СТАТЬЯ

Redline Challenge: советы по фотосъемке при слабом освещении от профессионалов

Четыре амбассадора Canon объясняют, почему съемка при слабом освещении в любом жанре — это идеальная возможность для расширения творческих горизонтов.
Двое людей отдыхают на кушетке, накрытой оранжевым покрывалом. Растение отбрасывает выразительные тени на желтые стены.

На этом снимке, созданном в условиях слабого освещения, с изображением ливанской пары, отдыхающей в спальне в Фурн-эль-Чеббаке, Бейрут, амбассадору Canon и фотожурналисту Алин Дешам удалось найти идеальный баланс между имеющимися источниками света — свечами и вспышкой мобильного телефона — для создания неповторимой атмосферы. Снято на камеру Canon EOS 5D Mark IV с объективом Canon EF 24-70mm f/2.8L II USM и следующими параметрами: 24 мм, 1/15 сек., f/3.2 и ISO 2500. © Алин Дешам

Вести съемку при слабом освещении не так-то просто, и это утверждение верно как для профессиональных фотографов, так и для любителей. Во время работы профессионалам приходится соответствовать высоким ожиданиям — есть освещение или оно отсутствует — в любом случае необходимо обеспечить результат высокого качества, чтобы клиенты остались довольны. При отсутствии света стираются различия в ведении съемки пронзительных фоторепортажей для The New York Times, создании пейзажных фотографий в зимней Лапландии или фэшн-снимков в относительно более комфортных студийных условиях. Профессиональные фотографы должны уметь преодолевать любые трудности, связанные с освещением.

Как же они справляются? Что они могли бы посоветовать фотографам, желающим принять участие в конкурсе Redline Challenge, который предлагает фотографам по всему миру расширить творческие границы и преодолеть технические ограничения благодаря изучению связи между светом и тенью? Мы поговорили с четырьмя амбассадорами Canon, работающими в разных жанрах, и попросили их рассказать о работе в самых сложных условиях освещения. Двое из них — всемирно известные документальные фотографы — Алин Дешам, проживающая в Ливане, и Тасним Альсултан из Саудовской Аравии, а двое других — это удостоенная наград Элишка Скай, представительница художественной и фэшн-фотографии, проживающая в Лондоне, Великобритания, а также Вальтери Хирвонен из Финляндии, занимающийся созданием фотографий дикой природы. Каждый из профессионалов поделился своими советами по работе со «светом в темноте», продемонстрировав, как фотографы любых жанров могут преодолеть сложности съемки при слабом освещении.

Еще больше советов и подсказок вы найдете в видео от амбассадоров Canon в плейлисте «Redline Challenge» на YouTube.

Женщина в черном бадлоне смотрит в объектив камеры, свет падает на нее сбоку, а за ее спиной деревья с густой кроной отбрасывают тени на стену.

Благодаря внешнему источнику искусственного света и теням Алин Дешам удалось создать выразительный и притягивающий взгляд портрет девушки. Снято на камеру Canon EOS 5D Mark IV с объективом Canon EF 50mm f/1.2L USM и следующими параметрами: 1/320 сек., f/7.1 и ISO 125. © Алин Дешам

Алин Дешам: используйте окружение для создания атмосферы

Создание документальных портретов в условиях слабого освещения — чаще всего в помещениях — может быть очень сложной задачей, особенно когда важно сохранить аутентичность. Отсутствие выбора заставляет находить нестандартные способы решения проблемы и максимально использовать возможности окружения. Французско-тайский документальный фотограф Алин Дешам сейчас живет в Бейруте. Ее работы посвящены проблеме определения идентичности, гендерным вопросам и проблемам миграции. Она часто ведет съемку в домах разных людей в условиях ограниченного или очень слабого освещения, что заставляет ее более творчески подходить к использованию окружающей обстановки для создания той атмосферы, которую обычно обеспечивает правильное освещение.

«Когда я занимаюсь съемками беженцев или мигрантов, которые работают в качестве домашнего обслуживающего персонала, в их собственных домах, там часто бывает мало окон или других источников внешнего света, — рассказывает она. — Иногда во всем помещении есть лишь одна лампочка, свисающая с потолка, но при таком освещении фотографии получались бы слишком плоскими. Я всегда стараюсь смотреть на такие ситуации не как на проблему, а как на игру, в которой нужно создать недостающую атмосферу. Первым делом я выключаю потолочное освещение и приступаю к поиску других вариантов, которые там есть и которые можно использовать. Варианты могут быть абсолютно разными. Например, если рядом с человеком есть окно, даже если оно темное, с его тусклым светом можно экспериментировать. Также подходят настольные лампы, свечи и другие источники света».

