СТАТЬЯ

Беседа с Анастасией Миковой, вторым режиссером фильма «Женщина»

A young woman sits in a black-draped ready to be interviewed on camera.
Анастасия Микова (на заднем плане) готовится к съемкам интервью для фильма «Женщина» на Северном вокзале Парижа. Для обеспечения единообразия материалов при съемках по всему миру использовалось одинаковое оборудование и расположение — камера Canon EOS C300 Mark II с объективом Canon EF 70-200mm f/2.8L IS II USM устанавливалась в 2,6 метра от кресла героя интервью. © Марко Струллу

Сотрудничество Анастасии Миковой, карьера которой началась с работы репортером на французском телевидении, с Яном Артюс-Бертраном началось 10 лет назад с совместной работы над телепередачей «Земля, увиденная с неба», где Анастасия выступила в качестве главного редактора. Затем она стала ассистентом режиссера, когда Ян работал над эпическим документальным фильмом «Человек», а теперь она уже в должности второго режиссера работает над новым проектом под названием «Женщина».

В этом интервью Анастасия рассказывает о своей роли в проекте, а также о своем видении новой картины.

Что заставило вас принять участие в предыдущем фильме Яна Артюс-Бертрана «Человек», и как этот опыт повлиял на ваши навыки кинорежиссера?

«Я несколько лет работала с Яном после фильма "Земля, увиденная с неба", а затем он продолжил работать над своими проектами, а я занялась своей работой. Однажды он позвонил и сказал: "Я начинаю работать над новым фильмом, это революция в документалистике, такого вы никогда не видели. Как насчет поработать вместе?" Сперва я подумала, что кто-то из моих друзей разыгрывает меня!»

Canon Professional Services

Есть ли у вас оборудование Canon?

Зарегистрируйте свое оборудование и получите доступ к бесплатным консультациям экспертов, обслуживанию оборудования, интересным мероприятиям и специальным предложениям — участвуйте в программе Canon Professional Services

«Я помню, что мы встретились, и Ян показал мне лист бумаги. На нем была написана вся идея фильма: "Я хочу поговорить о человечестве и о том, что значит быть человеком в современном мире. Что мы разделяем? Что разделяет нас?" Сообщение завершалось красивой фразой "Только любовь может спасти мир". С этого и началась работа над проектом, и на создание "Человека" у нас ушло 4 года, что очень серьезно для документального кино».

«Тот проект очень сильно изменил меня как специалиста и как человека. Есть я "до" и есть я "после". Сейчас я совершенно другой человек. Тот проект был уникальным опытом. Люди, которых мы видели впервые, делились с нами самыми сокровенными мыслями. Иногда они говорили о том, что никогда никому не рассказывали».

«Также в рамках работы над проектом я побывала в разных странах и узнала больше о культурах и традициях, о которых раньше даже не слышала. Более того, я побывала в ситуациях, в которых никогда бы не оказалась, если бы не работа над тем фильмом. Я создавала документальные фильмы за много лет до "Человека", но всегда говорила себе, что это не та жизнь и работа, которые мне подходят. Но когда люди полностью вам открываются, вы больше не можете оставаться равнодушными. Это меняет вашу личность».

Что при работе над фильмом «Человек» заставило вас подумать, что следующим должен быть фильм, посвященный женщинам?

«На съемках "Человека" нас поразило то, насколько сильно отличаются интервью мужчин и женщин. Мы приезжали в город или деревню, рассказывали о проекте, и мужчины задавали много вопросов, в то время как женщины слушали и будто бы подозревали нас в чем-то. Но когда они садились перед камерой, они преображались, и появлялось ощущение, что они ждали этого момента всю свою жизнь. Они действительно пользовались возможностью, чтобы сказать: "Мы здесь, мы существуем".

Однажды Ян сказал: "Вы знаете, думаю, что нам стоит сосредоточиться на женщинах". Когда он сказал это, все стало очевидным. Когда мы видим, что происходит с женщинами по всему миру сегодня — как они занимают все более высокие должности и делятся своими историями, — мы даже не удивляемся, поскольку еще пять лет назад мы думали, что так и произойдет».

On a beach, Anastasia Mikova and a camera operator film a group of women.
Анастасия руководит съемкой общих планов в Республике Конго. © Марко Струллу

Помимо того, что фильм посвящен женщинам, чем еще он отличается от «Человека»?

«Мы решили сохранить формат интервью крупным планом. Мы пробовали разные подходы и решили, что это наиболее эффективный способ заставить людей прислушаться. "Человек" был настолько всеобъемлющим, что нам пришлось разбить его на несколько тематик, таких как война, семья и счастье; в фильме границу между ними проводили кадры с воздуха, созданием которых Ян занимается уже много лет. Но в рамках нового проекта мы хотим углубиться в эту тему и понять, что значит быть женщиной».

