ПОРТРЕТ

Советы по портретной фотосъемке: изучение искусства фотографии и культуры

Портретный фотограф Хорст Фридрикс делится своим профессиональным опытом во время двухдневного семинара с недавней выпускницей Эммой Бентли.
Два улыбающихся человека сидят за столом, на котором лежит камера Canon EOS R6. На кирпичной стене за их спинами весит несколько напечатанных черно-белых фотографий в рамках.

Когда выпускница университета Эмма Бентли (слева) присоединилась к профессиональному фотографу Хорсту Фридриксу (справа) для участия в двухдневном семинаре по фотографии, она узнала, что искусство создания портретов заключается не только в студийной съемке в погоне за заказами от крупных брендов или богатых и знаменитых личностей. А также, что этот вид съемки не является недоступным форматом для начинающих студентов-фотографов. У портретной фотосъемки есть еще и другая сторона, которая является не менее ценной и важной — документирование образов широкой публики. Будь то музыкальные субкультуры, футбольные фанаты или продавцы на рынке — все становятся отличными моделями, а мир становится вашей студией. © Хорст Фридрикс

Портретная фотография — это сложное сочетание подготовки, технического мастерства и навыков работы с людьми. И профессиональный портретный фотограф Хорст Фридрикс подтверждает, что эта работа преследует не только творческие задачи, но и служит для важной исторической цели — документирования персонажей, формирующих историю человечества, — поэтому ее необходимо выполнять качественно.

Тем не менее, не стоит списывать со счетов студентов и начинающих фотографов, у которых еще нет своей студии или аксессуаров для освещения. Когда на выходных Хорст обучал выпускницу Эмму Бентли, весь мир стал их студией, а прохожие — моделями. Здесь мы узнаем подробнее об их семинаре, а также получим советы по профессиональной портретной съемке.

Черно-белый портрет пожилого человека в кожаной куртке.

Хорст всюду следовал за британской рокерской тусовкой для проекта 21st Century Rockers (рокеры 21 века), фотографируя ее участников на автостоянках, в пабах и кафе, на танцах и у бильярдной. «Будучи фотографом, вы можете сделать снимок, урвать его и просто исчезнуть, — объясняет он. — Я всегда отправляю электронное сообщение с благодарностью — дело в уважении». Снято на камеру Canon EOS-1Ds Mark II (в продаже доступно новое поколение: Canon EOS-1D X Mark III) с объективом Canon EF 50mm f/1.2L USM и следующими параметрами: 1/80 сек., f/5.6 и ISO 320. © Хорст Фридрикс

Женщина с длинными рыжими кудрявыми волосами стоит на оживленной лондонской улице, держа камеру Canon в поднятых руках.

Хорст запечатлел этот портрет Эммы во время работы, когда они вместе бродили по улицам Лондона, Великобритания. «Съемки на улицах Камдена оказались действительно интересными благодаря всем представленным культурам и уникальным объектам, — признается Эмма. — Сначала толпа немного пугала меня, однако Хорст помог мне почувствовать себя комфортно и вселил уверенность в своих силах, пока мы шли и обсуждали нюансы уличной фотографии». © Хорст Фридрикс

Основы портретной фотографии

Хорст уже долгое время работает на крупные издания, включая National Geographic, The New York Times и The Independent, а также создавал портреты практически для всех мировых звезд — от Робби Уильямса, Питера Гэбриела и Тони Блэра до Билла Гейтса и Стивена Хокинга. И хотя он стал известен благодаря работе над коммерческими заказами, именно его долгосрочные проекты по созданию книги, в которой запечатлены представители субкультур и архитектурные объекты, являются его настоящей страстью. От суфиев в Пакистане до модов и рокеров в британском андеграунде — живущий в Лондоне Хорст посвятил десятилетия изучению различных сцен и культур, а также созданию фотографий связанных с ними персонажей.

Во время семинара Эмма узнала об основах портретной фотографии. За два дня Хорст объяснил, как правильно обращаться с камерой, настраивать экспозицию и выстраивать композицию кадра, прежде чем перейти к более сложной части — работе с людьми для создания портретов. Во время семинара Эмма использовала камеру Canon EOS R6 с объективом Canon RF 14-35mm F4L IS USM, которые смогли впечатлить Хорста.

«Камера небольшая и легкая — она отличается удобным хватом. Тактильные ощущения очень важны, если камеру неприятно держать в руках, то мне с ней будет сложно, — признается он. — А иногда камера выглядит как оружие и может напугать других людей. Камера EOS R6 выглядит приятно и отличается винтажным стилем».

Эмма участвовала в совместном проекте Canon и The Drum, Class of 2021. Она специализируется на художественном оформлении и создании творческих стратегий для рекламных компаний, а также выиграла участие в двухдневном семинаре Хорста в рамках этой программы.

