениям. Он сочетает элементы пейзажной и портретной съемки, создавая истории в таких местах, как Монголия, Южный Судан, Индонезия и Гана. Он издал девять книг и в 2016 году получил награду «Лучший трэвел-фотограф».
Удостоенный наград фотограф автогонок и амбассадор Canon Владимир Рыс в начале карьеры работал в фотолаборатории, а теперь его портфолио наполнено снимками с совершенно разными объектами, хотя основной акцент еще с 2005 года он делает на съемках этапов Формулы-1. Он совершает около 80 перелетов в год, посещая в том числе этапы в Монако и Сингапуре, а в 2014 году даже получил звание «Лучший фотограф года» по версии Федерации автоспорта Италии.
В этой статье Джоэл и Владимир делятся советами и техническими приемами, которые помогают им экспериментировать в стиле минимализма и достигать невероятных результатов.
ТЕХНИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ
Когда меньше — значит больше: как создавать минималистичные фотографии
1. Уберите все лишнее
Любой прием съемки может помочь в создании минималистичных изображений, однако Владимир считает, что в первую очередь необходимо «очистить композицию» от лишних элементов, создающих ненужный шум. «Формула-1, вероятно, является одним из наиболее динамичных видов автогонок на планете, — говорит он. — Скорость и звук насыщают пространство, и я много раз видел, как люди не отрывают взгляд от видоискателя и упускают много интересного. Если вы, будучи фотографом, выберете иной подход к делу, то есть будете больше наблюдать за обстановкой, например как пилот обращается с болидом и как он входит в тот или иной поворот, то сможете следовать той самой концепции съемки без лишних элементов».
«Уберите все лишнее, сосредоточьтесь на основной сцене — то есть происходящем прямо перед вами — и сохраняйте спокойствие и концентрацию. При слушайтесь к своим инстинктам и запечатлейте самый яркий момент».
2. Найдите простой визуальный нарратив
«Поиск композиций без лишних элементов неразрывно связан с концепцией минимализма, — говорит Джоэл. — Эта стратегия позволяет найти простой визуальный сюжет — не в стиле "одна черная точка на белом холсте", а ближе к выразительной и понятной истории. Для этого, мне кажется, стоит отойти от самого популярного способа построения композиции, который подразумевает, что вы добавляете к сцене все больше и больше элементов. Вместо этого необходимо проанализировать, что окружает вас, и решить, что из этого стоит исключить из кадра».
Джоэл считает, что простые изображения позволяют зрителю, в том числе жюри фотоконкурсов, более точно понять, что именно фотограф хотел донести тем или иным снимком.
«Стоит принять, что мир сложен, и стремиться к упрощению, — отмечает он. — Зачем это нужно? Потому что вы делаете фотографии с расчетом на других людей. Если вы, к примеру, планируете опубликовать их в рамках заявки на участие в конкурсе, то должны стремиться к тому, чтобы и зрители, и судьи могли понять, что происходит на снимке, без дополнительного контекста и подписей. Если снимок будет перегружен, у них не будет такой возможности».
Есть ли у вас оборудование Canon?
3. Экспериментируйте с выбором объективов
В минимализме меньше — значит больше, и ограниченный выбор оборудования также может стать источником творческих идей. Например, работа с фикс-объективами может помочь оптимизировать творческий процесс. Владимир многие годы снимал с помощью зум-объективов, прежде чем перейти на фикс-объективы. «С моим стилем фотосъемки мне ближе объективы, с которыми приходится много двигаться, находить оптимальное положение для съемки и искать нужный кадр, а не просто работать с зумом — в этом и заключается основное различие между мной и фотографами агентств, у которых в приоритете скорость съемки», — говорит он.
Владимир перешел на беззеркальные камеры Canon, поскольку они предлагают необходимую скорость съемки, и теперь работает с моделями Canon EOS R3 и EOS R5, а также несколькими объективами, среди которых одна модель — Canon RF 50mm F1.2L USM — помогает ему с созданием минималистичных историй, в том числе портретов, съемки с трибун, пейзажей и других. «Я также снимаю на фикс-объективы, поскольку при использовании открытой диафрагмы вроде f/1.4, f/1.8 или f/2 можно создать кинематографичную эстетику, которая очень мне нравится, — продолжает он. — Это полноценный инструмент создания минималистичных изображений, который позволяет убрать все лишнее на заднем плане и направить взгляд зрителя на желаемый объект».
