Для начинающих фотографов качественное портфолио играет невероятно важную роль. Оно может помочь вам получить первый оплачиваемый заказ, который откроет двери в мир профессиональной фотографии, а без него может быть сложно найти заказы или более интересные предложения по работе.
Портфолио — это самый важный актив фотографа, который позволяет демонстрировать свои работы и навыки. Однако чтобы заинтересовать занятых редакторов, вам потребуется тщательно продумать свое портфолио и показать его таким образом, чтобы в вашей увлеченности делом не оставалось сомнений. Итак, каким же должно быть портфолио фотографа?
В этой статье советами по созданию портфолио делятся четыре эксперта: фотожурналист и обладатель Пулитцеровской премии Даниэль Эттер, портретный и документальный фотограф Трэвис Ходжес, главный редактор Huck Magazine Андреа Курланд — все они выступали в роли наставников в рамках Программы обучения студентов Canon — а также младший арт-директор и бывшая участница CSDP Сара Костер.
СТУДЕНТЫ
Создание безупречного фотопортфолио
- Выберите работы, лучше всего отражающие ваше видение
- Найдите самую суть истории, чтобы создать нарратив
- Что отличает самые яркие портфолио с фотографиями?
- Сколько фотографий стоит включить в портфолио?
- Цифровой формат и творческий подход
- Не забывайте о ценности печати
- Демонстрируйте творческие навыки с помощью видео
- Не бойтесь просить о помощи
- Налаживайте связи и поддерживайте их
1. Выберите работы, лучше всего отражающие ваше видение
Будь то отправка портфолио по электронной почте или демонстрация своих работ редактору в рамках очной встречи, выбирайте только те изображения, которыми гордитесь, — не стоит включать в него все подряд. «Очень важно продемонстрировать ваш уникальный стиль — чем вы хотите быть знамениты и чем хотите заниматься дальше», — советует Сара.
После первоначального отбора Сара рекомендует посоветоваться с другими студентами или наставниками. «Фотографам бывает трудно принять взвешенное решение, отключив эмоции. Сложно выбирать лучшие фотографии, а не кадры, которые остались у вас в памяти», — поясняет она.
В то же время при подготовке портфолио для определенных целей подстройте его в зависимости от задачи. «Если вы демонстрируете свои работы на конкурсе или гранте, где редакторы видят тысячи фотографий, важно выбрать наиболее выразительную первую фотографию, — говорит Андреа. — Но если вы демонстрируете портфолио редактору в поисках необходимой публикации, вам нужно изменить его, учитывая особенности ситуации. За основу можно взять ваши лучшие изображения, однако в остальном портфолио стоит подправить с учетом того, кому и с какой целью вы показываете его».
2. Найдите самую суть истории, чтобы создать нарратив
«На раскрытие хороших историй обычно уходит много времени и терпения; более того, нужно, чтобы люди забыли о вашем присутствии — чем меньше они помнят о вас, тем лучше получатся изображения», — говорит Даниэль. Он предлагает пример съемки на тему одиночества. «Одиночество может быть связано с грустью, скукой или отчаянием, однако может выражаться и в попытках людей справиться с ним, например когда они впервые приходят на групповые занятия танцами. Попробуйте найти моменты, которые раскрывают яркие черты человека и отражают его историю».
Рассказать историю через фотографии может быть сложнее, чем с помощью текста, однако вам все же потребуется запечатлеть все составляющие. «Вы задаете условия и место действия, затем представляете персонажей, рассказываете суть истории и подводите ее к кульминации, — объясняет Даниэль. — С фотографиями это не всегда возможно, однако все же постарайтесь выстроить связное повествование с помощью изображений».
«Иногда истории тесно связаны с определенным местом, событием или человеком, и вам нужно по-разному подходить к каждой из них, — добавляет он. — Поначалу стоит сосредоточиться на одном человеке и запечатлеть моменты, которые делают его жизнь уникальной». Выразительная история в вашем портфолио поможет привлечь внимание редактора.
Что изучать: фотографию или кинопроизводство?
3. Что отличает самые яркие портфолио с фотографиями?
Трэвис работает с множеством клиентов, включая Time Out, The Big Issue и Cancer Research, поэтому за годы профессиональной деятельности много раз демонстрировал свои портфолио потенциальным заказчикам. «Для меня самые эффектные портфолио — это те, что создаются с определенными намерениями. Когда фотограф знает, о чем хочет рассказать, его изображения и устные описания будут связными и понятными», — говорит он.
