A child crouches and holds an oil lamp in the dark.
В деревне Сихово, расположенной в западноафриканском государстве Бенин, 700 человек живут без доступа к электричеству, что является серьезной проблемой. После изматывающей работы на полях и возвращения в деревню люди ограничены в выборе занятий из-за нехватки электричества. В 8 часов вечера все идут спать. Снято на камеру Canon EOS 5D Mark IV с объективом Canon EF 24-70mm f/2.8L II USM и следующими параметрами: 1/50 сек., f/2.8 и ISO 10 000. © Паскаль Мэтр

В развитых странах электричество воспринимается как должное. Оно обеспечивает комфорт в наших домах, освещает улицы, по которым мы ходим, и позволяет компаниям и организациям работать максимально эффективно. Жизнь без электричества для нас — это нечто за гранью понимания, но для пятой части населения планеты даже спустя 150 лет после изобретения электричества оно остается нестабильным или вовсе недоступным ресурсом.

Эта проблема мирового масштаба, которую не освещают СМИ, продолжает вызывать серьезные последствия для огромного количества людей. Паскаль Мэтр, французский фотожурналист, который работает в Африке уже более 30 лет, запечатлел происходящее в рамках фотопроекта «Африка без электричества» и привлек внимание мировой общественности к сложившейся ситуации.

На протяжении двух лет амбассадор Canon документировал повседневную жизнь африканцев и трудности, связанные с отсутствием электроэнергии, и его проект был удостоен первого приза на фотоконкурсе Лондонской школы бизнеса 2018 года.

Canon Professional Services

Ваше оборудование в надежных руках

Получайте доступ к бесплатным консультациям экспертов, обслуживанию оборудования, интересным мероприятиям и специальным предложениям — участвуйте в программе Canon Professional Services (CPS).

В районах Африки к югу от Сахары всего у 25% населения есть доступ к электричеству — а в сельской местности эта цифра снижается до 8%. Даже африканцы, живущие в городах и имеющие доступ к электричеству, постоянно сталкиваются с перебоями в подаче энергии. Это привело к проблемам с экономическим и социальным развитием на континенте, а также является причиной неблагоприятных исходов, связанных с отключением электроэнергии в медицинских учреждениях и токсичными испарениями от парафиновых ламп, которые использует большинство местных жителей.

Съемка в практически полной темноте или при тусклом свете парафиновых ламп стала для Паскаля достаточно трудоемким процессом. В этой статье он рассказывает о том, как полнокадровая камера Canon EOS 5D Mark IV позволила ему рассказать историю, которую ему не удалось бы запечатлеть с помощью аналоговой камеры. Именно так выглядит жизнь без электричества и именно поэтому этот проект стал для него столь важным...

A large tree is dimly lit by blue and white, while stalls behind glow with oil lamp light.
В деревне Кокахуэ (Бенин) нет электричества, и вечерний рынок под большим манговым деревом освещается парафиновыми лампами. Снято на камеру Canon EOS 5D Mark IV с объективом Canon EF 24-70mm f/2.8L II USM и следующими параметрами: 0,5 сек, f/2.8 и ISO 6400. © Паскаль Мэтр

Вы впервые поехали в Африку в 1979 году, но когда вы в первый раз задумались о проекте про нехватку электричества?

«Я езжу в Африку 10–15 раз в год, и это продолжается вот уже более 30 лет. Еще с первой поездки я слышал истории про нехватку электричества, которая является критически важной проблемой для местного населения. Я всегда сочувствую людям, когда вижу, как эта ситуация влияет на их жизнь. Поэтому я решил создать проект, посвященный этой проблеме. Это было очень важно для меня, поскольку я ощущал во всем этом вопиющую несправедливость».

«Я видел множество возможных решений, таких как солнечные панели, ветряные мельницы и дамбы. Но даже при наличии множества новых решений население растет настолько быстро, что в 2030 году у 50 миллионов людей все еще не будет доступа к электричеству. Поэтому меня больше интересовала именно жизнь без электричества, а не возможные решения».

A man paints a picture of people disco dancing while another man holds an oil lamp. Three children look on through a barred window.
Художник Шери Шерин работает при свете парафиновой лампы, поскольку в квартале города Киншаса, столицы ДР Конго, в котором он живет, регулярно отключают свет. Снято на камеру Canon EOS 5D Mark IV с объективом Canon EF 17-40mm f/4L USM и следующими параметрами: 1/10 сек., f/4.0 и ISO 8000. © Паскаль Мэтр

Как недостаток электричества влияет на повседневную жизнь людей?

