ЕДА

Макросъемка, движение и художественное несовершенство: пять тенденций в сфере фотосъемки еды

Сид Али, лондонский фотограф еды и напитков, рассказывает о создании ярких и современных изображений, которые обязательно пробудят аппетит у зрителей.
Три стакана с газированным клюквенным напитком и льдом.

На этом изображении, созданном фуд-фотографом Сидом Али, три стакана с клюквенным напитком одновременно испускают пузырьки газа. Однако все это иллюзия. «Такой эффект был бы возможен только при наличии нескольких ассистентов, которые бы одновременно наливали напитки в стаканы, — говорит Сид. — Чтобы добиться такого эффекта, я запечатлел каждый стакан отдельно с помощью высокоскоростной вспышки, а затем объединил фотографии в одну на этапе постобработки». Снято на камеру Canon EOS 5DS R с объективом Canon EF 100mm f/2.8L Macro IS USM и следующими параметрами: 1/200 сек., f/5.6 и ISO 100. © Сид Али

Шоколадные плитки выложены в форме съедобного небоскреба. Сверху вниз по шоколаду стекает крем ганаш. На этом изображении присутствуют элементы игры (см. финальное изображение), словно это творение Вилли Вонки, однако оно не лишено эстетики изысканного, которая привлечет и взрослых зрителей. Фуд-фотограф Сид Али говорит, что происходящее в этом кадре — это совсем не то, чем кажется. «Я сделал несколько фотографий этого тягучего крема ганаш, который красиво стекает со всех сторон — на каждую каплю потребовалась отдельная фотография», — говорит он. Затем он создал композицию из нескольких кадров с помощью инструментов постобработки.

Сид начал вести профессиональную деятельность шесть лет назад и известен раскрытием «характера» тех или иных блюд. Работая в том числе с Marks & Spencer, Deliveroo и KFC, он создает изображения, которые всегда разительно отличаются от привычных нам предметных кадров. «Все фотографы еды формируют, развивают и подстраивают свой уникальный стиль, однако наша общая задача — это чтобы зрителю захотелось попробовать еду на фото, — говорит он. — Что касается меня, я всегда стараюсь искать новые, неожиданные способы фотосъемки еды».

В этой статье Сид расскажет нам о некоторых тенденциях, которые сейчас использует в своих работах.

Жареная курица лежит на коричневой бумаге, разложенной на темно-синем столе. Курица покрыта травами и специями, а рядом с ней лежат дольки апельсинов и приготовленные зубчики чеснока.

Сид выбирает угол съемки в зависимости от блюда или напитка, который ему предстоит запечатлеть. «Если это плоское блюдо, такое как пицца, я мог бы запечатлеть его сверху вниз, однако бутылочные напитки я буду снимать строго спереди», — говорит он. Для создания этой фотографии с жареной курицей Сид использовал объектив Canon EF 24-70mm f/2.8L II USM. «Он очень универсален и подходит для любых ситуаций. Я использую его для съемки сверху вниз и обычно работаю с фокусным расстоянием 50 мм». Снято на камеру Canon EOS 5DS R с объективом Canon EF 24-70mm f/2.8L II USM и следующими параметрами: 57 мм, 1/200 сек., f/10 и ISO 100. © Сид Али

Тенденция 1. Показать еду в окружении человека

Еда не может существовать отдельно от всего, и Сид стремится запечатлеть это, регулярно включая в кадр руки повара, который нарезает ингредиенты, или фон, который позволяет отличить заведение от домашней обстановки. По словам Сида, эта тенденция наиболее отчетливо вышла на передний план уже после того, как он стал профессионалом, и отражает меняющееся отношение людей к еде. Сегодня потребители из Великобритании и других стран придерживаются идей здорового питания, в том числе покупая экопродукты и даже практикуя сыроедение. Сид считает себя частью этого сдвига. «В университете, где среди моих преподавателей было и несколько известных предметных фотографов, фуд-фотография казалась мне естественным продолжением жанра — с ее помощью я мог совместить свою любовь к еде, в частности к правильному питанию, с увлечением фотографией и освещением.

Я не всегда фотографировал еду именно таким образом, однако теперь чувствую, что это стало частью моего стиля. Эти снимки позволяют передать контекст и создать некую связь со зрителем. Думаю, эта тенденция стала столь популярной, поскольку так можно устранить пропасть между кулинарией и зрителем — теперь он может представить, как ест то или иное блюдо. Это мощный инструмент маркетинга, который позволяет брендам не только обращаться к целевой аудитории, но и расширять клиентскую базу, привлекая все больше людей к своей продукции».