Работая наставником CSDP, Даниэль многим студентам рассказывал, что даже самые простые моменты и события могут в итоге превратиться в яркие истории. «У меня был студент из Галисии, Испания, и я приводил в качестве примера его рассказ о небольшой деревеньке, — вспоминает он. — Там не так много всего происходит, но именно это и становится стержнем истории. В столь небольшой деревне можно увидеть тесную связь и взаимодействие между людьми. Это лишь несколько домов на вершине холма, однако если заслужить доверие местных жителей, любое место предстанет перед вами в совершенно иных красках. Нужно выбрать историю, однако если провести в одном месте некоторое время и обращать внимание на происходящее, в историю можно превратить все что угодно».
4. Сколько фотографий стоит включить в портфолио?
Фотоиндустрия все сильнее дробится на поджанры, поэтому не нужно пытаться показать, что вы работаете с абсолютно любым материалом. Просматривая портфолио, Даниэль предпочитает варианты с одной‑двумя яркими историями или проектами, о которых рассказано более подробно. На большем количестве историй сложно сосредоточиться. «Не стоит отвлекать людей огромным количеством изображений. Краткость — сестра таланта, и нужно четко понимать, что именно вы хотите показать», — рекомендует он.
Более масштабные истории — это около 15 изображений, в то время как более краткие сюжеты можно уместить в 7–12 изображений, — отмечает он. — Конечно, если вы в течение нескольких лет работаете над одним проектом, в итоге история может включать и больше изображений, однако не стоит пытаться использовать как можно больше. Даже если вы стремитесь к большему и можете разнообразить портфолио, дополнив его большим числом снимков, стоит быть лаконичнее и выбирать свои лучшие фотографии».
Кроме того, вы можете подготовить несколько вариантов портфолио, как Сара. «У меня есть более краткое портфолио, где я собрала свои лучшие работы, и расширенная версия, которую я создала во время CSDP, — там в начале я демонстрирую два-три проекта, а затем дополняю их подборкой из лучших работ, — рассказывает она. — Портфолио должно быть сбалансированным, чтобы люди хотели увидеть больше ваших работ, но уже могли понимать, что вы за человек и что вас интересует».
5. Цифровой формат и творческий подход
В нашу информационную эру все более популярной становится отправка портфолио по электронной почте. У Сары подготовлены PDF-версии портфолио, которые можно легко отправить или продемонстрировать потенциальным заказчикам; формат PDF дает ей возможность свободно управлять содержимым. Цифровое портфолио дает вам уникальное преимущество: возможность выбрать желаемую компоновку работ в любой момент времени. «Важно экспериментировать с изображениями и пытаться продемонстрировать их наиболее привлекательным образом», — говорит Сара.
Однако не стоит усложнять, ведь если слишком увлечься выбором макетов, можно забыть о том, для чего вы затеяли это занятие. «Поначалу велик соблазн включить в портфолио как можно больше всего, например использовать необычные шрифты или добавить по несколько фотографий на каждую страницу, — говорит она. — Однако стоит придерживаться принципов минимализма и быть лаконичнее. Компоновка и фотографии должны дополнять друг друга и делать портфолио более эффектным, а не перегруженным».
6. Не забывайте о ценности печати
В начале карьеры это станет значительным вложением средств, однако печатная версия портфолио позволит продемонстрировать ваши работы во всей красе. Простой в использовании принтер Canon PIXMA PRO-200 предлагает высокое качество цветной и монохромной печати, в то время как настольный принтер формата A2 Canon imagePROGRAF PRO-1000 предлагает передовую 12-цветную систему чернил для результатов исключительного качества.
Во время работы над итоговым проектом в университете Сара подготовила фотокнигу и сама занялась ее изданием. «Фотокнига или другая подобная продукция также могут выступить в качестве портфолио и станут отличным дополнением к вашему архиву работ, — говорит она. — Я выиграла золотую награду от Клуба арт-директоров Германии, что помогло представить мои работы совету жюри, включая и креативного директора».
