СТАТЬЯ

«Объектив, без которого не обойтись», — Софи Дарлингтон о съемке дикой природы на объектив CN20x50

Sophie Darlington films penguins in Antartica with Canon lenses.
Кинематографист Софи Дарлингтон снимает фильмы о дикой природе, путешествуя по всему миру. Недавно она сняла художественный фильм Penguins («Пингвины») в Антарктиде для Disneynature. © Disneynature

«Я стала снимать дикую природу по воле случая, но мне всегда нравился свет. Когда я вижу, как красиво падает свет, я просто не могу устоять, чтобы не запечатлеть это», — объясняет Софи Дарлингтон, чьи операторские инстинкты так же сильны, как создания, которых она снимает.

Призер премии BAFTA в категории фильмов о дикой природе, она находится в авангарде этой индустрии и работает многие месяцы подряд над своими проектами в разных уголках планеты. В своих работах Софи показывает природу с неизвестных сторон, привлекая к ним заслуженное внимание, а также поднимая тему охраны природы.

Ее подход к съемке с одной стороны практический: «хороший светосильный объектив — вот, что важно», но в то же время художественный: «когда свет сливается с природой». Красота, по ее мнению, «вызывает у людей по-настоящему сильные эмоции». Ей удается направлять внимание современных зрителей, которые отдалились от природы, к тем глубоким вопросам, которые она считает действительно важными.

 

Обратите внимание, что аудиоконтент доступен только на английском языке.

Canon Professional Services

Есть ли у вас оборудование Canon?

Зарегистрируйте свое оборудование и получите доступ к бесплатным консультациям экспертов, обслуживанию оборудования, интересным мероприятиям и специальным предложениям — участвуйте в программе Canon Professional Services

«Думаю, что сначала мне просто хотелось работать и снимать дикую природу, — объясняет она во время перерыва, который проводит родном Лондоне. — Я хочу снимать фильмы о природе, но… еще я хочу менять мир к лучшему. Я хочу вдохновлять людей! Было бы здорово». С оправдывающимся видом она добавляет: «Звучит достойно, правда? Но это так и есть».

Когда Софи было около 20 лет, она жила и работала в Танзании. Однажды она повстречала съемочную команду BBC, находящуюся там проездом. Для нее это был момент истины — именно тогда она поняла, что хочет профессионально заниматься съемками. «Они посоветовали мне пойти учиться в киношколу, — говорит она. Но Софи не последовала этому совету. Вместо этого она стала работать в лагере режиссера Гуго Ван Лавика, где он снимал Джейн Гудолл (его жена, одна из первых приматологов) для канала National Geographic. На протяжении нескольких лет Софи училась снимать в Серенгети.

Ее художественный фильм Penguins («Пингвины») для Disneynature — история взросления пингвина Адели по имени Стив, местом действия которой стала весенняя Антарктида, — а также сериал о львином прайде в Масаи-Мара получили положительные оценки критиков. А Софи рассказала нам о своей карьере, оборудовании, которое использует, и своих целях. Она считает, что ее карьерный путь сложно повторить, но зато он может вдохновить будущих кинематографистов.

Вы специализируетесь, помимо прочего, на съемке львов. Расскажете об этом?

«Да. Я снимала этих удивительных животных по всей Африке, и они не переставали меня восхищать. Но меня не покидала мысль, что нужен еще один фильм о львах, представляющий их с другой стороны. Фильм не об охоте или убийстве, а о семье. Сейчас во многих хороших передачах о дикой природе используются небольшие эпизоды. Например, можно снять небольшой сюжет на несколько минут, чтобы показать какой-то отдельный аспект поведения животного. А можно выбрать другой подход: понаблюдать за львиным семейством какое-то время и посмотреть, что из этого выйдет».

Насколько сложно будет в этом случае добиться нужного результата?