Джоэл, который выбрал EOS R5 в качестве основной камеры благодаря ее идеальному весу, предпочитает объектив Canon RF 28-70mm F2L USM за высокое оптическое качество и покрытие, сравнимое сразу с несколькими фикс-объективами. «Чем больше практикуешься, тем сильнее чувствуешь, как оборудование буквально становится продолжением твоего тела, — отмечает он. — У меня есть много фикс-объективов, однако если бы мне пришлось выбрать лишь один из них, это был бы Canon RF 35mm F1.8 MACRO IS STM, поскольку он чрезвычайно компактный. Он достаточно короткофокусный, чтобы снимать пейзажи или портреты в окружении, однако при этом не слишком короткофокусный, что позволяет выделить объекты и держать оптимальную глубину сцены. Он позволяет создавать те самые истории, в которых нет ничего лишнего. Всего один объектив позволяет находить целое множество интерпретаций, если не стоять на месте и экспериментировать с преимуществами и недостатками оборудования».
4. Используйте негативное пространство
Джоэл также рекомендует использовать в создании выразительных изображений уже проверенный метод негативного пространства. «Если вы хотите сделать тот или иной объект основой композиции, то снимок получится более эффектным, если окружить его негативным пространством», — говорит он.
Опыт Джоэла в сфере экономики и его любовь к математике также повлияли на то, как он формирует композиции своих фотографий. «Я люблю использовать все, что связано с нечетными числами, — рассказывает он. — Нечетные числа уже сами по себе привлекают внимание, однако при дублировании нечетного числа объектов с помощью отражения, как на снимке выше, их количество становится четным. Такое взаимодействие между нечетным и четным числом элементов очень мне нравится, и я часто применяю эту идею, чтобы получить более минималистичные снимки. Но в то же время они получаются и более насыщенными за счет умножения элементов».
5. Сделайте свет основой снимка
«При эффективной работе со светом, например использовании максимально темного фона для акцента на основном объекте, можно создавать максимально минималистичные снимки, — говорит Джоэл. — Это довольно просто, ведь вам потребуется лишь контрастирующий свет».
«Сейчас все вокруг хотят делать HDR-снимки для максимальной детализации, однако иногда стоит убрать все детали в глубокую тень. Таким образом можно запечатлеть выразительный силуэт или эффект инверсии, например как на моем снимке, где мужчина идет к выходу из мечети после молитвы».
Печать минималистичных фото в низком ключе
6. Попробуйте съемку с проводкой
По словам Владимира, проводка является одним из наиболее распространенных и любимых фотографами приемов в фотосъемке автогонок, однако может успешно применяться и в других жанрах. Это позволяет создавать минималистичные снимки с четкой геометрией. «Если следовать за объектом, переводя объектив и снимая при этом с длительной выдержкой, то все остальные объекты в снимке превратятся в линии, но основной объект останется четким, — поясняет он. — Это один из моих любимых приемов создания минималистичных изображений».
«Не так-то просто эффективно снимать с проводкой, однако беззеркальные камеры помогут быстрее добиться желаемых результатов, особенно с инструментом помощи при панорамировании, повышающем точность такой съемки. Но важнее всего здесь сохранять концентрацию, избегать дрожания рук и иногда даже задерживать дыхание, чтобы лишний раз не двигаться. На освоение уйдет некоторое время, поскольку все машины двигаются с разной скоростью и по разной траектории — это не самая простая задача. Однако если вы с ней справитесь, то результат действительно поразит вас».
Это лишь некоторые из примеров удачной фотосъемки в стиле минимализма — будь то удаление из кадра лишних элементов или эксперименты со светотенью, во многих случаях композиция будет казаться более многогранной и глубокой, когда на снимке отсутствует все лишнее.
Похожие статьи
-
ТЕХНИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ
Почему цвет имеет значение в фотографии
Три профессионала рассказывают о том, как оборудование и технологии Canon позволяют им уверенно и точно воссоздавать на снимках цветовую гамму.
-
ДОКУМЕНТАЛЬНЫЕ СЮЖЕТЫ
Съемка эмоций в импрессионистической фотографии
«Фотография — это про искренность, а не про правила» — креативный подход Лоры эль-Тантави к личным историям в проекте для WaterAid в Малави.
-
ПЕЧАТЬ
Создавайте достойные наград печатные фотографии
Конкурсы печати помогут вам создавать более качественные фотографии. Повысьте свои шансы на победу с советами от наших двух экспертов.
-
ТЕХНОЛОГИЯ
Хотите получать более четкие снимки при панорамировании или изображения 400 МП?
Мартин Биссиг и Владимир Рыс испытали в деле функции «Помощь при панорамировании» и «Высокое разрешение с IBIS», которые стали доступны на камерах EOS R3 и EOS R5 соответственно с обновлением встроенного ПО.