СТАТЬЯ

Дискуссия фотожурналистов: что мешает женщинам работать в этой сфере?

Hilary Roberts, Laura Morton and Catalina Martin-Chico look on as Ilvy Njiokiktjien speaks.
Председатель совета Хиллари Робертс и обладательницы награды Canon Female Photojournalist Award предыдущих лет (слева направо) — Лора Мортон, Илви Ньокиктьен и Каталина Мартин-Чико — обсуждают препятствия, с которыми женщины-фотожурналистки сталкиваются в работе.

По данным исследований World Press Photo, все больше женщин изучают фотографию, но количество женщин, попадающих в фотожурналистику, остается низким — всего лишь 15% фотожурналистов являются женщинами. На фестивале Visa pour l'Image 2018 компания Canon Europe пригласила трех ведущих фотожурналистов, чтобы узнать, почему.

К организатору обсуждения Хиллари Робертс, которая занимает должность заведующей отделом исследований фотографии в Имперском военном музее, присоединились три обладательницы премии Canon Female Photojournalist Award последних лет: Илви Ньокиктьен (2011), Каталина Мартин-Чико (2017) и Лора Мортон (2018).

В этом тематическом обсуждении три женщины-фотожурналиста объясняют, какие барьеры им приходится преодолевать, и указывают на возможные способы продвижения женщин в этой сфере.

Hilary Roberts with Laura, Ilvy and Catalina on stage at Visa pour l'Image 2018.
Лора, Илви и Каталина приняли участие в открытом обсуждении, которое амбассадор Canon Хиллари Робертс провела в рамках международного фестиваля фотожурналистики Visa pour l'Image.

Хиллари Робертс: «С какими трудностями вы сталкивались в своей карьере фотожурналиста, будь то сознательное или подсознательное понимание ситуации?»

Canon Professional Services

Есть ли у вас оборудование Canon?

Зарегистрируйте свое оборудование и получите доступ к бесплатным консультациям экспертов, обслуживанию оборудования, интересным мероприятиям и специальным предложениям — участвуйте в программе Canon Professional Services

Лора Мортон: «В нашем обществе по-прежнему популярна идея, что мужчина должен прокармливать семью. При условии одинаковой работы труд женщин в США в среднем оплачивается на 20% меньше, чем труд мужчин. На более раннем этапе моей карьеры я поехала в Нью-Йорк и провела очень плодотворную встречу с редактором. В конце встречи он сказал: "Вы знаете, мне очень нравятся ваши работы, и я бы хотел работать с вами, но у меня в Сан-Франциско много ребят, которым нужны задания для оплаты счетов". Я помню, как подумала: "А что насчет меня? Мне тоже нужно платить аренду!" Я пошла к выходу и увидела список работников, нанятых этим редактором — все это были мужчины».

«Это встречается повсеместно. Я думаю, что многие даже не осознают этой проблемы, поскольку она настолько въелась в жизнь нашего общества. Я думаю, что гендерная дискриминация в большинстве случаев не несет в себе какого-то злого умысла. Это происходит не только в нашей сфере, но и в обществе в целом. Во многих странах гендерное равенство развито лучше, чем в Америке».

Илви Ньокиктьен: «Я думаю, что между Европой и Америкой существует некоторая разница. Я заметила это, когда общалась с редакторами здесь, в Амстердаме. Однажды я была на встрече в Нью-Йорке. Там был редактор, который сказал мне, что такие ситуации не редкость. А затем он спросил: "А каково ваше семейное положение?", другими словами решил узнать, есть ли у меня дети. В тот момент я очень волновалась, и этот вопрос был настолько неожиданным, что я действительно начала отвечать на него».

«Я подумала, почему я занимаюсь этим? Почему я извиняюсь за то, что хочу выполнять эту работу? На самом деле это возмутительно. В основном я работаю с бельгийскими, нидерландскими и немецкими СМИ. Европа огромна, и есть много мест, про которые я не могу говорить, но в этих трех странах между мужчинами и женщинами нет никакой разницы. Это действительно так. У нас одинаковые шансы получить работу».

People parade along a street playing brass instruments. Photo by Laura Morton.
Лора Мортон завершила работу над своим проектом «Юниверсити-авеню» о жизни в Калифорнии, на который она потратила грант, полученный вместе с премией Canon Female Photojournalist Award 2018 года. На этом кадре, созданном в рамках проекта, группа учащихся Стэнфордского университета марширует по Юниверсити-авеню в Пало-Альто во время 97-го ежегодного праздника-парада May Fete. Снято на камеру Canon EOS R с объективом Canon RF 35mm F1.8 MACRO IS STM и следующими параметрами: 1/1250 сек., f/5, ISO 200. © Лора Мортон
Six siblings pose for a portrait against a bare wall in a sparsely-furnished room. Photo by Anush Babajanyan.