«Рассматривайте окружение, которое является частью привычной обстановки модели. Думайте о том, как его можно использовать и экспериментируйте. Если у вас есть два или три источника света, изображение получится более живым».

«Для документальной съемки очень важно не добавлять в кадр ничего, что не относилось бы к объекту съемки, однако создание тени или направление света на растение, которое отбросит тень на объект съемки, создает особую атмосферу, что только приветствуется».

Логотип Canon Redline Challenge.

Примите вызов Redline Challenge

Сможете ли вы преодолеть границы возможного? Участвуйте в Redline Challenge и отточите навык съемки в темноте, чтобы получить возможность выиграть новейшее оборудование Canon и совместную работу над проектом с Лоренцом Холдером.
Размытый свет фар виден по центру мокрой сумрачной дороги, окруженной высокими деревьями.

Фотограф дикой природы Вальтери Хирвонен создал эту фотографию в национальном парке Йосемити одним «дождливым и очень пасмурным днем». Он подгадал момент съемки так, чтобы в кадр попал свет фар проезжающего автомобиля, который добавил теплые тона в изображение, сделав его менее однотонным. Снято на камеру Canon EOS 5D Mark III (в продаже доступно новое поколение: Canon EOS 5D Mark IV) с объективом Canon EF 24-70mm f/2.8L II USM и следующими параметрами: 35 мм, 1/50 сек., f/2.8 и ISO 400. © Вальтери Хирвонен

Фотография желтой палатки, освещенной белым светом и установленной перед подсвеченными красным булыжниками, внутри которой тепло одетый мужчина лежит лицом к выходу.

Во время создания этого автопортрета в национальном парке Джошуа-Три, Калифорния, мимо палатки Вальтери проехала машина. Красный свет стоп-сигналов автомобиля случайно добавил фотографии сюрреалистичный эффект. Снято на камеру Canon EOS 5D Mark III с объективом Canon EF 24-70mm f/2.8L II USM и следующими параметрами: 24 мм, 15 сек., f/4 и ISO 1600. © Вальтери Хирвонен

Вальтери Хирвонен: экспериментируйте с источниками света

Фотограф дикой природы Вальтери Хирвонен также знаком со съемками в невероятно сложных условиях. Он часто работает в горах или в Арктике за тысячи километров от цивилизации при температуре ниже -30 °C. Как и Алин, он советует использовать любые доступные источники света, а также использовать несколько источников света для создания различных эффектов в условиях слабого освещения. «Я экспериментировал с освещением некоторых кадров с помощью мобильного телефона, — говорит он. — Какой бы свет, тон или цвет ни приходил мне на ум. Фильтры позволяют проявить творческий подход при выборе температуры света. Если при съемке вы используете светодиодное или традиционное галогенное освещение, то их можно использовать по-разному. Когда я отправляюсь на съемки, я обычно беру с собой три или четыре разных источника света и выбираю, какой образ хочу создать уже на месте».

«Также я часто с собой беру вспышки Speedlite, поскольку они создают совершенно иную атмосферу, если сравнивать с другими источниками света. Для вспышек Canon у меня есть пульт радиоуправления, так что я могу просто разместить их где-нибудь или оставить как есть, и управлять ими из любой точки кадра. Эти различные приемы можно смешивать как угодно и использовать в одном кадре».

Используйте широкоугольные объективы для ночной съемки

При работе в условиях дикой природы и в ночное время Вальтери ничего не оставляет без внимания. Он советует тщательно продумывать создание каждого снимка и подбирать подходящее оборудование заранее. В частности, он рекомендует использовать широкоугольные объективы. «Обычно приступать к ночным съемкам лучше с помощью широкоугольных объективов, поскольку он облегчают фокусировку, а дополнительное пространство в кадре позволяет использовать больше ориентиров в темноте, — объясняет он. — Это позволяет корректировать композицию кадра, пока она не станет идеальной. Причем не обязательно использовать светосильный объектив — диафрагмы f/4 или f/2.8 будет достаточно. Мои объективы Canon EF 16-35mm f/2.8L USM [в продаже доступно новое поколение Canon EF 16-35mm f/2.8L III USM] и EF 24-70mm f/2.8L II USM обеспечивают нужное мне фокусное расстояние».