«Иногда это будет демонстрироваться посредством ответов женщин из разных поколений, а иногда — ответами женщин из разных уголков планеты. В некоторых случаях совершенно разные женщины будут говорить на общую тему. Будет больше разнообразия. Для нас также очень важно прочувствовать, чем живут эти женщины, поэтому станет больше моментов, посвященных их жизни и быту. Мы также решили включить в фильм пение, поскольку в музыке можно выразить то, что нельзя выразить словами».

Вы провели множество отличных интервью. Расстраивает ли вас тот факт, что для всех достойных материалов в фильме просто не хватит места?

A woman with short, dyed red hair and tattoos wears a lilac top.

За кадром: монтаж фильма «Женщина»

Загляните в служебные помещения технического персонала и узнайте из первых уст, как специалисты преодолевали различные технические проблемы и трудности, связанные с повествованием в фильме, на этапе монтажа.

«Конечно, каждый день мы сталкиваемся и с трудностями выбора. Лишь из некоторых интервью мы возьмем по одному ответу, и эти материалы в итоге попадут в фильм. Процесс работы над предыдущим фильмом был точно таким же, и это трудно. В то же время работать с Яном невероятно, ведь его фильмы — это не просто фильмы, а настоящие проекты. Всегда есть основной фильм, который показывают в кинотеатрах, но помимо него организовывается и передвижная выставка. Также это серия документальных эпизодов для телевидения и контент для размещения в Интернете и продвижения проекта...»

«Поэтому даже несмотря на то, что многие герои интервью не попадают в конечную версию фильма, они получают шанс донести свой посыл, а это главное. В фильме про женщин мы выводим на новый уровень то, чем занимались при создании "Человека", и сотрудничаем с огромным количеством негосударственных организаций в разных странах, которые работают над решением проблем женщин. Мы хотим проводить конференции, обсуждения и показы по всему миру, а также создать пространство для обсуждения».

«Мы также рассматриваем концепт индивидуальности: мы все задаемся вопросами. Что я делаю? Кто я и что я могу делать иначе, чтобы изменить этот мир?»

A woman wears a pink and black Mexican wrestling mask.
Во многих странах по всему миру было организовано множество интервью с женщинами разного возраста, представляющими разные культуры. © Марко Струллу

Вы упомянули об этих особенных моментах, которые происходят во время интервью. Какой именно материал вы ищете? Как журналисты учатся подводить людей к нужным историям?

«Во время работы над предыдущим фильмом («Человек») мы провели более 600 интервью; на этот раз мы приближаемся к 1000. Я не могу сказать, что существуют определенные методы. Вы привносите в интервью свой индивидуальный подход и свое мировоззрение. Я работаю с журналистами, у которых по двое детей, с 45-летними опытными специалистами и с теми, кому всего 27 и кого я обучила сама за последние пару лет».

«Но я говорю всем, чтобы в самом начале интервью они твердили себе, что женщина перед ними — это чистый лист. Никто не знает, что будет написано на этом листе. Главная цель интервью — узнать больше об этом человеке. Не только узнать ее историю жизни или мысли по тем или иным вопросам, а действительно попытаться лучше понять, что это за человек».

«В нашей жизни определяющими являются далеко не десятки моментов. Обычно их всего один или два. Они могут быть связаны с чем угодно — материнством, работой, любовью или трудностями, через которые пришлось пройти. Мы стараемся найти именно такой момент для каждого отдельно взятого человека. Все вопросы предназначены только для того, чтобы помочь им раскрыться. Когда журналист чувствует, что подобрался к самой сути, он фокусируется на нужной истории, ведь именно она будет иметь ключевое значение».

Anastasia Mikova stands with two young women wearing Woman film t-shirts.
Анастасия с коллегами на съемках фильма «Женщина» на Северном вокзале Парижа. © Марко Струллу

Иногда вы говорите об ужасных вещах, а иногда и о более радостных моментах, настраивающих на позитивный лад. Является ли баланс между двумя крайностями частью задумки?

«Когда мы начали работу над проектом, еще на стадии плана для меня было важно, чтобы задуманный фильм получился максимально сбалансированным. Мы обсуждаем проблемы и дискриминацию, но также говорим о любви, счастье и новых возможностях. Честно говоря, в большинстве случаев нам приходится работать с очень сложными историями. Зачастую жизнь женщины — это настоящее сражение».

«Существуют женщины-политики и женщины, занимающие высокие должности, но они встречались с насилием точно так же, как и необразованные бесправные женщины из небольших деревень. Мы стараемся продемонстрировать внутреннюю силу, которой обладают женщины, и показать всем, на что они способны».

Большинство специалистов, работающих над фильмом, сами являются женщинами. Почему?

«Все журналисты, работающие со мной, — это женщины, потому что мы затрагиваем множество личных тем. Мы говорим о менструации, о сексуальности и о том, как мы видим свое тело; многие женщины не смогли бы полностью открыться мужчине в этих вопросах. Но среди операторов есть и мужчины, и женщины. В некоторых культурах мужчина может помочь вам, поскольку для участия женщины в интервью требуется согласие мужа. Для них залогом уверенности будет нечто вроде: "Я могу пообщаться с ним, а моя жена пойдет с этой женщиной". Я не хочу, чтобы фильм "Женщина" стал совместным трудом исключительно женщин и представлял интерес только для других женщин. Целью является максимально широкая аудитория, поэтому здорово, что мужчины и женщины совместно работают над созданием этого фильма».