Назван победитель конкурса Canon Female Photojournalism Award 2019

В этом году престижную награду получила фотограф из Армении Ануш Бабаджанян, которая занимается репортажной фотосъемкой семей из конфликтного региона Нагорный Карабах.

Хиллари: «Однажды я слышала, как на радио один английский фотограф давал интервью, в котором заявил, что для ношения фотооборудования нужна развитая верхняя часть тела. Считаете ли вы, что ношение оборудования действительно является для вас испытанием?»

Илви: «Нет. Я слышала об этом и задавалась таким же вопросом. Конечно, вам нужно быть в форме, поскольку это физически тяжелая работа. Но затем я начала ходить в тренажерный зал. Так что нет, я думаю, что между мужчинами и женщинами нет различий, просто эта работа требует физической готовности, поскольку вам нужно много путешествовать, адаптироваться к смене часовых поясов и работать с нехваткой сна».

Хиллари: «Любой фотожурналист живет в постоянном движении. Как вы к этому относитесь?»

Лора: «Мне повезло, что мой партнер поддерживает мое стремление развиваться в этой потрясающей области. Это нивелирует отношение к моей деятельности моего консервативного отца. Когда он произносил речь на моей свадьбе, он сказал, что очень волновался и думал, что я никогда не выйду замуж, так как уделяю слишком много времени работе. Но я нашла человека, которого моя карьера волнует не меньше, чем меня саму».

«Это странные двойные стандарты. Я знаю, что у мужчины может быть ребенок, за воспитание которого он отвечает, но именно женщин-фотожурналистов постоянно спрашивают: "Ого, и как вам удается совмещать материнство и работу?" Мужчин в принципе никогда об этом не спрашивают. К счастью, в этом плане я вижу позитивный сдвиг, но думаю, что такие вопросы все равно будут всплывать время от времени».

Илви: «Меня часто об этом спрашивают. И я никогда не понимала, зачем. Однажды я проводила довольно формальную беседу о фотографии с другой женщиной, при этом в комнате было полно женщин, и как-то неожиданно в разговоре всплыла тема детей. Через 10 минут я поняла, что все это время мы говорили только о детях. Мы собрались, чтобы обсудить фотографию... Такого никогда не произошло бы, участвуй в этом обсуждении ряд мужчин, у которых также есть дети».

Хиллари: «Расскажите нам о своей работе в Южной Америке, Каталина».

Каталина Мартин-Чико: «В прошлом году я начал работать над проектом, посвященным силам ФАРК в Колумбии. Это повстанческая организация, которая на протяжении 53 лет вела войну с правительством. В 2016 году они, наконец, заключили мирное соглашение. Я очень хотела рассказать о переходе от гражданской войны к состоянию мира и обнаружила, что 40% бойцов ФАРК — это женщины, что стало для меня шоком».

«Мы не знали об этом, потому что полвека доступ к повстанцам был закрыт. Когда война была закончена, почти все женщины забеременели. Так что для меня дверь в их мир была открыта, и я рассказала историю их новой жизни — во время беременности, а также после рождения детей».

A heavily pregnant woman sits on a chair next to a man lying on a bed, her top rolled up to expose her stomach. Photo by Catalina Martin-Chico.
Каталина Мартин-Чико победила в конкурсе Canon Female Photojournalist Award 2017 года с проектом, в котором она рассказала о бывших бойцах ФАРК, которые начинают новую жизнь в мирной Колумбии. Снято на камеру Canon EOS 5D Mark IV с объективом Canon EF 24-70mm f/2.8L II USM. © Каталина Мартин-Чико

Хиллари: «Как вы пришли к тому, что вас интересует съемка жизни женщин?»

Каталина: «Я не считаю себя фотографом, который рассказывает истории женщин. Я просто думаю, что это интересные истории, которые я узнала. Но это правда, что, будучи женщиной, я смогла получить доступ к 50% историй. Очевидно, что при съемке этих сюжетов я воспользовалась этим преимуществом, и это был интересный опыт для меня как для женщины».

Хиллари: «Существуют очевидные риски, поэтому для женщин-фотожурналистов были созданы специальные курсы по безопасности. Полезны ли они?»