Однако такой метод не всегда эффективен. В качестве примера Сид приводит съемки для Maggi, где на рабочей поверхности для съемки было создано полотно из разнообразных специй. «Каждый ингредиент должен был оставаться видимым, и наличие в кадре человека стало бы отвлекающим фактором», — объясняет он.

Тенденция 2. Движение как способ «оживить» еду

«Самая привлекательная черта покадровой анимации и синемаграфа — это их идеальное сочетание с форматом социальных сетей», — говорит Сид, который все чаще видит эти форматы в списке пожеланий клиентов. Он создает синемаграфы, накладывая небольшой подвижный участок кадра поверх фотографии, что создает ощущение анимации; покадровую анимацию он создает, делая до нескольких сотен фотографий на Canon EOS 5DS R с небольшим интервалом, после чего объединяя их в цельный видеоролик.

«Синемаграф немного сковывает, поскольку приходится надеяться на ролик длиной всего несколько секунд, где начало и конец, например в процессе наливания воды или образования дыма, совпадают для удобного создания цикла. Для них также требуется постоянное освещение, чего сложно достичь при работе со вспышкой».

Специалист в белых перчатках очищает датчик изображения камеры Canon.

Есть ли у вас оборудование Canon?

Зарегистрируйте свое оборудование и получите доступ к бесплатным консультациям экспертов, обслуживанию оборудования, интересным мероприятиям и специальным предложениям — участвуйте в программе Canon Professional Services.

Покадровая анимация, в свою очередь, предлагает значительно большую свободу действий и подходит для съемки практически любых блюд. «Ее можно сделать максимально простой или очень сложной, — говорит Сид. — Однако необходимо всегда составлять раскадровку и продумывать сюжет». Работа с этими форматами помогла ему понять принципы видеографии. «Я бы хотел начать работу с видео — это уже долгое время находится в моем списке задач. Я планирую приобрести Canon EOS R5, поскольку это чрезвычайно быстрая камера с возможностью создания видео невероятного качества».

Десерт павлова крупным планом — в кадре можно увидеть меренгу, кусочки нектаринов, ежевику и финики, политые красным фруктовым соусом.

Сид говорит, что при съемке крупным планом таких блюд, как павлова, стоит предотвратить возможное сотрясение камеры. По его словам, это может испортить макрофотографию. Он рекомендует использовать студийный штатив и дистанционно управлять затвором с помощью автоспуска или пульта ДУ. Сид подключает камеру к ноутбуку, что также позволяет открывать изображения на большом экране для их оценки. Снято на камеру Canon EOS 5DS R с объективом Canon EF 100mm f/2.8L Macro IS USM и следующими параметрами: 1/200 сек., f/6.3 и ISO 100. © Сид Али

Тенденция 3. Макросъемка для раскрытия сочных деталей

Искусство фотографировать еду — это умение запечатлеть ее так, чтобы зритель мог словно ощутить ее аромат и вкус. Секретное оружие Сида — это объектив Canon EF 100mm f/2.8L Macro IS USM который он использует на регулярной основе. «Он так красиво сжимает перспективу, что еда на фото становится невероятно аппетитной, а также является наилучшим вариантом для съемки под углом в 45 градусов и вида спереди».

Макросъемка еды позволяет обратить внимание зрителя на детали блюда и пробудить его органы чувств — не только зрение, но и вкус, осязание и обоняние. «Макрофотографии обращают внимание на цвета, небольшие детали и текстуру, которые в противном случае могут остаться вне зрительского восприятия. Основная задача этого жанра — это рассказать зрителю о качестве продукта или блюда.

Сид говорит, что начать стоит с фруктов. «Разрежьте киви напополам — и увидите много красивых семечек и мякоть фрукта. Однако я снимал в макрорежиме даже бургер с курицей. Мне понравилась текстура куриного мяса и дополняющие ее яркие листья салата».

Более подробное обсуждение — в этом выпуске подкаста Canon Shutter Stories:

Тенденция 4. Несовершенство как художественный прием

Давно прошли те времена, когда фотосъемка еды подразумевала визуальное отображение идеальных ингредиентов и блюд. Теперь изображения воссоздают атмосферу свежей еды, только-только приготовленной на кухне в реальной обстановке — можно увидеть, к примеру, хлебные крошки на кухонном столе или повара, поливающего горячий десерт кремом. Все больше потребителей считает кулинарию своим увлечением — в частности, они готовят для семьи и друзей — и такие снимки позволяют создать аутентичное представление о происходящем.

«Это напоминает людям о вкусе, запахе и текстуре домашней пищи, — говорит Сид. — Вот что делает такие фотографии привлекательными — они вызывают желание повторить блюдо».