«У некоторых людей нет света, поэтому после наступления темноты они не могут работать, а их дети не могут учиться. Люди могут прийти в больницу и обнаружить, что оборудование не работает. Существуют угрозы безопасности, и люди в деревнях вечером и ночью сидят по домам, потому что боятся диких животных. Это также снижает продуктивность на рабочих местах. К примеру, на фабриках постоянно происходят неполадки с электричеством, в результате чего производство может останавливаться на один-два дня».

«Нехватка электричества является причиной различных проблем. Одна из них — загрязнение от парафиновых ламп, которые выделяют токсичные пары. Кроме того, часто возникают пожары, когда люди случайно опрокидывают эти лампы в своих домах».

Было ли сложно найти финансирование для этого проекта?

«Я писал об этой истории в разные журналы, но они считали, что съемка без света может быть либо сложной, либо скучной. Только в одном журнале, Le Figaro, мне сказали: "Давай попробуем!" Я начал работать в Бенине и пытался убедить их в важности истории, но не смог. В итоге я получил грант от Французского агентства развития и смог продолжить работу над этим проектом».

A group of women in dresses gather in a market, candles lighting up baskets of wares.
Каждый вечер на главной площади Гло-Джигбе организовывается самый крупный рынок Атлантического департамента Бенина. Снято на камеру Canon EOS 5D Mark IV с объективом Canon EF 24-70mm f/2.8L II USM и следующими параметрами: 1/20 сек., f/2.8 и ISO 8000. © Паскаль Мэтр

Расскажите нам, почему вы выбрали для съемки именно эти места...

«Я выбрал несколько фотографий из тех, что у меня уже были, но по большей части все они были сделаны в деревнях недалеко от Порто-Ново, столицы Бенина. Все было отснято в радиусе 100 км от города. Я выбрал Бенин, потому что эта страна является достаточно стабильной в экономическом плане, и в ней уже долгое время не было войн или крупных стихийных бедствий. Но проблема с электричеством здесь находится на том же уровне, что и в других странах, расположенных к югу от Сахары. Я старался работать в местах, которые находятся в районе 45 минут езды от столицы, чтобы показать, что проблема затрагивает не только самые удаленные регионы».

Разрешали ли вам люди заходить в их дома?

«Да, люди были очень дружелюбны: они очень открытые и всегда позволяют мне выполнять мою работу. Без этих людей никакой истории создать бы не удалось. В работе над проектом мне также помогал посредник, которого я знаю уже долгое время: он исполнял роль переводчика и объяснял людям то, что я хочу сделать. Если четко объяснить людям, зачем вы пришли и что вам нужно, работать становится гораздо проще. У них есть серьезная проблема, и они действительно хотят, чтобы мир узнал о ней».

A small group of boys surround a table doing homework by candlelight.
Дети учатся при свете от парафиновых ламп. Снято на камеру Canon EOS 5D Mark IV с объективом Canon EF 24-70mm f/2.8L II USM и следующими параметрами: 1/50 сек., f/2.8 и ISO 8000. © Паскаль Мэтр

Какие камеры вы использовали и почему?

«В основном я использовал Canon EOS 5D Mark IV с зум-объективом Canon EF 24-70mm f/2.8L II USM, и они стали идеальным выбором. Я использую эту камеру, потому что она является полнокадровой и позволяет вести съемку при слабом освещении. Когда в домах единственным источником света являются маленькие парафиновые лампы, приходится работать с высокими значениями ISO. Я был приятно удивлен, потому что снимал с ISO 20 000 или даже ISO 32 000, и результаты были потрясающими. Впоследствии я проводил выставку в Париже, где мы напечатали одно из изображений, созданных с ISO 32 000, размером около 1,8 метра — и качество было просто невероятным. Человек, который выполнял печать, позвал своих коллег и показал им это изображение — настолько невообразимым было качество. Мы никогда не смогли бы достичь такого качества, используя аналоговые камеры».

Women smile as they sing and clap at church.
Ночная служба в евангелистской церкви Алигодо, расположенной в местечке Атанкпе возле деревни Алланкпон, Бенин. Снято на камеру Canon EOS 5D Mark IV с объективом Canon EF 24-70mm f/2.8L II USM и следующими параметрами: 1/8 сек., f/2.8 и ISO 20 000. © Паскаль Мэтр

Насколько отличается качество файлов от того, что было доступно на заре цифровой фотографии?

«Цифровые технологии претерпели значительные изменения, особенно динамический диапазон. Это чудесно, потому что он открывает возможности обработки как очень темных, так и очень светлых участков кадра. При работе с высокими значениями ISO вы все равно получаете снимки с зернистостью... и это красиво! Раньше она выглядела искусственно, но теперь это именно та приятная зернистость, которая была в аналоговых камерах. И, конечно, файлы стали содержать больше информации, и с ними можно делать все, что пожелаешь».