Илви: «Думаю, что подобные курсы очень важны. На мой взгляд, для посещения некоторых стран из числа тех, которые я посетила за последние пару лет, нужно хорошо подготовиться. Но я не думаю, что подобное обучение обязательно должно быть разделено на женское и мужское. Думаю, стоит сделать подобные курсы чем-то более смешанным».

Хиллари: «Илви, я посмотрела ваши фотографии. Если бы я увидела их на общей выставке без подписи имени фотографа, я бы не смогла определить ваш пол. Особенно что касается того кадра с мужчинами, сидящими в сауне...»

Илви: «Я работала над сюжетом для The New York Times о беженцах в Финляндии. Я читала около центра для беженцев, и примерно 20 мужчин-беженцев прошли мимо меня с полотенцами на шее. Мне было интересно, куда они направляются. Поэтому я спросила одного из них. Он сказал мне: "Мы собираемся принять душ в местной сауне — благодаря наличию сауны они дают нам возможность бесплатно принимать душ". Мне было немного страшно попросить присоединиться к ним».

«К счастью, один из них сказал мне в шутку: "Эй, хочешь пойти в сауну с нами?", и я ответила, что пойду. Конечно же, он имел в виду совсем не это, но все обошлось. А еще там было до невозможности жарко. Камера не фокусировалась из-за влажности, и мне пришлось сидеть с ними в сауне около часа, пока устройство адаптируется к условиям съемки».

«Я хотела проявить уважение, ведь они сидели там без одежды. Я не собиралась раздеваться догола, но подумала, что могу снять свитер. И сняла его. Это была водолазка, и я стояла в сауне вся в поту. А затем я сделала фотографию этих беженцев в сауне, и это отличный кадр, ведь на нем видно, что это настоящая финская сауна. Вы увидели именно эту фотографию. Думаю, что мужчина тоже мог сделать эту фотографию, ведь на ней изображены другие мужчины. Я думаю, что мне просто сильно повезло».

Male refugees enjoying a sauna in Finland. Photo by Ilvy Njiokiktjien.
Беженцы из Ирака и Сирии греются в традиционной финской сауне в Sauna Arlan, пока Илви фотографирует их в рамках проекта для New York Times. Снято на камеру Canon EOS-1D X со следующими параметрами: 1/25 сек., f/2.8 и ISO 3200. © Илви Ньокиктьен

Хиллари: «Что нужно делать сообществу, чтобы поддержать женщин, работающих в этой сфере?»

Лора: «Я считаю, что очень важно не оставлять проблемы без дискуссий. Во многих случаях, когда я чувствовала гендерную дискриминацию по отношению к себе, это было не так явно. Возможно, некоторые люди даже не осознавали, что дискриминируют меня. Это очень сильно въелось в жизнь нашего общества. Я думаю, что если начать говорить об этом, это отложится в сознании многих. За последние два года я увидела значительные изменения в отношении людей к женщинам-фотожурналистам».

Илви: «Я думаю, что всем необходимо смотреть вокруг и задаваться вопросом относительно того, где пролегает граница гендерного баланса. В больших компаниях, например, она должна смещаться в направлении 50/50».

Хиллари: «Является ли наставничество лучшим способом добиться этого?»

Илви: «На мой взгляд, наставничество очень важно, и я бы хотела стать для кого-то наставником. Думаю, что если бы наставник прошел через все это, ситуация могла бы значительно измениться. Наставничество не должно длиться много лет. Оно, конечно, помогает, но также я получала много очень полезных советов от женщин, с которыми просто сидела в баре. Они говорили нечто такое, что кардинально меняло мое мышление».

Хиллари: «Какую цель, на ваш взгляд, преследуют награды? Является ли это мотивацией завершать проекты, которые иначе не увидели бы свет?»

Илви: «Я просматриваю много портфолио, и есть большая разница между тем, как мужчины и женщины демонстрируют свои работы. Большинство женщин открывают свои проекты и говорят: "Ну да, это не лучшая моя работа". Мужчины в то же время скажут: "В общем, я поехал в Венесуэлу и запечатлел это, это и это". В этом основное отличие. Это в некотором роде стереотип, но в нем есть и доля правды. Я считаю, что премии для женщин-фотографов — это здорово, потому что какая-нибудь 19-летняя девушка может увидеть церемонию вручения и вдохновиться этим».



Узнайте больше о награде Canon Female Photojournalist Award и ознакомьтесь со всеми историями Canon с фестиваля на странице события Visa pour l'Image.

Автор Tom May


Похожие статьи

Смотреть все

Подпишитесь на рассылку

Нажмите здесь, чтобы получать вдохновляющие истории и интересные новости от Canon Europe Pro

Зарегистрируйтесь сейчас