«Когда я только начинал снимать, еще не существовало электронных видоискателей, поэтому мне казалось, что в условиях слабого света они не смогут хорошо себя проявить, однако для ночной съемки я использовал камеру Canon EOS R5 и электронный видоискатель превзошел мои ожидания. Он смог уловить в кадре даже тот свет, который я не мог увидеть невооруженным глазом. Разумеется, можно также использовать и задний экран камеры, если вам это нравится — изображение останется тем же. Для выбора сцены кадра у меня есть налобный фонарик, но для выстраивания композиции и определения границ кадра современные электронные видоискатели просто незаменимы».

Сноубордист завис в воздухе среди тумана на фоне мистического света, исходящего из-за вершины холма.

Redline Challenge: советы и рекомендации по съемке света в темноте

Профессиональный экшн-фотограф Лоренц Холдер рассказывает секрет создания идеальных экспозиций при съемке со вспышкой на закате и в ночное время.
Портрет мужчины с обнаженной грудью, на голове которого украшение из красной проволоки и прозрачных линз. На его лице линии красного света.

Эта фотография, созданная амбассадором Canon и визуальным художником Элишкой Скай, из проекта «Пиксельное будущее», на создание которого Элишку вдохновили цифровые образы людей в сети, их альтер-эго и аватарки. Элишка использовала длительную выдержку со вспышкой и «нарисовала» некоторые элементы на фотографии с помощью цветного лазера. Снято на камеру Canon EOS 5D Mark II (в продаже доступно новое поколение: Canon EOS 5D Mark IV) с объективом Canon EF 50mm f/2.5 Compact Macro и следующими параметрами: 2,5 сек., f/25 и ISO 320. © Элишка Скай

Женщина, половина волос которой окрашена в темный цвет, а другая в светлый, держит руки прямо под подбородком. Ее скрученные волосы поднимаются над головой, а раскрывшийся цветок прикрывает рот. Лучи красного света очерчивают линию по центру ее волос и тела.

Фотография, созданная Элишкой для проекта «Хочу быть любим(ой) даже во время пандемии» (I want to be loved *even in the pandemic) для журнала Dolce Vita. Все эффекты были созданы камерой с помощью длительной выдержки со вспышкой и лазера. Снято на камеру Canon EOS 5D Mark IV с объективом Canon EF 100mm f/2.8L Macro IS USM и следующими параметрами: 2,5 сек., f/14 и ISO 125. © Элишка Скай

Элишка Скай: экспериментируйте со светографикой

Визуальный художник Элишка Скай создает невероятно стильные, яркие и зачастую сюрреалистичные фотографии, в которых часто прослеживается скрытый посыл. Самым сложным при съемке в студии в условиях слабого освещения для Элишки является управление тем, как тени должны падать на объект съемки. «Мне нравится воссоздавать условия слабого освещения в студии, — признается она. — Обычно я использую вспышку и лампу моделирующего света так, что кадр получается достаточно темным, чтобы я точно видела, на что упадет свет».

«Если же я работаю со вспышкой и длительной выдержкой, рисуя светом или лазером, то я предпочитаю полную темноту. Во время таких съемок, требующих максимального контроля, мне совершенно не хочется, чтобы естественный дневной свет попадал в кадр при длительной выдержке».

В таких условиях не только тщательное продумывание теней, но и точная фокусировка становится сложной задачей для Элишки. «Естественно, фокусировку необходимо выполнять с самого начала, поэтому отличным решением будет пригласить помощника или друга с фонариком или мобильным телефоном, — рассказывает она.

— Почти во всех случаях я использую ручную настройку, особенно во время студийных съемок, а раз я снимаю в темноте, то обычно мне хватает выдержки длиной две с половиной или три секунды для создания желаемой светографики».

Жених целует лицо невесты, идеальное отражение пары видно в зеркале в левой части изображения.

Фотожурналист Тасним Альсултан сфотографировала эту пару в день свадьбы на острове Амвадж, Бахрейн. С помощью отражения в большом настенном зеркале ей удалось создать необычный портрет. Снято на камеру Canon EOS 5DS R с объективом Canon EF 35mm f/1.4L IS USM (в продаже доступно новое поколение: Canon EF 35mm f/1.4L IS II USM) и следующими параметрами: 1/3200 сек., f/5.6 и ISO 5000. © Тасним Альсултан

Тасним Альсултан: сделайте темноту своим преимуществом

Тасним Альсултан любит работать при слабом освещении, независимо от того, посвящен ее проект гендерным и социальным вопросам стран Ближнего Востока, или же она занята созданием свадебных фотографий во время перерыва между проектами. «Это позволяет мне оставаться в форме, поддерживает мое творческое начало, — объясняет она. — Я всегда ищу различные способы использования композиции и освещения, но стараюсь делать это так, чтобы невесте не казалось, будто ее фотографируют в однотипных и похожих локациях. Приходится проявлять творческий подход при создании фотографий различных моментов, чтобы удержать внимание зрителей».