A child shines a torch along an earthen footpath in front of them, with plants on either side.
Когда Рогатьену нужно вечером выйти на улицу, он подсвечивает дорогу мобильным телефоном отца, чтобы не наступить на змею. Адидо, Бенин. Снято на камеру Canon EOS 5D Mark IV с объективом Canon EF 24-70mm f/2.8L II USM и следующими параметрами: 1,0 сек., f/2.8 и ISO 12 800. © Паскаль Мэтр

Почему вы полагались на естественное освещение и не использовали вспышку?

«Я не мог использовать вспышку, потому что это моментально бы исказило реальность и убило всю атмосферу, но я всегда носил с собой небольшой фонарик, которым я светил на объект, когда мне нужен был фокус на нем. В реальности там темно, а моя работа заключается в том, чтобы передать то, что я видел и чувствовал. Для меня было важно передать эту волшебную атмосферу и вместе с тем рассказать о тяготах жизни без электричества. Я никогда не использовал очень высокие значения ISO и не думал, что когда-нибудь мне придется к этому прибегнуть или создавать с помощью этой технологии нечто подобное».

A midwife lifts a newborn baby from its mother, while another woman holds a candle to help them see.
Медсестра и акушерка Раисса Годжо принимает роды у Марьет Доссу при свете фонаря и парафиновой лампы. Атанкпе, Бенин. Паскаль знал, что ночные роды станут важной составляющей проекта. Снято на камеру Canon EOS 5D Mark IV с объективом Canon EF 24-70mm f/2.8L II USM и следующими параметрами: 1/40 сек, f/3.2 и ISO 16 000. © Паскаль Мэтр

На одной из ваших фотографий изображено рождение ребенка. Как вам довелось оказаться на месте событий?

«Я понимал, что мне нужны сильные фотографии, и подобная ситуация могла бы стать ключевой для этого проекта. Любой понимает, насколько трудны роды ночью без электричества, но мне нужно было найти способ сделать эту фотографию. Самое сложное в статусе рассказчика — это получить доступ к тем событиям, которые позволят создать лучшие фотографии. Сам процесс съемки — это очень просто».

«Для этого я искал небольшие клиники или местных акушерок, которые работают без электричества вдалеке от города. Я объяснял, что мне нужно и почему это так важно. Наконец, одна из акушерок позвонила мне. Я отправился по указанному адресу, провел там всю ночь, и в конце концов ребенок появился на свет. По фотографии вы можете понять, в каких сложных условиях ей приходится работать. Если во время таких родов возникнут трудности, рядом нет больниц, где вам могут помочь. В тот раз, когда я присутствовал на родах, все прошло гладко, но так происходит не всегда. И вы видите, как нехватка электричества влияет на жизнь и смерть».

«Этот снимок был сделан с высокой чувствительностью ISO, и он идеален. На данном этапе цифровой формат открывает перед нами двери в мир, куда с аналоговыми камерами доступ закрыт».

Someone sleeps in a dimly lit, sparse bedroom.
В деревне Сихово, расположенной в западноафриканской стране Бенин, после 8 часов вечера не происходит абсолютно ничего — без электричества с наступлением темноты жизнь здесь замирает. Снято на камеру Canon EOS 5D Mark IV с объективом Canon EF 17-40mm f/4L USM и следующими параметрами: 0,6 сек., f/4.0 и ISO 8000. © Паскаль Мэтр

Каково вам было стать свидетелем сложившейся ситуации?

«Мне было очень грустно. Каждый раз, когда я приходил в какую-нибудь деревню, я спрашивал: "С чем у вас здесь самые большие сложности?", и всегда мне отвечали одно и то же — нехватка электричества. Когда я спрашивал людей, каково им жить без света, они говорили: "В семь часов вечера, когда становится темно, мы живем как будто в гробнице". Ужасно слышать такое».

«Люди возмущены происходящим, потому что никто не пытается решить эту проблему. Конечно, есть подвижки, но все происходит слишком медленно. Это несправедливо, что некоторые люди лишены самых базовых условий, необходимых для нормальной жизни».

A dim room contains a filthy electrical fuse box, a battered old generator, tins of paint and DIY equipment. A man kneels on a piece of cardboard to pray.
Старый генератор в отеле Сахафи. Могадишо, Сомали. Снято на камеру Canon EOS 5D Mark IV с объективом Canon EF 24-70mm f/2.8L II USM и следующими параметрами: 1/15 сек., f/4.0 и ISO 6400. © Паскаль Мэтр

Как вы редактировали фотографии в рамках этого проекта?