«Природа живет не по сценарию, но в заповеднике Масаи-Мара нам удалось запечатлеть душераздирающую историю — очень живую и актуальную. Это история об отравлениях. Я рада, что нам удалось ее рассказать. Прайд понес серьезные потери… А мы вынесли обескураживающее заключение: в Кении осталось всего 2000 львов, а во всей Африке — 20 000. Шокирующие цифры».

Снимать одно семейство животных длительное время может быть экономически невыгодно, в чем же преимущество такого подхода?

«Мне кажется, в том, что это позволяет погрузиться в мир животного, прочувствовать его жизнь и понять, каково это — быть им. Когда работаешь над фильмом о дикой природе в полевых условиях, прежде всего нужно время, а еще требуется оборудование, которое позволит запечатлеть историю, если она произойдет. И если за год съемок выдается увидеть нечто стоящее всего на 10 минут, нужна уверенность в том, что этот материал будет отснят в лучшем виде».

Two penguin chicks in Antartica.
Софи может долго выжидать, наблюдая за семейством животных, но когда произойдет что-то интересное, она должна быть готова это заснять. Вот почему для нее так важно иметь надежное оборудование. «Объективы у всех одинаковые, ведь только Canon создает суперзумы для съемки дикой природы», — объясняет она. © Disneynature

Сильно ли меняются технические решения от места к месту, от съемки к съемке?

«Съемка дикой природы — это почти всегда одни и те же трудности. Например, нужно успеть запечатлеть определенный момент, и одного объектива для этого недостаточно. Обычный кадр не подойдет — эффект будет не тот. Снимать надо разные планы: глаза, лапы, клюв, перья; а еще обязательно сделать широкоугольный снимок. Именно поэтому мы всегда используем объективы с мощным зумом. Я, как оператор-постановщик, работаю с длиннофокусными объективами».

А какие именно длиннофокусные объективы?

«Мой выбор — Canon CN20x50. Только он. Все используют разные камеры, но объективы у всех одинаковые, ведь только Canon создает суперзумы для съемки дикой природы».

При этом, похоже, вы очень внимательно относитесь к глубине резкости, вы находите особую эстетику в кинематографическом эффекте?

«Я считаю, что при просмотре фильма о дикой природе очень важно понимать, на кого ты смотришь. Можно снимать грандиозные сцены со множеством деталей, но тогда велик риск что-то упустить. Я начинала с форматов Super-16 и Super-35, а это по большому счету работа с диафрагменным числом (F-stop) или коэффициентом светопропускания (T-stop). Нейтральные фильтры обеспечивают малую глубину резкости. В режиме замедленной съемки нужно, чтобы как можно больше света попало в объектив для использования малой глубины резкости. Сама дикая природа подсказывает, как ее правильно снимать, а поработав над несколькими художественными фильмами, просто чувствуешь, что так надо. Когда я оставляю четким только глаз животного, а все остальное мягко размываю — это так красиво. И очень кинематографично».

A close-up of a seal in Antartica.
Софи говорит, что для нее важно добиться кинематографичности в своих работах. «Когда я оставляю четким только глаз животного, а все остальное мягко размываю — это так красиво». © Disneynature
A boxer and trainer are lit from above by a shaft of light as they sit in a dim gym being filmed by a camera crew using a Canon EOS C700 FF.

Обладательница премии «Сандэнс» Нэнси Шрайбер рассказывает о съемке фильма «Блюдце с долларами» (A Dishful of Dollars) на камеру Canon EOS C700 FF

Кинематографист Нэнси Шрайбер испытывает в деле полнокадровую кинокамеру Canon. Здесь она поделилась своими впечатлениями.

Каково работать с объективом CN20x50 при минимальных плоскостях резкости?

«Я понятия не имела, что есть специальный человек, который отвечает за регулировку фокуса (ассистент для наводки на резкость), пока в Серенгети не встретила команду IMAX. Я смотрела, как их ассистент постоянно меняет значения на объективе для регулировки фокуса, но сама я так никогда не делала! Все дело в ощущениях. Конечно, проще снимать, когда что-то движется на камеру в обычном темпе, так можно освоить работу с объективом. Но если нужно снять птицу на воде, все становится сложнее: никогда не знаешь, в какую сторону она направится.

