Canon EOS-1D X Mark II
Флагманская профессиональная зеркальная камера Canon с датчиком изображения 20,2 мегапикселя и 61-точечной системой автофокусировки позволяет снимать со скоростью 14 кадров/сек. и работать со значением ISO до 409 600.
СТАТЬЯ
Хорошие портреты спортсменов сочетают страсть и эмоции фотографий со спортивных мероприятий с композицией и освещением классического портрета. Отличие портретов спортсменов от других поджанров портрета состоит в том, что фотографу необходимо передать эмоции дисциплины, в которой выступает спортсмен, с помощью атрибутики и позирования — и все это зачастую в крайне сжатые сроки.
Российский фотограф спортивных мероприятий и амбассадор Canon Андрей Голованов имеет за плечами более 20 лет опыта в съемке широкого спектра событий мира спорта. В этой статье он делится лучшими советами по созданию портретов спортсменов — от освещения и фонов до позирования и использования атрибутики.
«Фон имеет огромное значение, — говорит Андрей. — Очень важно, чтобы он не был слишком ярким или пестрым, иначе он будет отвлекать внимание зрителя от основного объекта. Когда я создаю портреты в помещении, например в тренировочном комплексе или спортзале, я беру с собой бумажный задник и устанавливаю его за спиной спортсмена, чтобы работать с однотонным фоном».
Андрей предпочитает использовать серый фон, иногда выбирая вариацию с едва заметной текстурой. «Серый подходит для этого лучше всего. Если я хочу сделать фон немного светлее или темнее, я могу подсветить бумажный задник или изменить расстояние от задника до человека, которого фотографирую», — говорит он.
Исключением из правил является съемка на улице. «Если человек занимается видом спорта, где большая часть тренировок/соревнований происходит вне помещения, я буду искать возможность фотографировать его именно на улице. В этом случае я буду выбирать фон так, чтобы он позволял мне запечатлеть спортсмена в своей стихии».
При съемке вне помещения не всегда можно рассчитывать на идеальное облачное небо с рассеянным светом, который будет создавать красивое освещение вашего объекта съемки. В яркие солнечные дни Андрей использует вспышку Canon Speedlite 600EX-RT (в продаже доступно новое поколение: Speedlite 600EX II-RT), чтобы нивелировать резкие тени.
«Я встаю так, чтобы солнце оказалось у меня за спиной, а объект был ярко подсвечен со всех сторон. Затем я помещаю вспышку Speedlite за спортсменом или сбоку под некоторым углом, чтобы подчеркнуть форму тела. Если спортсмен щурится, когда смотрит на солнце, я прошу его посмотреть в другом направлении — обычно несколько вбок — или зажмуриться, пока я не скажу открыть глаза».
Андрей предпочитает выполнить съемку в тени, если у него есть такая возможность. При наличии достаточного количества времени он устанавливает подставку с отражателем, чтобы подсветить участки с тенями с помощью дневного света. В большинстве случаев он все же использует вспышки Speedlite.
«У меня есть три вспышки Canon Speedlite 600EX-RT, которые можно объединить в единую сеть устройств. Они срабатывают, когда я нажимаю на кнопку передатчика для вспышек Canon Speedlite ST-E3-RT или использую одну из Speedlite600EX-RT прямо на камере в качестве главной вспышки. Что касается освещения, на улице я помещаю одну из вспышек слева от камеры, а вторую — справа, при этом одну из них нужно настроить на более высокую яркость, чтобы сильнее подсветить объект с одной стороны. Если мне нужно подчеркнуть контуры тела, я установлю третью вспышку за спортсменом».
При портретной съемке спортсменов в помещении, где есть доступ к источнику питания, Андрей использует студийные вспышки и большие софтбоксы, чтобы добиться рассеянного света, схожего с дневным освещением в облачный день. «Я располагаю вспышки по сторонам от объекта, а софтбоксы позволяют сделать свет равномерным и мягким. Это делает кадр более объемным, а фигуру атлета — более выразительной».
Иногда у него появляется шанс поработать в помещении, куда попадает достаточно естественного света, и именно это произошло, когда он отправлялся обратно в Россию вместе с женской сборной страны по волейболу после одного из турниров. «Я видел, что у Екатерины Гамовой пальцы были замотаны лентой в цвет флага России, и это отложилось в моей памяти, — объясняет он. — Когда, наконец, мне довелось запечатлеть ее и остальных игроков во время международного турнира, в матче лидировал противник, и она поменяла ленту на белую».
