Фотографы используют мощный инструмент, который позволяет им запечатлеть конкретный момент времени. В создании историй за несколько долей секунды нет ничего нового, однако умение отразить в одном кадре целую линию повествования, выразить эмоции и запечатлеть историческое событие — это тот навык, на оттачивание которого у фотографов уходят долгие годы.
Но как именно добиться такого эффекта? Перед началом конкурса Redline Challenge 2022 года, главной темой которого стала «История в моменте», мы пообщались с пятью амбассадорами Canon, которые работают в разных жанрах фотографии, и попытались понять, чем для них является построение истории и как запечатлеть квинтэссенцию происходящего всего на одной фотографии.
Британский документальный фотограф египетского происхождения Лора эль-Тантави создает сюжеты о проблемах идентичности и принадлежности. Хелен Бартлетт — одна из наиболее известных семейных фотографов в Великобритании, которая работает в черно-белом формате и приезжает домой к заказчикам, чтобы их окружение помогло рассказать историю их семьи. Фотограф дикой природы из Кении Клемент Кирагу известен созданием ярких фотографий — он считает, что таким образом он выражает чувства животных и рассказывает посредством изображений их истории. Марчин Кин из Польши объездил весь мир, фотографируя яркие моменты и особенности экстремальных видов спорта. И, наконец, своими мыслями о создании фотоисторий с нами поделилась фотожурналист из ЮАР Гульшан Хан, которая стремится привлечь внимание общественности к проблемам своего окружения — пластиковым отходам, доступности воды, безопасности в домашней среде и вопросам гендерной принадлежности.
ТЕХНИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ
Как рассказать историю в одном моменте?
Лора эль-Тантави
Лора уже не раз заключала целые истории всего в одной фотографии. Ее принадлежность сразу к двум культурам стала основой ее проектов о жизни сообщества и идентичности, где она регулярно применяет техники абстрактной фотосъемки и элементы импрессионизма. Столь выразительные темы проектов определили для Лоры более эмоциональный подход к выбору концепций нарратива.
Фотография толпы, собравшейся на площади Тахрир (выше), была создана, когда Лора смотрела на улицы Каира во время политических волнений, когда даже незнакомые друг другу люди объединялись в небольшие группы. «Я просто хотела отразить на фотографии то, что видела своими глазами — это в какой-то мере чувство эйфории, похожее на сон. В тот момент я испытывала яркие эмоции, которые буквально направляли меня», — рассказывает она.
Лоре нравится рассказывать истории посредством одиночных изображений, и она использует для этого длительную выдержку. «Именно так я инстинктивно реагирую на происходящее — такой прием съемки становится визуальным акцентом на промежуточных моментах, останавливает время и демонстрирует события иначе, нежели в реальности, однако в то же время создает впечатление, что именно это и предстало перед твоими глазами».
Лора рекомендует фотографам, желающим фотографировать с длительной выдержкой, найти оптимальную позицию для съемки, а потом руководствоваться происходящим вокруг. «Если снимать с длительной выдержкой обдуманно, начинаешь понимать ее преимущества и особые возможности съемки окружающего мира, которые она предлагает», — отмечает она.
На вопрос о том, что именно помогло ей найти свой стиль повествования, она отвечает: «Фотография интригует меня тем, что не отвечает на поставленные вопросы — возможно, это потому, что когда я изучаю окружающий мир через камеру, то получаю больше вопросов, чем ответов».
Redline Challenge
Марчин Кин
Марчин известен созданием уникальных фотографий, рассказывающих о мире экстремальных видов спорта. Пытаясь рассказать историю, он ищет уникальные способы передать ощущение скорости, например с помощью частиц воды, грязи или пыли в воздухе. Для него идеальное изображение должно быть предельно понятным. «Хорошая фотография — это когда смотришь на нее, и у тебя не остается вопросов без ответа».
Изображение выше нравится ему потому, что демонстрирует особенности выбранного вида спорта. «Хард-эндуро требует недюжинных технических умений. Это не только технически сложный, но и динамичный вид спорта. Нужно понимать возможности своего мотоцикла и тела», — говорит он.
Марчин рекомендует фотографам, стремящимся создавать истории о спорте, сначала узнать как можно больше о выбранной дисциплине, чтобы прогнозировать события. По его словам, таким фотографам стоит присмотреться к сочетанию камеры и объектива со стабилизатором изображения. Марчин рекомендует практиковаться в съемке движения, фотографируя проезжающие мимо машины. Он выбирает максимально короткую выдержку и открытую диафрагму, после чего настраивает значение ISO 6400 или выше.
Хелен Бартлетт
Для Хелен источником вдохновения является ее вера в то, что в каждой семье существует особая энергетика. Она снимает дома у заказчиков, сохраняя мимолетные мгновения и яркие эмоции, однако в ее понимании понятие «история» можно трактовать шире. «Это может быть действие, взаимодействие, взаимоотношения между людьми. Это может быть важный момент или мимолетное событие. Например, когда ребенок бьет по мячу или прыгает, либо когда двое людей смотрят друг на друга».
Рассказывая об изображении мальчика в бассейне, Хелен говорит следующее: «Мне нравится эта фотография, поскольку она воплощает в себе то, что называют юностью. Он буквально выпрыгивает из бассейна, словно стремится в будущее — он растет на глазах».