Специалист в белых перчатках очищает датчик изображения камеры Canon.

Есть ли у вас оборудование Canon?

Зарегистрируйте свое оборудование и получите доступ к бесплатным консультациям экспертов, обслуживанию оборудования, интересным мероприятиям и специальным предложениям — участвуйте в программе Canon Professional Services.
Крупный план двух дозаторов напитков с яркой красной и синей жидкостями внутри. Оба дозатора оснащены ручками с надписью «ТЯНИ».

Хорст объяснил Эмме, что отражение сущности субкультуры в фотографии заключается не только в создании фотографий персонажей и деталей тех мест, в которых собираются ее представители, но и в создании портретов. Снято на камеру Canon EOS R6 с объективом Canon RF 14-35mm F4L IS USM и следующими параметрами: 34 мм, 1/100 сек., f/4.5 и ISO 100. © Эмма Бентли

Цветочная композиция рядом с дверным проемом.

Эмма признается, что ей очень повезло узнать от Хорста о том, что можно делать и чего делать нельзя во время съемки представителей субкультур. «Камера может мешать естественному ходу вещей, поэтому важно знать, как себя вести», — утверждает она. Снято на камеру Canon EOS R6 с объективом Canon RF 14-35mm F4L IS USM и следующими параметрами: 23 мм, 1/60 сек., f/4.5 и ISO 10 000. © Эмма Бентли

В первый день оба фотографа изучали пейзажную съемку, уличную и портретную фотографию в парке в Лондоне. Для Эммы самым главным уроком стало наблюдение за тем, как Хорст находит подход к людям, а также осознание важности чувства юмора и энергичности при взаимодействии с ними. Хорст сразу же отметил, что у Эммы зоркий глаз на необычные ракурсы и подходы к съемке. «У нее есть необходимое чутье, — утверждает он. — Как только она освоила основы экспозиции, она стала вполне уверенно выбирать композицию кадра».

На второй день они сначала снимали уличные фотографии в Камдене, Лондон, прежде чем отправились к концертной площадке, на которой весь день звучала музыка в стиле ска. Это стало по-настоящему уникальным опытом фотосъемки, во время которой Эмма погрузилась в самое сердце настоящей субкультуры, узнала, как работают опытные профессионалы, и попробовала самостоятельно создать несколько снимков.

В таких условиях Canon EOS R6 и Canon RF 14-35mm F4L IS USM проявили себя с лучшей стороны. Благодаря компактности и минималистичности EOS R6 отлично подошла для съемок Хорста и Эмми, позволяя им создавать фотографии в достаточно тесной обстановке в условиях очень слабого освещения. «Настоящим открытием для меня стала чувствительность камеры и объектива. Возможность ведения съемки в такой темноте поражает воображение, — восхищается Хорст. — Обычно я не использую зум-объективы, однако этот объектив оказался очень быстрым и четким — мне он очень понравился».

Черно-белый портрет сидящего человека, прислонившегося к стволу большого дерева.

В рамках процесса обучения Хорст отвел Эмму в лондонский парк. «Во время фотосъемки в парке я училась находить яркие композиции и привыкала к камере, — объясняет она. — Это помогло мне увереннее обращаться с камерой и отточить технические навыки». Снято на камеру Canon EOS R6 с объективом Canon RF 14-35mm F4L IS USM и следующими параметрами: 35 мм, 1/80 сек., f/22 и ISO 3200. © Эмма Бентли

Взгляд студента: советы по портретной фотографии от Эммы

1. Выберите правильный подход

«Хорст ведет себя максимально естественно, — отмечает Эмма, вспоминая то, как Хорст взаимодействует со своими моделями. — Даже в самых простых вещах, например в том, как спокойно он подходит к людям и представляется. Все, с кем мы встречались, были очень дружелюбными и готовыми к диалогу, и это помогало людям легче соглашаться на фотосъемку. Просто будьте собой, выражайте свою заинтересованность в той культуре, которую хотите запечатлеть».

2. Снимайте крупным планом

Объектив Canon RF 14-35mm F4L IS USM позволяет создавать красивое мягкое боке, обеспечивая невероятную четкость каждого кадра при съемке с открытой диафрагмой. Его эффективный диапазон фокусных расстояний позволяет создавать кадры с большим зумом, к созданию которых Эмма призывает всех начинающих портретных фотографов: «Используйте приближение! У вас появляется возможность запечатлеть столько мелких деталей, когда вы используете оптимальное сочетание хорошей камеры и объектива, поэтому не стесняйтесь оказаться в гуще событий», — советует она.

3. Знайте, когда лучше остановиться

«Очень важно правильно оценивать атмосферу. Один парень согласился, чтобы его сфотографировали на танцполе, но потом начал вести себя довольно грубо, — вспоминает Эмма. — Я наблюдала за тем, как Хорст пытается создать снимок, но достаточно быстро он отказался от этой идеи. Он объяснил, что иногда приходится остановиться и двигаться дальше, чтобы не разрушить волшебную атмосферу».