«Во время съемок я ничего не редактирую. Я сохраняю все файлы и редактирую их после возвращения. В рамках подобного проекта у меня получается около 20 000 изображений. В итоге я просматриваю все фотографии и выбираю те, что мне понадобятся. Из 20 000 я выбираю около 3000, и это все равно очень много для редактирования. Затем из 3000 я выбираю 500, а потом выбираю около 200 лучших изображений. После этого я конвертирую файлы RAW в формат TIFF, редактирую их, делаю окончательный выбор и располагаю изображения в порядке повествования».

A little boy fills up a bucket of water that is balanced on another child's head.
Жители деревни Алланкпон в Бенине могут выполнять полив даже после наступления темноты благодаря солнечной панели. Снято на камеру Canon EOS 5D Mark IV с объективом Canon EF 100-400mm f/4.5-5.6L IS II USM и следующими параметрами: 1/10 сек., f/5.6 и ISO 12 800. © Паскаль Мэтр

Можете ли вы подсказать людям, как искать, рассказывать и развивать истории?

«Думаю, вам нужно путешествовать, а если вы не путешествуете, то больше читать. Вы должны быть очень любопытны — обращайте внимание на людей, которые живут вокруг, и быть может, они станут героями вашей следующей истории. Затем вам нужно убедить людей в важности истории и обозначить основные моменты».

«Чтобы рассказать историю, не нужна тысяча фотографий. Вам нужно 5–10 сильных изображений, поскольку журналы не станут печатать больше. Вам также понадобится одно главное изображение — оно должно являться основополагающим элементом истории и быть эффектным с точки зрения визуальной составляющей. В эту фотографию вам нужно вложить все силы».

«Цифровые технологии открывают массу творческих возможностей при должном понимании технической стороны — камера воспринимается как продолжение рук и глаз, и с ней вы можете идти туда, куда захотите. Камера — это как дополнительный модуль к вашему телу».

A building is seen at night with children sitting on a low wall, looking at a man teaching them. They are lit by a single solar-powered light.
Эта семья из деревни Гбеканджи, Бенин, за 40 евро купила китайский светильник, работающий на солнечной батарее. С его помощью учительница Рене Жюстен помогает детям повторять материал по вечерам. Снято на камеру Canon EOS 5D Mark IV с объективом Canon EF 24-70mm f/2.8L II USM и следующими параметрами: 1/25 сек., f/2.8 и ISO 8000. © Паскаль Мэтр

Размышляя сейчас об этом проекте, что вы думаете?

«Я счастлив и доволен результатами — я чувствую, что этот проект стал важной частью моей жизни. Реакция людей на выставке проекта по-настоящему удивила меня. Они надолго останавливались, чтобы прочитать всю информацию, и я понял, что многие из них действительно осознали важность проблемы».

«Когда я закончил работу с Французским агентством развития, мы также опубликовали книгу. Президент агентства раздал копии этой книги министрам в Бенине, чтобы сообщить им о масштабах проблемы в их стране. Поэтому я надеюсь, что проделанная мной работа может помочь по-новому взглянуть на эту проблему. Работа фотожурналистов никогда не переворачивала мир с ног на голову, но, возможно, мы помогаем делать его хоть немного лучше».

Автор Emma-Lily Pendleton & David Clark


Оборудование Паскаля Мэтра

Оборудование, которое профессионалы используют для создания фотографий

Photographer Pascal Maitre points his Canon camera at a subject we can’t see. He stands in front of the sea.

Фотокамеры

Canon EOS 5D Mark IV

Эта полнокадровая цифровая зеркальная камера 30,4 МП обеспечивает невероятный уровень детализации даже при высокой контрастности и в условиях слабого освещения. Непрерывная съемка 7 кадров/сек. позволит не упустить важный момент, а видео 4K обеспечит изображение высочайшей четкости, соответствующее стандартам DCI (4096 x 2160).

Объективы

Canon EF 24-70mm f/2.8L II USM

Этот профессиональный стандартный зум-объектив отличается исключительной резкостью изображения и надежной конструкцией, присущей моделям L-серии. Постоянная диафрагма f/2.8 позволяет делать отменные фотографии даже при слабом освещении и легко контролировать глубину резкости.

Canon EF 17-40mm f/4L USM

Этот сверхширокоугольный зум-объектив L-серии, который обеспечивает превосходное качество изображения и располагает быстрой автофокусировкой и постоянной максимальной диафрагмой, отличается компактностью и легкостью и станет идеальным спутником в путешествиях.

Похожие статьи

Смотреть все

Подпишитесь на рассылку

Нажмите здесь, чтобы получать вдохновляющие истории и интересные новости от Canon Europe Pro

Зарегистрируйтесь сейчас