A woman wears a purple headscarf decorated with colourful triangles.
Даже в странах, где определенных тем предпочитают избегать, Анастасия просила журналистов задавать те же вопросы, что задаются женщинам из других стран. © Марко Струллу

Вы всегда задаете одни и те же вопросы даже в странах, где об определенных вещах говорить не принято?

«Всегда. Когда мы приезжаем в страну, переводчик или гид говорят нам: "Вы знаете, у нас не принято говорить на эту тему", и мы делаем вид, что поняли это. Во время интервью мы все равно задаем этот вопрос. Никаких исключений. Никогда не происходило так, что женщины просто отказывались говорить на эти темы. Им есть, что сказать, — просто нужно дать им эту возможность и убедить в том, что бояться нечего».

Вы упоминаете местных гидов. Какова их роль в обеспечении доступа к закрытым сообществам?

«Когда вам предстоит взаимодействие с сообществом, в котором женщины полностью закрываются перед незнакомцами, нужно готовиться заранее. Мы начинаем работать с местными гидами за несколько месяцев до поездки, чтобы создать условия, в которых людям будет комфортно. Например, в следующем месяце мы отправимся в Бангладеш, и мы планируем провести интервью с женщинами народа Рохинджа. Им пришлось покинуть страну. Многие из них были изнасилованы. Мы работаем с негосударственной организацией, которая ежедневно помогает им и сможет донести до них суть нашего проекта».

«Очень важно, чтобы все женщины, с которыми мы общаемся, чувствовали себя уверенно и доверяли нам — это необходимо для того, чтобы они могли полностью открыться. Кроме того, важно, чтобы они были готовы поделиться своей историей с миллионами людей. Поэтому мы также работаем с психологами, которые помогают им обрести уверенность и рассказать о важных вещах перед камерой».

В трейлере нового фильма зрителям был задан вопрос: «Каково место женщины в мире будущего?» Как бы вы ответили на этот вопрос, учитывая вашу роль в создании фильма?

«Я с надеждой смотрю в будущее. У этих женщин за всю жизнь не было ни единого шанса — представьте, что произойдет, если завтра они получат новые возможности. Женщины больше не хотят ждать. Мы думали: "Если мы будем терпеливы, все изменится. Если мы расскажем о ситуации более понятно, мужчины изменятся. Если произойдет так или иначе..." Теперь женщины все чаще говорят, что не хотят ждать завтрашнего дня. Они хотят быть частью изменений и жаждут поскорее увидеть плоды своих трудов».

Автор Rachel Segal Hamilton


Оборудование для съемки фильма «Женщина»

Основная аппаратура для съемки международного документального фильма

Two men and a woman look at the back of a Canon video camera with a long lens.

Фотокамеры

Canon EOS C300 Mark II

EOS C300 Mark II обеспечивает съемку потрясающего видео 4K/Full HD с широким динамическим диапазоном в 15 ступеней. Доступный формат XF-AVC со скоростью записи 410 Мбит/сек., по словам Томаса Лаверна, руководящего монтажом фильма «Женщина», представляет идеальный баланс между размером файлов и качеством изображения.

Canon EOS 5D Mark IV

Эта полнокадровая цифровая зеркальная камера с разрешением 30,4 МП обеспечивает невероятную детализацию даже при очень высокой контрастности, а видео в формате 4K — сверхвысокое разрешение в соответствии со стандартом DCI (4096x2160). Она использовалась в качестве второй камеры на съемках фильма «Женщина» и обеспечивала качество на уровне камер Cinema EOS, включая широкий динамический диапазон.

Объективы

Canon EF 70-200mm f/2.8L IS II USM

Этот надежный телеобъектив с изменяемым фокусным расстоянием имеет прочную конструкцию и систему стабилизации изображения с эффектом, эквивалентным четырем ступеням выдержки, а ультранизкодисперсионные линзы обеспечивают высокую контрастность и естественную цветопередачу. В протоколе съемки фильма «Женщина» этот объектив всегда использовался с камерой C300 Mark II, расположенной в 2,6 метра от кресла героя интервью.

Canon EF 200-400mm f/4L IS USM Extender 1.4x

Профессиональный объектив 200-400 мм f/4 со встроенным экстендером 1,4x, который увеличивает фокусные расстояния до 280-560 мм. Стабилизатор изображения с эффектом, эквивалентным 4 ступеням выдержки, обеспечивает максимальную резкость изображения, а удобные элементы управления позволяют без труда управлять устройством. Этот объектив использовался съемочной группой фильма «Женщина» для создания общих планов.

Похожие статьи

Смотреть все

Подпишитесь на рассылку

Нажмите здесь, чтобы получать вдохновляющие истории и интересные новости от Canon Europe Pro

Зарегистрируйтесь сейчас