Мандарины на разделочной доске и подносе на столе из темного дерева, один мандарин очищен, дольки разложены рядом.

За кулисами мира профессиональной фотографии

Фуд-фотограф Ясмин аль-Батул рассказывает о трудоемком процессе создания своих уникальных снимков и делится профессиональными тонкостями.

Обычно Сид работает с «фуд-стилистом», который занимается манипуляциями с ингредиентами во время съемки. Несовершенство в этих кадрах — это иллюзия; все композиции тщательно продумываются и воссоздаются, например, как в случае с шоколадным небоскребом ниже. У «стилистов» есть опыт в такой работе, а также ряд полезных приемов, которые помогают им демонстрировать еду в наилучшем виде. «Важно понимать, как тот или иной продукт будет выглядеть на изображении, — говорит Сид. — К примеру, мороженое нужно снимать как можно скорее, пока оно не растаяло, особенно в теплую погоду или работая с излучающими большое количество тепла источниками света. Однако другие продукты, например мясо, прощают больше ошибок — их можно вернуть к исходному состоянию, сбрызнув маслом, чтобы они выглядели свежими и сочными».

Приготовленный осьминог розоватой, пурпурной и оранжевой расцветки на черном фоне, прикрытый рыжеватыми и ярко-зелеными листьями.

Высокохудожественные изображения Сида, такие как этот осьминог в рыжеватых листьях салата, кажутся результатом экспериментов, однако на самом деле тщательно продумываются. «Планировать съемку для меня крайне важно, однако после создания необходимого изображения я позволяю себе погрузиться в процесс и начинаю искать возможности для того, чтобы сделать кадр еще лучше», — говорит он. Снято на камеру Canon EOS 5DS R с объективом Canon EF 24-70mm f/2.8L II USM и следующими параметрами: 38 мм, 1/200 сек., f/5.6 и ISO 100. © Сид Али

Стопка расколотых плиток шоколада и стекающий по ним топленый крем ганаш на черном фоне.

Это изображение шоколада — результат комбинирования нескольких изображений при постобработке, что обеспечило идеальное положение стекающего крема в кадре. Снято на камеру Canon EOS 5DS R с объективом Canon EF 100mm f/2.8L Macro IS USM и следующими параметрами: 1/299 сек., f/8 и ISO 100. © Сид Али

Тенденция 5. Фуд-фотография как жанр искусства

Как и многие современные фотографы еды, Сид всегда старается искать новые визуальные решения и стили. Он создает яркие и оригинальные композиции — погружение яблок в воду или, к примеру, яркие кусочки салата на тусклом фоне — некоторые из которых продает в печатном формате. Он регулярно занимается экспериментальными и личными проектами, которые в том числе заполняют пробелы в его портфолио работ. А когда речь заходит об экспериментах, для фотографа как никогда важным становится надежное оборудование.

«Камера высокого разрешения и высокоскоростная вспышка выручают меня в большинстве ситуаций. Моя замечательная камера Canon EOS 5DS R снимает с разрешением до 50 МП. Я считаю, что она объединяет в себе разрешение среднеформатной камеры и универсальность цифровой зеркальной фотокамеры, то есть лучшее из обоих миров, — говорит он. Большинство камер поставляются с фильтром нижних частот, который делает эффект муара менее заметным, однако приводит к снижению четкости, но на Canon EOS 5DS R этот инструмент недоступен, что повышает четкость изображений и возможный уровень детализации».

45-мегапиксельная камера Canon EOS R5, которую хочет приобрести Сид, также предлагает широкие возможности для творческой фотосъемки еды — это в том числе передовая система автофокусировки и встроенная стабилизация изображения, которая работает вместе с совместимыми объективами, компенсируя сотрясение камеры с эффектом до 8 ступеней экспозиции.

Сид рекомендует использовать все источники вдохновения, поскольку любой из них может стать основой вашей новой идеи. «Я ежедневно просматриваю фотографии еды, — говорит он. — Pinterest и Instagram прекрасно подходят для формирования визуальных идей, однако я также черпаю вдохновение из книг, фильмов, живописи и повседневной жизни».

Сид полагает, что многие фотографы еды применяют разные творческие стили, чтобы стимулировать у зрителей разные эмоции — это несет не только творческую, но и коммерческую ценность. «Очень важно, чтобы продукт остался в памяти зрителя. Более того, это позволяет иначе взглянуть на фуд-фотографию и в том числе создавать более глубокие изображения».

Rachel Segal Hamilton

Вам также могут быть интересны...

Лучшее оборудование для фуд-фотографии

Похожие статьи

Подпишитесь на рассылку

Нажмите здесь, чтобы получать вдохновляющие истории и интересные новости от Canon Europe Pro