«CN20x50 — просто зверь. Он поддерживает поворот на 180 градусов. При съемке, например, бегущего гепарда фокусировка требует заметного движения оправы. Мне бы хотелось по возможности использовать диафрагму f/11, но когда снимаешь с частотой 90 кадров в секунду, такой возможности просто нет.

Я всегда предпочитала вручную настраивать фокус, не прибегая к следящей фокусировке. Эффект «дыхания» объектива всегда нежелателен, а с CN20x50 даже при использовании телеконвертера 1,5x не теряется резкость изображения, а хроматическая аберрация отсутствует. Среди всех объективов, которые я использовала, только CN20x50 обеспечивает нужное качество изображения для формата 4K.

Композиция ваших кадров неизменно прекрасна — они идеально сбалансированы, но при съемке с большим фокусным расстоянием, что бывает нередко, остается так мало возможностей для маневра…

«Я каждый раз расстраиваюсь, если в кадр попадает что-то лишнее, а во время съемок дикой природы это происходит постоянно. Когда я снимала фильм «Пингвины» (Penguins) для Disney, был один очень надоедливый — все время лез в кадр! Выстраиваешь отличнейший кадр, и вдруг в нем появляется этот пингвин. Выбор композиции — очень важная часть съемки».

«При съемке я смотрю в видоискатель левым глазом, а если это невозможно, например после четырех часов съемки, когда глаз начинает дергаться (это у всех бывает), то я начинаю смотреть правым глазом… но с правым уже не выходит снимать так же интуитивно, как это получалось с левым».

Часто такое происходит?

«Об этом просто не говорят… Со мной работал ассистент, который делал прекрасные снимки, но они не были показательными. Мы проверили, какой глаз у него ведущий — правый или левый. И он такой: "Я всегда снимал, смотря правым глазом, но тут сказано, что нужно левым". И что же? Он стал делать просто потрясающие снимки, просто потому что стал смотреть в видоискатель ведущим глазом. Так что вот вам совет — проверьте глаза. Все может быть».

Sophie Darlington films penguins in Antartica with Canon lenses.
Софи советует начинающим фотографам смотреть в видоискатель «ведущим» глазом. «С правым у меня не выходит снимать так же интуитивно, как это получается с левым», — объясняет она. © Disneynature

Как вы относитесь к этическим проблемам, с которыми сталкиваются при съемке дикой природы?

«Природа живет по своим законам, и нам нельзя мешать ей, мы только честно снимаем ее. Мне нравится использовать длиннофокусные объективы, потому что они позволяют находиться на большом расстоянии и не влиять на ход событий. Я видела ужасные вещи. Видела, как самка гепарда проиграла схватку газели Гранта. Она умерла. Через два дня умерли три ее детеныша».

Вы так давно работаете на съемках дикой природы, у вас получается не поддаваться эмоциям?

«Бывает, я плачу. Но чаще это происходит от бессильной злости из-за того, что творят люди. Не верится, что люди готовы заплатить, чтобы посмотреть на животное, и вести себя так пренебрежительно. Мне кажется, что по большей части причина тому — современные телефоны. Я также считаю, что в этом отчасти может быть и наша вина, ведь мы снимаем с помощью этих потрясающих объективов и переносим людей в мир дикой природы. Люди приходят в заповедник со своими телефонами, и им очень хочется получить такие же превосходные кадры, а для них единственный способ это сделать — нарушить все правила заповедника, забыв про безопасность и здоровье животных».

В закадровых эпизодах, которые сейчас популярны в передачах о дикой природе, представители этой киноиндустрии рассказывают о том, что их беспокоит. Зритель также узнает, в каких суровых условиях приходится работать.