«В аэропорту перед обратным перелетом я спросил у нее про эти цветные ленты. В ответ она намотала их на пальцы, а я нашел место, где солнечный свет через окна проникает в помещение. К счастью, свет был достаточно однородным и не слишком ярким. Я выбрал композицию таким образом, чтобы длинный коридор в аэропорту стал темным фоном и добавил снимку глубины. Все получилось как нельзя лучше, и мне не потребовалось дополнительное освещение».
Если времени мало, Андрей просит спортсмена сохранять естественное положение и немного попозировать. Затем он дает указания, чтобы немного скорректировать их положение в кадре. «Сначала я прошу спортсмена сделать разворот на три четверти. После этого они выглядят увереннее в себе, а кадр становится более объемным, и портрет уже не будет выглядеть как фото на паспорт. Это позволяет им расслабиться и выглядеть естественно».
Андрей также использует физические особенности спортсменов, например татуировки, чтобы передать историю человека, которого фотографирует. «Я трачу некоторое время, осматривая человека, чтобы определить его выдающиеся черты. У боксера это могут быть синяки, у гребца — огрубевшая кожа ладоней; все это демонстрирует, как много усилий они прикладывают, чтобы двигаться вперед. Однажды я смотрел телевизор, и увидел в одном из телешоу российского гимнаста Артура Далалояна, у которого на руке есть татуировка армянского креста. Я узнал, что для Артура эта татуировка является источником поддержки и символом защиты. Очевидно, что она имеет для него особое значение, поэтому когда я работал над его портретом, я решил, что татуировка обязательно должна фигурировать в нем наряду с лицом спортсмена. Мы попробовали разные варианты, но кадр выше нравится мне больше всего».
Важно помнить не только о положении тела и позе, в которой находится человек. «Мне также нравится работать со спортсменами, которые делают какие-нибудь особые жесты руками, — объясняет Андрей. — Руки не должны просто находиться по бокам от тела. Я использую стандартные позы, например скрещенные на груди руки, только если у меня мало времени; в иных случаях я стараюсь использовать атрибутику из их вида спорта, например перчатки или шлем».
«Я видел, как синхронистка Наталья Ищенко выполняет следующий элемент: она выпрыгивает из воды, а ее руки в этот момент выглядят, будто крылья птицы. Я знал, что мне хочется запечатлеть это, поэтому попросил ее сделать то же самое, но предварительно повесить все ее медали на руки. Я подсветил Наталью студийной вспышкой, и мне удалось сделать отличный кадр».
Автор
Оборудование, которое профессионалы используют для создания портретов спортсменов
Флагманская профессиональная зеркальная камера Canon с датчиком изображения 20,2 мегапикселя и 61-точечной системой автофокусировки позволяет снимать со скоростью 14 кадров/сек. и работать со значением ISO до 409 600.
Телеобъектив с изменяемым фокусным расстоянием и профессиональными характеристиками обеспечивает стабилизацию изображения с эффектом, эквивалентным 5 ступеням выдержки, и фокусировку с помощью ультразвукового мотора кольцевого типа. «Спортсмены — занятые люди, поэтому фотосессии проходят в очень высоком темпе, — говорит Андрей. — У меня совершенно нет времени постоянно настраивать оборудование и менять объективы. Я могу взять с собой любую камеру, установить на нее этот объектив и быть готовым к съемке».
Обновленная версия этого классического широкоугольного зум-объектива обеспечивает потрясающую резкость во всем диапазоне зумирования. «Он охватывает весь диапазон малых фокусных расстояний, а также располагает зумом и высоким оптическим качеством», — говорит Андрей.
Мощная вспышка, которая позволяет создавать творческое освещение с любой стороны при использовании отдельно от камеры с помощью беспроводного радиоуправления. «Это компактные портативные устройства, которые работают от аккумуляторов, что позволяет устанавливать их в любой точке», — говорит Андрей.
СТАТЬЯ
Два профессионала делятся практическими советами по профессиональной портретной съемке, которые они хотели бы получить сами в начале карьеры.
СТАТЬЯ
В рамках совместного проекта Getty Images и Canon два фотографа вместе отправились на съемки, чтобы запечатлеть увлеченность и динамику любительского спорта.
СТАТЬЯ
Фэшн-фотограф Хавьер Кортес рассказывает о работе при слабом освещении и создании портретов в стиле живописи «старых мастеров».
СТАТЬЯ
Джеймс Масселуайт рассказывает о том, как объективы Canon L-серии помогли ему создать четкие фотографии с насыщенными цветами в рамках проекта «Портрет рестлера».
Нажмите здесь, чтобы получать вдохновляющие истории и интересные новости от Canon Europe Pro