Тасним советует изменить свое отношение к темноте и использовать ее как техническое преимущество, позволяющее полностью проявить творческие и технические возможности в кадре. «При слабом освещении приходится использовать максимальную мощность внешних вспышек камеры, свет которых гораздо ярче естественного освещения. Преимущество заключается в том, что это позволяет привлечь внимание зрителя к нужному объекту, просто направив на него свет. В тоже время этот прием позволяет отвлечь внимание от лишних объектов, которые можно затемнить, спрятав в тень. Таким образом, вы найдете применение темноте, а благодаря ее сочетанию со светом вспышки сможете создать театральный, яркий и невероятно красивый образ».

Силуэты жениха и невесты, стоящих под темным плетеным навесом на фоне заходящего солнца.

Тасним Альсултан создала эту фотографию пары в нежных лучах закатного солнца прибрежного курорта в Саудовской Аравии, используя контраст c кажущимся на первый взгляд неуместным узором плетеного навеса. Снято на камеру Canon EOS 5D Mark III с объективом Canon EF 24mm f/1.4L II USM и следующими параметрами: 1/1250 сек., f/4 и ISO 320. © Тасним Альсултан

Не бойтесь снимать с открытой диафрагмой

«Во время работы над документальными проектами, когда важно рассказать о реальных историях, я отказываюсь от использования вспышки, — рассказывает Тасним. — Если я веду фотосъемку для National Geographic или The New York Times, у меня не возникает желания экспериментировать с фотографиями — кадры не должны быть постановочными, все должно выглядеть естественно. Однако это не мешает проявлять творческий подход к использованию темноты, как и при работе со вспышкой. Я нахожу применение слабому освещению на улицах, в окрестностях и даже внутри помещений. При съемке людей с помощью камеры Canon EOS 5D Mark IV или EOS 5DS R я задаю значение выдержки не ниже 1/80 сек., а также использую широкую диафрагму со значением около f/1.2 или f/1.4. Эти параметры позволяют пропустить достаточное количество света в камеру для правильной экспозиции, а также отделить объект съемки от темного фона. Если в кадре больше одного человека, я использую значение диафрагмы до f/3.5, полностью полагаясь на производительность камеры EOS 5D Mark IV в условиях слабого освещения и ее способность делать такие кадры максимально естественными.

«Я советую использовать фикс-объективы, поскольку обычно у них самая широкая максимальная диафрагма. Лично я использую объективы Canon EF 24mm f/1.4L II USM и EF 35mm f/1.4L II USM, поскольку их широкая диафрагма позволяет создавать фотографии в условиях естественного, чарующего слабого освещения здесь, в Саудовской Аравии. Для портретной съемки я также использую Canon EF 85mm f/1.2L II USM, и даже объектив EF 50mm f/1.2L USM справляется со своей задачей просто отлично, но это мое секретное оружие против слабого освещения».

Kevin Carter

Статьи по теме

  • СТАТЬЯ

    Пейзажи с адреналином

    Узнайте, как амбассадор Canon и наставник конкурса Redline Challenge Лоренц Холдер объединяет пейзажи и активные виды спорта для создания ярких и оригинальных изображений.

  • СТАТЬЯ

    На темной стороне: фотосъемка при слабом освещении

    Вальтери Хирвонен выработал особый стиль съемки, работая в родной Финляндии долгими темными зимами. В этой статье он делится советами по съемке в условиях нехватки света.

  • СТАТЬЯ

    Redline Challenge: осваиваем свет в темноте

    Экшн-фотограф Лоренц Холдер обсуждает тонкости первого конкурса Redline Challenge и делится рекомендациями по выполнению конкурсного задания.

  • СТАТЬЯ

    Пять советов по съемке в условиях слабого освещения от Паскаля Мэтра

    Амбассадор Canon Паскаль Мэтр использовал очень высокие значения ISO во время съемок повседневной жизни в деревнях без электричества. И вот чему он научился.

  • Подпишитесь на рассылку

    Нажмите здесь, чтобы получать вдохновляющие истории и интересные новости от Canon Europe Pro