Сара также начала печатать открытки на разные темы, предлагая покупателям яркие изображения и краткую сводку с историей. «Если мне предстоит встреча с редактором или кем-то еще, я пишу небольшой текст на задней стороне открытки, — говорит она. — Я знаю, что некоторым редакторам нравится выставлять такие вещи в своем офисе». Такой нюанс поможет большему числу людей узнать о ваших работах, что по сути в некотором роде является видом рекламы.
Лучшее оборудование Canon для студентов-фотографов и видеографов
7. Демонстрируйте творческие навыки с помощью видео
Сара сосредоточена на создании фотографий, однако на ее веб-сайте также доступен небольшой раздел, посвященный видео. «Показав, что наряду с фотосъемкой вы также занимаетесь и видеографией, вы получите преимущество перед конкурентами, — говорит она. — Таким образом клиенты могут на живом примере понять, как я вижу мир и какую съемку предпочитаю. Кроме того, это позволит клиенту в том числе нанять вас для создания как фото, так и видео, а не работать с двумя разными специалистами. Это может стать вашим преимуществом, однако помните, что это вовсе не обязательно, чтобы стать успешным фотографом»
Даниэль согласен с ней, но подчеркивает, что предлагать видео стоит, только если вы уверены в своих навыках и возможностях.
8. Не бойтесь просить о помощи
У других людей можно многому научиться. Будь то ваши коллеги или наставники, у каждого из них будет свой взгляд на ваши работы. Участие в программе, как Сара с CSDP, будет для вас особенно полезным опытом в том, что касается профессионального роста. «Мне действительно помогло общение с профессиональными фотографами, — говорит она. — С их помощью я смогла собрать свои работы воедино и подготовить портфолио, а также научилась представлять их редакторам, подчеркивая свои уникальные особенности и добавляя сведения, помогающие им определиться с выбором».
Трэвис говорит: «Попросите совета у людей, мнению которых вы доверяете. Проводите пробные портфолио-ревью и таким образом оттачивайте навыки построения историй и презентации. Но помните, что у каждого будет свое мнение относительно ваших работ, поэтому стоит заручиться советом сразу нескольких людей, чтобы получить достоверный и честный отклик».
9. Налаживайте связи и поддерживайте их
Портфолио — это маркетинговый инструмент, который помогает выстраивать профессиональные связи. Дайте экспертам почтовую или визитную карточку, чтобы они могли найти вас позже, и чуть позже отправьте им электронное письмо. «Эта встреча — начало ваших отношений, — говорит Андреа. — Будьте коммуникабельны и регулярно напоминайте о себе».
Также важно не опускать руки, если вы получите отказ. Редактор может не быть заинтересован в конкретной истории, которую вы предлагаете прямо сейчас, однако это не значит, что к вам не обратятся в будущем. «Не приходите на каждую встречу разочарованным, потому что ваши старания не приносят мгновенных результатов, — говорит Андреа. — Эксперт может обратиться к вам спустя годы и сказать, что у него есть задание, которое идеально вам подходит».
Однако не стоит распыляться сразу на много проектов в разных жанрах. Даниэль советует следующее. «Попробуйте понять, что это за человек, что он хочет увидеть и что вы можете ему предложить. А затем, когда будете готовы, свяжитесь с ним. Подождите, пока у вас не появится подходящее предложение».
С учетом этих советов вы сможете подготовить портфолио более высокого уровня. Будьте уверены в своих силах и увлечены своим делом. Трэвис добавляет: «Подготовьтесь к вопросу "Над чем вы работаете прямо сейчас?"»
Related articles
-
ПЕЧАТЬ
Создавайте достойные наград печатные фотографии
Конкурсы печати помогут вам создавать более качественные фотографии. Повысьте свои шансы на победу с советами от наших двух экспертов.
-
СТУДЕНТЫ
Как отправлять проекты фоторедакторам
Отраслевые эксперты рассказывают о том, как грамотно составить проект для отправки фоторедактору, чтобы выделиться среди коллег и получить коммерческий заказ.
-
ВИДЕО
Как создать эффектное видео-портфолио
Создательница фильмов о дикой природе Рокси Фурман делится советами по продвижению с помощью выразительного портфолио в видеоформате.
-
СТУДЕНТЫ
Мишель Спатари: из студентов в профессиональные фотографы
Фотожурналист Мишель Спатари рассказывает о Программе обучения студентов Canon и о том, как она дала толчок его карьере.