Мужчина в синей куртке сидит в красной спортивной машине на дороге, усыпанной листвой.

Говоря простым языком, Хорст утверждает, что важно помнить о необходимости пытаться сделать процесс фотосъемки приятным. «Я помогаю людям чувствовать себя комфортно с камерой. Я даю им время, позволяю почувствовать свою значимость», — объясняет он. Этот портрет входит в книгу Хорста SPEED — создававшуюся на протяжении двадцати лет оду, посвященную британским субкультурам, включая модов, рокеров, велосипедистов, мотоциклистов и любителей винтажных машин, которую Хорст создавал в тесном сотрудничестве с Canon. Снято на камеру Canon EOS 5D Mark III (в продаже доступно новое поколение: Canon EOS 5D Mark IV) с объективом Canon EF 85mm f/1.4L IS USM и следующими параметрами: 1/320 сек., f/2 и ISO 320. © Хорст Фридрикс

Взгляд профессионала: советы по портретной фотографии от Хорста

1. Будьте готовы ко всему

«Необходимо готовиться заранее, поскольку иногда вам может выпасть только один шанс. Прежде чем отправиться на съемку, необходимо почитать о том человеке, коллективе или движении, которых вы собираетесь задокументировать, — объясняет Хорст, опираясь на свой опыт выполнения издательских проектов. — Возможно среди этих людей распространены антиноменклатурные настроения и они захотят узнать подробности о том, для кого вы выполняете заказ или о чем конкретно ваш проект. Возможно, вам захочется посмотреть на работы других людей по той же теме и найти свежие идеи».

Хорст также советует проводить разведку местности до начала съемки, чтобы вам ничего не могло помешать. «Где можно припарковаться? Где расположены розетки? Кто наносит с макияж? Кто занимается прическами? Хороший портретный фотограф знает ответы на все эти вопросы еще до того, как появляется на месте съемки».

Девушка держит печатные открытки формата A5 со своей биографической сводкой и примерами работ. За ней можно увидеть кирпичную стену с черно-белыми печатными версиями фотографий.

Class of 2021: новая страница любви студентов к печати

Узнайте, как персонализированный набор печатных открыток помог выпускнице университета Эмме Бентли, которая начинает свой путь профессионала.

2. Используйте свет…

«Необходимо обдумать вопрос освещения. Если у вас есть доступ к месту съемки, стоит найти кого-то, кто поможет вам со светом, чтобы вы понимали, как свет будет падать на объект съемки», — советует Хорст.

Хорст, описывающий себя как охотника за светом, утверждает, что секрет создания идеального кадра иногда заключается в размещении объекта съемки в источнике света или рядом с ним. «Этот прием может превратить достаточно непримечательный репортаж в невероятно красивые портреты». Также иногда может потребоваться ваше вмешательство, а в другой ситуации это вмешательство нарушит магию происходящего. Если вы провели исследование (или хотя бы наблюдали за человеком достаточно долго), тогда можете довериться своему чутью и принять решение.

3. …или меняйте освещение

Естественный или постоянный свет — это хороший вариант для съемки, поскольку он позволяет настраивать экспозицию в режиме реального времени с помощью электронного видоискателя камеры Canon EOS R6, однако Хорст также советует портретным фотографам использовать творческий подход и применять дополнительные материалы для работы со светом при необходимости — будь то профессиональные модификаторы света или их самодельные аналоги.

«Можно взять с собой копировальную бумагу или даже кухонную фольгу — что угодно, что поможет вам усилить или рассеять свет — просто положите это в свою сумку», — советует он.

4. Думайте на перспективу

По словам Хорста, необходимо всегда думать на перспективу, если только вы не отправляетесь на работу над коммерческим проектом, для которого важна высокая скорость выполнения заказа. «Я всегда повторяю это студентам и начинающим профессионалам. Необходимо придумать долгосрочный проект. У меня были проекты, над которыми я работал 12 лет, однако таким проектом может стать и проект на 12 месяцев — просто думайте на перспективу. Нечто такое, что в итоге может быть отмечено наградой или лечь в основу книги».

«Насчет отдельных изображений… даже не знаю. Вы можете создавать их и, например, набрать 120 000 подписчиков в Instagram, но подобное не вызывает у меня зависти. Мне кажется, что такой подход очень похож на модное веяние, которое пройдет со временем. Гораздо большего можно достичь, если прислушиваться к себе, к тому, чем вы хотите заниматься, и превратить это занятие в свой проект».

Jack Fittes

Похожие статьи

Подпишитесь на рассылку

Нажмите здесь, чтобы получать вдохновляющие истории и интересные новости от Canon Europe Pro