Хелен снимает в черно-белом формате, поскольку считает, что таким образом изображения лишаются принадлежности к определенному времени. «Я думаю, что для меня это лучший вариант создать изображение, которое останется актуальным на долгие годы, — отмечает она. — Я хочу рассказать историю о людях, и черно-белый формат позволяет обратить внимание на самое важное, убирая все лишние элементы».
Перед съемкой Хелен рекомендует установить контакт с человеком, которого вы планируете фотографировать. «Очень важно, чтобы между вами образовалась связь. Это поможет людям открыться, а вам — рассказать их историю. Таким образом истории помогут зрителю понять, какой человек смотрит на них с фотографии».
Гульшан Хан
Гульшан известна созданием фотопроектов, помогающих в реализации принципов социальной справедливости и соблюдения прав человека. Она находит истории, авторы которых не могут так эффективно их распространить, и использует фотосъемку, чтобы придать им огласку. «Истории — это основа фотографии. Я считаю, что за каждым изображением стоит история. Изображение не может существовать отдельно», — говорит она.
По словам Гульшан, этот принцип относится и к фотографии танцоров сальсы (выше), которую она сделала в Йоханнесбурге. «Это яркое и прекрасное сообщество, — рассказывает она. — Я предугадала этот момент и ждала, что он случится. Все потому, что я была погружена в процесс, наслаждалась происходящим, слушала приятную музыку и следила за танцем».
Что касается советов по созданию историй с помощью фотографий, Гульшан говорит, что кадр яркого момента не всегда будет означать, что вы были частью лишь этого момента. «Это может показаться странным, однако на мой взгляд, чтобы запечатлеть тот самый момент, требуется терпение. Нужно понимать, что происходит, общаться с людьми и рассказать им, что вы делаете. То есть стать частью происходящего — так вы будете готовы запечатлеть яркое событие, когда оно произойдет». Она также рекомендует фотографам создавать более многогранные, полные деталей изображения с необычной перспективой и особым контрастом между объектами — таким образом зритель каждый раз сможет находить в нем что-то новое.
Клемент Кирагу
Клемент известен как фотограф дикой природы, которому удается фотографировать животных при мягком свете заходящего солнца, однако он также нередко снимает в черно-белом формате.
По словам Клемента, история в фотографии — это форма взаимодействия. «Если отправиться в национальный парк и встретить там прайд львов, стоит запечатлеть их взаимодействие друг с другом, поскольку у каждого вида есть свои особенности общения в кругу семьи».
Фотографируя льва (см. фото выше), Клемент изначально знал, какого эффекта хочет достичь. «Это изображение демонстрирует мистическую сторону кошек, ведь это очень скрытные животные — смотря на это фото, кажется, что понимаешь природу этого хищника. В его глазах можно увидеть настоящее, врожденное любопытство». По словам Клемента, основой его рабочего процесса стала камера Canon EOS R5. «Я пытался найти способ запечатлеть его с нижнего ракурса, и сенсорный экран с регулируемым углом наклона помог мне добиться необходимой композиции».
По словам Клемента, для съемки в моменте необходимо понимать возможности оборудования и осознавать, что короткая выдержка, которую так часто используют фотографы дикой природы, позволяет создать эффект остановки времени даже для самых скоротечных событий. Он также считает, что фотографы не должны бояться упустить момент. «Иногда бывает, что если запечатлеть не само событие, а момент сразу до или после него, история получается более необычной».
Фотосъемка природы с новой перспективы
Истории в форме фотографий — это отдельная форма искусства, однако чтобы отточить навык их создания, вам потребуются особые навыки, целеустремленность и много практики. Как уже продемонстрировали приглашенные нами пятеро профессионалов, истории индивидуальны — каждый может придумать собственный подход к их созданию. Гульшан хочет поделиться следующим советом: «Если вы хотите ценный совет, в первую очередь попытайтесь понять себя, довериться своим инстинктам, идти к своей цели и научиться терпению. Постарайтесь понять людей вокруг вас, учитывайте их эмоции и оставайтесь тактичны. Я верю, что такой органичный подход поможет вам создавать прекрасные изображения».
-
СТАТЬЯ
8 необходимых советов по созданию черно-белых фотографий
Научитесь создавать более качественные черно-белые фотографии и узнайте, какая камера лучше всего подходит для такой съемки, с советами от эксперта.
-
СТАТЬЯ
Лора эль-Тантави о закрепившемся значении площади Тахрир
Лора эль-Тантави беседует со Скоттом Андерсоном перед публикацией новой версии своей книги 2015 года «В тени пирамид» (Shadow of the Pyramids).
-
СТАТЬЯ
Преимущества черно-белого формата
Свадебный фотограф Андре Тейшейра и фотограф дикой природы Клемент Кирагу делятся мыслями на счет целесообразности съемки в монохромном формате.
-
СТАТЬЯ
Честный разговор: съемка вдали от эпицентра событий
Опытный журналист Паоло Пеллегрин и восходящая звезда Ксения Кулешова обсуждают варианты презентации сюжета, технологические инновации и значение сообщества.