«Дикую природу не снимают в тепличных условиях. Съемки проходят в суровой и жесткой обстановке. Например, стоишь у моря, на пляже, и тут — ветер, песок, брызги, соль, пыль, шум, грохот. Поднимаешь штатив над головой и устраиваешь забег на короткую дистанцию… все мысли о создании заветного кадра, об оборудовании думать некогда. Наше оборудование проходит все круги ада».

Sophie Darlington sits on the ice with her back to the camera while filming penguins in Antartica.
Софи часто приходится работать в экстремальных условиях, поэтому ей нужно надежное оборудование. «Дикую природу не снимают в тепличных условиях. Съемки проходят в суровой и жесткой обстановке», — говорит она. © Disneynature
A cluster of penguins captured by Sophie Darlington in Antarctica.
«Все мысли о создании заветного кадра, об оборудовании думать некогда. Наше оборудование проходит все круги ада», — говорит Софи. © Disneynature

В одном интервью вы, кажется, говорили, что высокий рост помогает вам в вашей работе…

«Я высокая, но на самом деле это мешает во время съемок, потому что приходится долго стоять, согнувшись в своем укрытии метр на метр. Могу точно сказать, высокий рост — это явный недостаток. Кажется, однажды я это сказала в шутку… так же, как говорила, что у мужчин есть единственное преимущество перед нами — когда холодно, они могут отпустить бороду. Я, конечно, шучу, но тема эта серьезная. Я могу вам назвать несколько имен невероятно талантливых женщин-кинематографистов, таких как Джастин Эванс, Сью Гибсон и Жюли Моньер, но пока женщин в этой сфере мало. Многие замечательные женщины приходят в эту индустрию, и я думаю, чем больше таких как я будет заниматься этим, тем более естественным это будет считаться».

Сталкивались ли вы с примерами сексизма за время работы в этой сфере?

«Знаете, мне никогда и не доводилось работать в другой сфере. Когда я начинала свою карьеру, Гуго было все равно, какой у меня пол. Ему было важно знать, что я увлечена своей работой и что у меня зоркий глаз, и он знал это. Я видела, как женщины таскали столько же вещей, что и парни, а может и больше. Если есть интерес и увлеченность делом, пол не должен иметь никакого значения».

Что посоветуете женщинам и мужчинам, которые хотят пробиться в киноиндустрию и заниматься съемками дикой природы?

«Почти каждый день я получаю сообщения, в которых люди спрашивают, как попасть в этот бизнес. Можете повторить за мной? Ответ нет, потому что я нашла свой уникальный путь. Но сейчас гораздо больше возможностей. Снимайте, монтируйте, публикуйте свои видео, рассказывайте свои истории. Пользуйтесь доступным и качественным оборудованием. Объектив CN20x50 действительно стоит своих денег, а с камерой Canon EOS 5D Mark IV можно творить настоящие чудеса. Эта камера прекрасно подходит для съемки с объективом 70–200 мм или любым другим. Самое важное — это история, ведь именно к ней мы всегда обращаемся. Мой совет — не сидеть дома. Если собираешься рассказать историю, нужно быть в центре событий, а не смотреть видео на YouTube, сидя у себя дома. Если не оторваться от дивана, ничего не получится».

Автор Emma-Lily Pendleton


Оборудование Софи Дарлингтон

Основные устройства для съемки дикой природы

Sophie Darlington crouches in the snow with a Canon lens on a camera in front of a colony of penguins.

Объектив

Canon CN20x50 IAS H E1/P1

Супертелеобъектив CINE-SERVO, CN20x50 IAS H E1/P1 обладает превосходными показателями 4K, 20x зумом и встроенным телеконвертером 1,5x с непревзойденным фокусным расстоянием 50–1000 мм (75–1500 мм с телеконвертером). «Даже при использовании телеконвертера 1,5x не теряется резкость изображения, — отмечает Софи. — CN20x50 обеспечивает нужное качество изображения для формата 4K».

Похожие статьи

Смотреть все

Подпишитесь на рассылку

Нажмите здесь, чтобы получать вдохновляющие истории и интересные новости от Canon Europe Pro

Зарегистрируйтесь сейчас